Клапана управления тормозами прицепа КамАЗ

Клапан управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом предназначен для приведения в действие тормозного привода прицепа (полуприцепа) при включении любого из раздельных контуров привода рабочей тормозной системы тягача, а также при включении пружинных энергоаккумуляторов привода запасной и стояночной тормозных систем тягача.

Клапан крепится на раме тягача двумя болтами.

Клапан управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом: 1 - мембрана; 2 - пружина; 3 - клапан разгрузочный; 4 - клапан впускной; 5 - корпус верхний; 6 - поршень верхний большой; 7 - тарелка пружины; 8 - винт регулировочный; 9 - пружина; 10 - поршень малый верхний; 11 - пружина; 12 - поршень средний; 13 - поршень нижний; 14 – корпус нижний; 15 - окно выпускное; 16 - гайка; 17 – шайба мембраны; 18 - корпус средний; I - вывод к секции тормозного крана; "II" - вывод к крану управления стояночной тормозной системой; "III" - вывод к секции тормозного крана; "IV" - вывод в тормозную магистраль прицепа; V - вывод к ресиверу; VI - вывод атмосферный

Между нижним 14 и средним 18 корпусами зажата мембрана 1, которая укреплена между двумя шайбами 17 на нижнем поршне 13 гайкой 16, уплотненной резиновым кольцом.

К нижнему корпусу двумя винтами прикреплено выпускное окно 15 с клапаном, предохраняющим прибор от попадания пыли и грязи.

При ослаблении одного из винтов выпускное окно 15 можно повернуть и открыть доступ к регулировочному винту 8 через отверстие клапана 4 и поршня 13.

Клапан управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом вырабатывает управляющую команду для воздухораспределителя тормозной системы прицепа (полуприцепа) от трех независимых друг от друга команд, действующих как одновременно, так и раздельно.

При этом к выводам I и "III" подается команда прямого действия (на увеличение давления), а к выводу "II" — обратного действия (на падение давления).

Работа клапана тормозного механизма прицепа с двухприводным приводом: А - работа при отсутствии торможения; C - схема работы при торможении рабочей тормозной системой; D - при торможении запасной или стояночной тормозной системой

Выводы клапана соединены следующим образом:

  • "I" — с нижней секцией тормозного крана;
  • "II" — с краном обратного действия с ручным управлением;
  • "III" — с верхней секцией тормозного крана;
  • "IV" — с магистралью управления тормозными механизмами прицепа;
  • "V" — с ресивером автомобиля;
  • "VI" — с атмосферой.

В отторможенном состоянии к выводам "II" и "V" постоянно подается сжатый воздух, который, воздействуя сверху на мембрану 1 и снизу на средний поршень 12, удерживает поршень 13 в нижнем положении.

При этом вывод "IV" соединяет магистраль управления тормозными механизмами прицепа с атмосферным выводом "VI" через центральное отверстие клапана 4 и нижнего поршня 13.

При подводе сжатого воздуха к выводу "III" верхние поршни 10 и 6 одновременно перемещаются вниз.

Поршень 10 сначала садится своим седлом на клапан 4, перекрывая атмосферный вывод в нижнем поршне 13, а затем отрывает клапан 4 от седла среднего поршня 12.

Сжатый воздух от вывода "V", связанного с ресивером, поступает к выводу "IV" и далее в магистраль управления тормозными механизмами прицепа.

Подача сжатого воздуха к выводу "IV" продолжается до тех пор, пока его воздействие снизу на верхние поршни 10 и 6 не уравновесится давлением сжатого воздуха, подведенного к выводу "III", на эти поршни сверху.

После этого клапан 4 под действием пружины 2 перекрывает доступ сжатого воздуха от вывода "V" к выводу "IV".

Таким образом осуществляется следящее действие.

При уменьшении давления сжатого воздуха на выводе "III" от тормозного крана, т.е. при оттормаживании, верхний поршень 6 под действием пружины 11 и давления сжатого воздуха снизу (в выводе "IV") перемещается вверх вместе с поршнем 10.

Седло поршня 10 отрывается от клапана 4 и сообщает вывод "IV" с атмосферным выводом "VI" через отверстия клапана 4 и поршня 13.

При подводе сжатого воздуха к выводу "I" он поступает под мембрану 1 и перемещает нижний поршень 13 вместе со средним поршнем 12 и клапаном 4 вверх.

Клапан 4 доходит до седла в малом верхнем поршне 10, перекрывает атмосферный вывод, а при дальнейшем движении среднего поршня 12 отрывается от его впускного седла.

Воздух поступает из вывода V, соединенного с ресивером, к выводу "IV" и далее в магистраль управления тормозными механизмами прицепа до тех пор, пока его воздействие на средний поршень 12 сверху не уравняется давлением на мембрану 1 снизу.

После этого клапан 4 перекрывает доступ сжатого воздуха из вывода V к выводу "IV".

Таким образом осуществляется следящее действие при таком варианте работы прибора.

При падении давления сжатого воздуха на выводе "I" и под мембрану нижний поршень 13 вместе со средним поршнем 12 перемещается вниз.

Клапан 4 отрывается от седла в верхнем малом поршне 10 и сообщает вывод "IV" с атмосферным выводом VI через отверстия в клапане 4 и поршне 13.

При одновременном подводе сжатого воздуха к выводам "I" и "III" происходит одновременное перемещение большого и малого верхних поршней 10 и 6 вниз, а нижнего поршня 13 со средним поршнем 12 — вверх.

Заполнение магистрали управления тормозными механизмами прицепа через вывод "IV" и выпуск из нее сжатого воздуха происходит так же, как описано выше.

При выпуске сжатого воздуха из вывода "II" (при торможении запасной или стояночной тормозной системой тягача) давление над мембраной падает.

Под действием сжатого воздуха снизу средний поршень 12 вместе с нижним поршнем 13 перемещаются вверх.

Заполнение магистрали управления тормозными механизмами прицепа через вывод "IV" и оттормаживание происходит так же, как при подводе сжатого воздуха к выводу "I".

Следящее действие в этом случае достигается уравновешиванием давления сжатого воздуха на средний и поршень 12 и суммы давления сверху на средний и поршень 12 и мембрану 1.

При подводе сжатого воздуха к выводу "III" (или при одновременном подводе воздуха к выводам "III" и "I") величина давления в выводе "IV", соединенном с магистралью управления тормозными механизмами прицепа, превышает величину давления, подведенного к выводу "III".

Этим обеспечивается опережающее действие тормозной системы прицепа (полуприцепа).

Максимальная величина превышения давления на выводе "IV" составляет 98,1 кПа(1 кгс/см 2); минимальная — около 19,5 кПа (0,2 кгс/см 2), номинальная — 68,8 кПа (0,6 кгс/см 2).

Регулирование величины превышения давления осуществляется винтам 8: при вворачивании винта она увеличивается, при выворачивании — уменьшается.

Замена клапана управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом

Клапан нужно заменять при следующих неисправностях:

  • - нарушение герметичности клапана. Признаком является утечка воздуха через выводы и в местах разъемов корпусов;
  • - заедание поршней, повреждение мембраны;
  • - механические повреждения корпусов клапана, нарушающие его работу

Потребуются ключи 12х13, 17х19, 22х24

Снятие клапана

Выпускаем воздух из ресиверов (рис. 4) стояночной тормозной системы

С помощью ключей на 17 и 22 мм, откручиваем накидные гайки трубопроводов, подсоединенных к клапану 24

Выкручиваем болты крепления кронштейна к раме, отсоединяем от выводов клапана трубопроводы и снимаем клапан

Откручиваем гайки крепления клапана 24 к кронштейну

Установка клапана управления

Устанавливаем клапан на кронштейн

Устанавливаем клапан с кронштейном на раму, подсоединяем трубопроводы и закрепляем клапан

Затягиваем накидные гайки трубопроводов

Запускаем двигатель и заполняем воздухом пневмопривод тормозных систем

Проверяем герметичность трубопроводов и клапана. Утечка воздуха не допускается

Клапан управления тормозными механизмами прицепа с однопроводным приводом

Клапан управления тормозными механизмами прицепа с однопроводным приводом предназначен для приведения в действие тормозного привода прицепа (полуприцепа) при работе тормозных систем тягача, а также для ограничения давления сжатого воздуха в пневматическом приводе прицепа (полуприцепа) с целью предотвращения самопритормаживания последнего при колебаниях давления в пневматическом тормозном приводе автомобиля-тягача.

Клапан установлен на раме автомобиля и закреплен двумя болтами.

Клапан управления тормозными механизмами прицепа с однопроводным приводом: 1 - тарелка пружины; 2 - крышка нижняя; 3, 11 - кольца упорные; 4 – поршень нижний; 5 - пружина клапана; 6 - седло выпускного клапана; 7 - камера следящая; 5 - поршень ступенчатый; 9 - камера рабочая; 10, 17 - пружины кольцевые; 12 - крышка верхняя; 13 - колпачок защитный; 14 – пружина мембраны; 15 - тарелка пружины мембраны; 16 - мембрана; 18 - опора; 19 - толкатель; 20 - клапан выпускной; 21 - клапан впускной; 22 - корпус; 23 - пружина; 24 – винт регулировочный; 25 - контргайка; I - вывод к ресиверу; II - вывод в соединительную магистраль; III - вывод в атмосферу; IV - вывод к клапану управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом

Сжатый воздух от ресивера автомобиля-тягача подводится к выводу "I" и через канал А проходит в полость над ступенчатым поршнем 8.

В отторможенном состоянии пружина 14, воздействуя на тарелку 15, удерживает мембрану 16 вместе с толкателем 19 в нижнем положении.

При этом выпускной клапан 20 закрыт, а впускной клапан 21 открыт и сжатый воздух проходит из вывода "I" к выводу "II" и далее в соединительную магистраль прицепа.

При достижении в выводе "II" определенного давления, устанавливаемого с помощью регулировочного винта 24, поршень 4 преодолевает усилие пружины 23 и опускается, вследствие чего впускной клапан 21 садится на седло в поршне 4.

Таким образом, в отторможенном положении в магистрали прицепа автоматически поддерживается определенное давление, меньше давления в пневматическом приводе тягача.

При торможении тягача сжатый воздух подается к выводу "IV" и заполняет подмембранную полость "B".

Преодолевая усилие пружины 14, мембрана 16 поднимается вверх вместе с толкателем 19.

При этом сначала закрывается впускной клапан 21, а затем открывается выпускной клапан 20, и воздух из соединительной магистрали прицепа через вывод "II", полый толкатель 19 и вывод "III" в крышке 12 выходит в атмосферу.

Воздух из вывода "II" выходит до тех пор, пока давление в полости В под мембраной 16 и в полости под ступенчатым поршнем 8 не уравновесится давлением в полости над ступенчатым поршнем.

При дальнейшем снижении давления на выводе "II" поршень опускается и перемещает вниз толкатель, который закрывает выпускной клапан, вследствие чего выпуск воздуха из вывода "II" прекращается.

Таким образом осуществляется следящее действие, и торможение прицепа (полуприцепа) происходит с эффективностью, пропорциональной величине подведенного к выводу IV давления сжатого воздуха.

Дальнейшее повышение давления на выводе "IV" приводит к полному выпуску сжатого воздуха из вывода "II" и тем самым к максимально эффективному торможению прицепа.

При оттормаживании тягача, то есть при падении давления на выводе "IV" и в полости В под мембраной 16, последняя под действием пружины 14 возвращается в исходное нижнее положение.

Вместе с мембраной опускается толкатель.

При этом закрывается выпускной клапан и открывается впускной клапан 21.

Сжатый воздух из вывода 7 поступает в вывод "II" и далее в соединительную магистраль прицепа (полуприцепа), вследствие чего прицеп (полуприцеп) растормаживается.

Замена клапана управления тормозными системами прицепа с однопроводным приводом

Клапан нужно заменять при следующих неисправностях:

  • - нарушение герметичности клапана. Признаком является утечка воздуха через выводы и в местах крепления верхней крышки к корпусу клапана;
  • - механические повреждения корпуса, крышки и мембраны клапана, нарушающие его нормальную работу

Для выполнения задания потребуются ключи 17х19 и 22х24

Снятие клапана

Отключаем выключатель аккумуляторных батарей

Выпускаем воздух из ресиверов (рис. 4) стояночной тормозной системы

Рис. 4. Схема пневматического привода тормозных систем: 1 - камеры тормозные типа 24; 2 - манометр двухстрелочный; 3 - кран управление вспомогательной тормозной системой; 4 - выключатель пневмоэлектрический электро­магнитного клапана прицепа; 5 - пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя; 6 - компрессор; 7 - кран управления стояночной тормозной системой; 5 - водоотде­литель; 9 - регулятор давления; 10, 28 - клапаны защитные одинарные; 11 - клапан защитный тройной; 12 - кран тормозной двухсекционный; 13 - пневмоцилиндры при­вода заслонок механизма вспомогательной тормозной системы; 14 - ресивер контура I; 15 - выключатели контрольной лампы падения давления; 16 - ресиверы контура II; 17 - краны слива конденсата; 18 - ресивер потребителей; 19 - ресиверы контура III; 20 - клапан двухмагистральный перепускной экстренного растормаживания; 21 - кла­пан двухмагистральный перепускной; 72 - клапан ускорительный; 23 - выключатель контрольной лампы стояночной тормозной системы; 24 - клапан управления тормоз­ными системами прицепа с двухпроводным приводом; 25 - камеры тормозные типа 24/24; 26 - выключатель контрольной лампы сигнала торможения; 27 - клапан управ­ления тормозными системами прицепа с однопроводным приводом; 29 - краны разоб­щительные; 30 - головки соединительные типа «Палм»; 31 - головка соединительная типа А; А, B, C, D - клапаны контрольных выводов; Р - к питающей магистрали двухпроводного привода; H - к соединительной магистрали однопроводного привода; N - к тормозной (управляющей) магистрали двухпроводного привода

Откидываем защитный резиновый колпачок и отсоединяем наконечники электрических проводов от выводов выключателя 26 контрольной лампы сигнала торможения, расположенного на тройнике клапана управления

Откручиваем накидные гайки трубопроводов, подсоединенных к клапану 27 управления

Выкручиваем болты крепления кронштейна к раме и снимаем клапан

Установка клапана управления

Устанавливаем на клапан кронштейн и закрепляем гайками с помощью ключа на 17 мм

Устанавливаем клапан управления в сборе с кронштейном на заднюю поперечину рамы и закрепляем

Подсоединяем трубопроводы к выводам клапана управления. Наверните и затяните накидные гайки

Включаем аккумуляторные батареи автомобиля

Запускаем двигатель и заполняем воздухом пневмопривод тормозных систем

Проверяем герметичность трубопроводов и клапана. Утечка воздуха не допускается

new

Карбюратор К–151В (рис. 1) – вертикальный, эмульсионный, двухкамерный, с падающим потоком смеси и последовательным открытием дроссельных заслонок

Для снятия дисков сцепления выполните операции с 1 по 5 раздела " Замена выжимного подшипника УАЗ-3151 "