Механизм подъема и опускания платформы автомобилей-самосвалов КамАЗ-5511 и КамАЗ-55102

К дополнительному оборудованию автомобилей-самосвалов относится механизм подъема и опусканиия платформы, который обеспечивает подъем и опускание платформы;

- остановку ее в лю­бом промежуточном положении в процессе подъема или опускания; автоматическое ограничение максимального угла подъема и давления в гидросистеме.

Управление механизмом подъема и опускания плат­формы электропневматическое, дистан­ционное, осуществляемое из кабины води­теля переключателями, установленными на панели приборов.

Гидравлический механизм подъема платформы автомобиля-самосвала КамАЗ-5511: 1 - масляный  бак; 2 - коробка  отбора  мощности; 3 - электропневмоклапаны; 4 - кран  управления; 5 - гидроцилиндр; 6 - клапан ограничения подъема платформы

Гидравлический механизм подъема (рис.) состоит из коробки 2 отбора мощности с масляным насосом, гидроци­линдра 5 крана 4 управления, клапана 6 ограничения подъема платформы, электро-пневмоклапанов 3, масляного бака 1 с фильтром и системы пневмо- и гидропро­водов.

Кроме указанных унифицированных узлов механизм подъема платформы авто­мобиля-самосвала КамАЗ-55102 имеет запорное устройство, предназначенное для соединения гидросистемы тягача с гидро­системой прицепа, и гидрораспределитель, который может направлять поток масла в гидроцилиндр прицепа.

Распределитель прикреплен к крану управления.

Принцип работы

Последовательность операции при подъеме и опускании платформы автомобиля-самосвала:

- для включения коробки отбора мощности вык­лючите сцепление и поставьте выключатель в поло­жение «Включено» (при этом загорится контрольная лампа).

Ток через термобиметаллический предохра­нитель поступает к обмотке электромагнита пневмо­клапана, сердечник которого, перемещаясь, от­крывает клапан.

Воздух из ресивера поступает в полость пневмокамеры коробки отбора мощности.

Схема механизма подъема платформы автомобиля КамАЗ-5511: 1 – масляный бак; 2 – масляный насос; 3 – коробка отбора мощности (КОМ); 4 – пневмокамера; 5 – электропневмоклапан; 6 – кран управления; 7 – пневмокамера; 8 – распределительный кран; 9 – контрольная лампа; 10 – переключатель распределителя гидросистемы на тягач или прицеп; 11 – переключатель механизма подъема и опускания платформы; 12 – контрольная лампа включения «КОМ»; 13 – выключатель «КОМ»; 14 – предохранитель; 15 – источник тока напряжением 24 В; 16 – предохранительный клапан гидросистемы; 17 – фильтр; 18 – предохранительный клапан фильтра; 19 – клапан ограничения подъема платформы; 20 – гидроцилиндр тягача; 21 – гидроцилиндр прицепа

Схема механизма подъема платформы автомобиля КамАЗ-55102: 1 – масляный бак; 2 – масляный насос; 3 – коробка отбора мощности (КОМ); 4 – пневмокамера; 5 – электропневмоклапан; 6 – кран управления; 7 – пневмокамера; 8 – распределительный кран; 9 – контрольная лампа; 10 – переключатель распределителя гидросистемы на тягач или прицеп; 11 – переключатель механизма подъема и опускания платформы; 12 – контрольная лампа включения «КОМ»; 13 – выключатель «КОМ»; 14 – предохранитель; 15 – источник тока напряжением 24 В; 16 – предохранительный клапан гидросистемы; 17 – фильтр; 18 – предохранительный клапан фильтра; 19 – клапан ограничения подъема платформы; 20 – гидроцилиндр тягача; 21 – гидроцилиндр прицепа

При включении сцепления масляный насос начнет работать. Масло из бака через всасывающую и на­гнетающую полости насоса поступает по трубопро­воду в кран управления, а затем сливается в бак. Такая циркуляция масла способствует его разогреву в зимнее время, что улучшает условия работы гидро­системы опрокидывающего механизма;

- для подъема платформы переведите переклю­чатель в положение «II». При этом ток проходит через обмотки электропневмоклапанов, сердеч­ники которых, перемещаясь, открывают клапаны.

Воздух из ресивера подается к пневмокамерам крана управления. Масло из крана управления поступает по трубопроводам в гидроцилиндр.

Под действием давления масла звенья гидроцилиндра последова­тельно выдвигаются, поднимая платформу.

По мере подъема платформы гидроцилиндр на­клоняется; при достижении максимального угла подъема корпус гидроцилиндра нажимает на регули­ровочный винт клапана ограничения подъема плат­формы, и масло через клапан сливается в бак. Подъем платформы прекращается;

- для остановки платформы в промежуточном положении в процессе подъема или опускания пере­ведите переключатель в нейтральное положение.

При этом электропневмоклапаны выклю­чаются, воздух выходит из рабочих полостей пнев­мокамер в атмосферу.

Магистраль гидроцилиндра закрывается, а полость крана управления сообщает­ся со сливной магистралью, и масло от насоса сливается через кран управления в бак;

- для опускания платформы переведите пере­ключатель в положение I. Ток поступает к обмотке электропневмоклапана «I», сердечник которого, перемещаясь, открывает клапан.

Воздух из ресивера поступает в пневмокамеру «а» крана управления. Че­рез кран управления масло сливается из гидроци­линдра в бак.

По окончании опускания платформы необходимо установить выключатель в положение «Выключено» (предварительно выключив сцепление). При этом масляный насос прекращает свою работу.

Регулирование

Проверьте состояние и правильность регулирова­ния клапана ограничения подъема платформы (см. рис.). Клапан должен быть надежно закреплен на кронштейне поперечины надрамника.

Регулировоч­ный винт должен быть застопорен контргайкой. Не допускайте искривления штока клапана, течи масла из-под уплотнения штока и по резьбовым соедине­ниям трубопроводов.

При правильно отрегулиро­ванном угле подъема платформы стопорные пальцы (рис.) платформы свободно должны входить в отверстия в кронштейнах надрамника. Не допускай­те эксплуатации автомобиля с нарушенной регули­ровкой угла подъема платформы.

Регулировка механизма подъема платформы самосвала КамАЗ-5511: 1 - гидроцилиндр; 2 - регулировочный болт; 3 - клапан ограничения подъема платформы
Регулировка механизма подъема платформы самосвала КамАЗ-55102: 1 - регулировочный болт; 2 - рычаг; 3 - ось; 4 - клапан ограничения подъема платформы

Для регулирования угла подъема платформы авто­мобиля-самосвала:

  • - отверните контргайку (см. рис.) регулиро­вочного винта;
  • - вверните регулировочный винт в шток до отказа;
  • - поднимите платформу до положения, при кото­ром стопорные пальцы платформы свободно входят в отверстия кронштейнов надрамника, и застопорите платформу в этом положении стопорными пальцами;
  • - выверните регулировочный винт из штока кла­пана до упора в корпус гидроцилиндра и застопорите контргайкой.
  • - расстопорите платформу, опустите и вновь поднимите ее.

убедитесь, что подъем прекращается при совпа­дении оси стопорных пальцев 3 (рис.) с осями отверстий в кронштейнах надрамника.

Стрела про­гиба страховочного троса должна составлять 35 - 50 мм. При иной величине стрелы прогиба отрегули­руйте длину троса, для чего ослабьте затяжку зажи­мов троса.

Проверка уровня масла и порядок заправки гидросистемы

Уровень масла в баке проверяйте при опушенной платформе указателем, вмонтированным в крышку бака. Уровень должен быть расположен между от­метками «Н» и «В» на указателе.

Для заправки гидросистемы:

  • - отверните крышку горловины масляного бака, извлеките, промойте и вновь поставьте сетчатый фильтр;
  • - залейте масло до отметки «В», нанесенной на указателе уровня масла;
  • - поднимите и опустите платформу 3-4 раза при средней частоте вращения коленчатого вала двигате­ля (1100 - 1300 мин -1) для прокачивания системы и удаления из нее воздуха;
  • - проверьте уровень масла, при необходимости долейте до отметки «В».