Блок цилиндров, привод агрегатов и характеристика двигателей КАМАЗ 740.11-240, 740.13-260, 740.14-300, 740.11-3902007 РЭ

Техническая характеристика двигателей 740.11-240, 740.13-260, 740.14-300

  • Тип двигателя – с воспламенением от сжатия
  • Число тактов – четыре
  • Число цилиндров – восемь
  • Расположение цилиндров V-образное
  • Угол развала – 90°
  • Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
  • Диаметр цилиндра и ход поршня, мм – 120х120
  • Рабочий объем, л – 10,85

Номинальная мощность брутто, кВТ (л.с) двигателя:

  • 740.11-240: 176 (240);
  • 740.13-260: 191 (260);
  • 740.14-300: 220 (300);

Максимальный крутящий момент брутто. Нм (кгс.м):

  • 740.11-240: 833 (85);
  • 740.13-260: 931 (95);
  • 740.14-300: 951 (97);

Частота вращения коленвала, мин-1 номинальная:

  • 740.11-240: 2200;
  • 740.13-260: 2200;
  • 740.14-300: 2600;

Частота вращения коленвала, мин-1 при максимальном крутящем моменте:

  • 740.11-240: 1200-1600;
  • 740.13-260: 1300-1500;
  • 740.14-300: 1500-1800;

Частота вращения коленвала, мин-1 на холостом ходу, не более: 600±50

Модель ТНВД:

  • 740.11-240: 337-40;
  • 740.13-260: 337-42;
  • 740.14-300: 337-80.01;

Модель форсунки:

  • 740.11-240: 273-30;
  • 740.13-260: 273-21 или 273-51;
  • 740.14-300: 273-21 или 273-51;

Давление начала подъема иглы форсунки, МПа (кгс/см2):

  • - в эксплуатации, не менее 19,61 (200)
  • - новой (заводской регулировки) 21,37-22,36 (218-228)

Блок цилиндров и характеристика двигателей КАМАЗ 740.11-240, 740.13-260, 740.14-300, 740.11-3902007 РЭБлок цилиндров и характеристика двигателей КАМАЗ 740.11-240, 740.13-260, 740.14-300, 740.11-3902007 РЭ

Блок цилиндров двигателей 740.11-240, 740.13-260, 740.14-300, 740.11-3902007 РЭ

Блок цилиндров является основной корпусной деталью двигателя и представляет собой отливку из чугуна СЧ25 ГОСТ 1412-85.

Отливку подвергают искусственному старению для снятия термических напряжений, что позволяет блоку сохранить правильные геометрические формы и размеры в процессе эксплуатации.

Два ряда цилиндровых гнезд, отлитых как одно целое с верхней частью картера, расположены под углом 90° один к другому.

Левый ряд цилиндров смещен относительно правого вперед на 29.5 мм, что обусловлено установкой на каждую шатунную шейку коленчатого вала двух шатунов рядом.

В каждом ряду имеется по четыре цилиндровых гнезда, выходящих на верхние обработанные плоскости, которые служат привалочными поверхностями для головок цилиндров.

Привалочные поверхности отличаются высокой плоскостностью и параллельностью оси расточек под подшипники коленчатого вала.

Каждое цилиндровое гнездо имеет два соосных цилиндрических отверстия, выполненных в верхнем и нижнем поясах блока, по которым центрируются гильза цилиндра, и выточки в верхнем поясе, образующие кольцевые площадки под бурты гильз.

Чтобы обеспечить правильную посадку гильзы в гнезде, параметры плоскостности и перпендикулярности опорной площадки под бурт гильзы к общей оси центрирующих расточек должны быть выполнены с высокой точностью.

На нижнем поясе выполнены две канавки под уплотнительные кольца, которые предотвращают попадание охлаждающей жидкости из полости охлаждения блока в полость масляного картера двигателя.

К поперечным стенкам блока, образующим рубашку охлаждения для каждого цилиндра, равномерно (вокруг цилиндра) прилиты четыре бобышки для крепления головки цилиндров болтами.

Крышки коренных подшипников связаны с картерной частью блока коренными и стяжными болтами.

Крышка пятой коренной опоры центрируется в продольном направлении по двум вертикальным штифтам, обеспечивая точность совпадения расточек под упорные полукольца коленчатого вала на блоке и на крышках.

Расточка блока цилиндров под вкладыши коренных подшипников производится в сборе с крышками, поэтому крышки коренных подшипников не взаимозаменяемы и устанавливаются в строго определенном положении.

На каждой крышке нанесен порядковый номер опоры, нумерация опор начинается с переднего торца блока

Параллельно оси расточек под подшипники коленчатого вала выполнены расточки, в которые запрессованы и расточены втулки распределительного вала увеличенной размерности по сравнению с втулками серийного распределительного вала.

В картерной части развала блока цилиндров прилиты направляющие толкателей клапанов.

Примечание: В переходный период освоения выпуска в составе двигателя может быть использован блок цилиндров с привертными направляющими толкателей, с втулками распределительного вала увеличенной размерности, без увеличенных маслоканалов, с моментами затяжки болтов крепления крышек коренных подшипников:

  • - предварительная затяжка- 95-120 Нм (9,6-12 кгс.м);
  • - окончательная затяжка- 206-230 Нм (21-23,5 кгс.м);
  • - стяжные болты затягиваются моментом 81-91 Нм (8,2-9,2 кгсм)

Ближе к заднему торцу, между четвертым и восьмым цилиндрами, выполнена перепускная труба полости охлаждения для улучшения циркуляции охлаждающей жидкости. Одновременно она придает блоку еще и дополнительную жесткость.

С целью увеличения циркуляционного запаса масла, на двигатель устанавливается масляный насос увеличенной производительности. Поэтому диаметры масляных каналов в блоке цилиндров существенно увеличены.

В нижней части цилиндров заодно с блоком отлиты бобышки под форсунки охлаждения поршней.

С целью установки на блок фильтра с теплообменником на правой стороне увеличены площадка и выполнены два дополнительных крепежных отверстия, а также сливное отверстие из фильтра.

 Блок цилиндров и характеристика двигателей КАМАЗ 740.11-240, 740.13-260, 740.14-300, 740.11-3902007 РЭ

Гильзы цилиндров (рис.3) «мокрого» типа, легкосъемные. На конусной поверхности в нижней части, гильзы цилиндров имеют следующую маркировку: устанавливаемые на двигатели 740.11-240 и 740.14-300 - 7406.1002021, на двигатель 740.13-260 - 740.13-1002021.

Гильза цилиндра 7406.1002021 изготавливается из серого специального чугуна, упрочненного объемной закалкой, она отличается уменьшенной (по высоте) зоной отпуска бурта от термообработки гильз, имеющих маркировку 740.1002021-20.

Гильза 740.13-1002021 изготавливается из специального, легированного серого чугуна и не термообрабатывается

Установка на двигатели гильз с несоответствующей рекомендациям маркировкой ведет к ускорению износа гильз и поршневых колец.

Зеркало гильзы представляет собой редкую сетку впадин и площадок под углом к оси гильзы.

При работе двигателя масло удерживается во впадинах, что улучшает прирабатываемость деталей цилиндропоршневой группы

В соединении гильза - блок цилиндров полость охлаждения уплотнена резиновыми кольцами круглого сечения.

В верхней части установлено кольцо в проточке гильзы, в нижней части - два кольца в расточки блока цилиндров.

Привод агрегатов

Привод агрегатов (рис.4) осуществляется шестернями, имеющими прямые зубья, служит для передачи крутящего момента на валы механизма газораспределения, топливного насоса высокого давления, компрессора и насоса гидроусилителя руля автомобиля.

 

Механизм газораспределения приводится в действие от ведущей шестерни, установленной на коленчатый вал, через блок промежуточных шестерен, которые вращаются на сдвоенном коническом роликовом подшипнике, расположенном на оси, закрепленной на заднем торце блока цилиндров.

Шестерня напрессована на конец распределительного вала, причем угловое расположение относительно кулачков вала определяется шпонкой.

Шестерня привода ТНВД установлена на вал привода ТНВД увеличенной размерности.

Поэтому вал привода ТНВД двигателей моделей 740.10 и 7403.10 не взаимозаменяем с валом привода двигателей моделей 740.11; 740.13 и 740.14.

Шестерни устанавливаются на двигатель в строго определенном положении по меткам «Е», «0» и рискам, выбитым на шестернях, как показано на рис. 4.

Привод ТНВД осуществляется от шестерни, находящейся в зацеплении с шестерней распределительного вала.

Вращение от вала к ТНВД передается через ведущую и ведомую полумуфты с упругими пластинами, которые компенсируют несоосность установки валов ТНВД и шестерни.

С шестерней привода ТНВД находятся в зацеплении шестерни привода пневмокомпрессора и насоса гидроусилителя руля.

Привод агрегатов закрыт картером маховика, закрепленным на заднем торце блока цилиндров.

Справа на картере размещен фиксатор маховика, применяемый для установки угла опережения впрыскивания топлива и регулирования тепловых зазоров в механизме газораспределения.

Ручка фиксатора при эксплуатации установлена в верхнем положении.

В нижнее положение ее переводят при регулировочных работах, в этом случае фиксатор находится в зацеплении с маховиком.

В верхней части картера маховика есть расточки, в которые устанавливаются пневмокомпрессор и насос гидроусилителя руля.

Конструкция картера маховика выполнена под установку одноцилиндрового пневмокомпрессора.

В картере маховика, в отличие от картера маховика, эксплуатируемого с двухцилиндровым пневмокомпрессором, отсутствуют вставка картера маховика и боковой подводящий масляный канал в пневмокомпрессор.

Поэтому, установка на двигатель двухцилиндрового пневмокомпрессора возможна только с обязательной заменой картера маховика.

По бокам картера маховика в средней части выполнены две бобышки с отверстиями диаметром 21,3 мм для слива масла из турбокомпрессора.

Внизу в левой части картера имеется расточка, в которую устанавливается стартер. В середине картера выполнена расточка под манжету коленчатого вала.

Со стороны заднего торца выполнена расточка под картер сцепления.

В левой части картера маховика выполнен прилив с фланцем и люком для установки коробки отбора мощности от двигателя. При отсутствии коробки отбора мощности люк закрывается заглушкой, установленной на жидкую прокладку.