Двигатель работает нормально только при определенном тепловом режиме

Если головки цилиндров, цилиндры, поршни и все детали от соприкосновения с горячими газами перегреваются, то повышается изнашиваемость из-за выгорания смазочного материала

Уменьшение зазора вследствие теплового расширения мо­жет привести к заклиниванию поршней в цилиндрах.

Кроме того, топливо плохо испаряется, трудно воспламеняется и не полностью сгорает, что снижает мощность и экономичность двигателя, а обильное об­разование нагара при неполном сгорании топлива может привести к залеганию поршневых колец и зависанию клапанов.

Изнашиваемость в переохлажденном дви­гателе тоже увеличивается, так как проис­ходит конденсация продуктов сгорания, ко­торые, будучи в жидком состоянии, вызы­вают сильную коррозию гильз цилиндров, поршней и поршневых колец.

Из-за увели­чения задержки самовоспламенения топ­лива повышается жесткость работы.

Система охлаждения двигателя: 1 - блок цилиндров; 2 - насос водяной; 3 - ремни привода насоса; 4 - вентилятор; 5 - штора радиатора; 6 - трос привода шторы; 7 - радиатор; 8 - пробка радиатора; 9 - шланг расширительного бачка; 10 - гидромуфта; 11 - патрубок водяной; 12 - кран отопителя; 13 - труба соединительная; 14, 20 - трубы водяные (правая, левая); 15 - бачок расширительный; 16 - трубка отводящая; 17 - шланг подвода жидкости к отопителю; 18 - трубка подвода жидкости к компрессору; 19 - компрессор; 21 - головка цилиндра

Наивыгоднейший тепловой режим дви­гателя поддерживает система охлаждения, которая отводит лишнюю теплоту от дета­лей и передает ее окружающему воздуху.

Элементы системы охлаждения

Систе­ма охлаждения (рис.1.) жидкостная со­стоит из насоса 2, вентилятора 4 с управ­ляемым гидравлическим приводом (гидро­муфта привода вентилятора, выключатель гидромуфты), радиатора с жалюзи, расши­рительного бачка 15, термостатов, конт­рольно-измерительных приборов, полостей и каналов в блоке цилиндров и головках, трубопроводов.

Система охлаждения спроектирована в расчете на наиболее тяжелые условия, когда двигатель работает с полной нагруз­кой при высокой температуре окружающе­го воздуха.

Чтобы двигатель не переохладился в иных, более легких условиях ра­боты, а при пуске обеспечивался быстрей­ший его прогрев, в системе охлаждения имеются регулирующие устройства.

Охла­ждение регулируют изменением количест­ва воздуха и жидкости, проходящих через радиатор.

Поток воздуха регулируется ав­томатически периодическим отключением вентилятора, приводимого в действие через гидромуфту.

Предусмотрена также возможность регулирования потока воздуха изменением положения пластин жалюзи, которые расположены перед радиатором.

Открывают и закрывают жалюзи из кабины с рабочего места водителя.

Количество жидкости, проходящей через радиатор, регулируется автоматически термостататом.

В зависимости от температурного режима двигателя жидкость может циркулировать по двум путям:

  • по большому замкнутому кругу при открытых клапанах термостатов (двигатель — радиатор— прогретый двигатель)
  • либо по малому кругу минуя радиатор (двигатель непрогретый, а клапаны термостатов закрыты.

Направление движения охлаждающей жидкости показано на рисунке 2 стрелками.

Таким образом, при работе двигателя оптимальная температура (75-98°С) охлаждающей жидкости в системе поддерживается автоматически с помощью термо­статов и включением при необходимости вентилятора следующим образом:

При 78°С начинают открываться термостаты и охлаждающая жидкость частично поступает в радиатор; при 85-90°С включается в работу вентилятор; при 95 °С проис­ходит полное открытие радиаторных кла­панов термостатов и перекрывается малый круг.

Работа термостата: А - малый круг циркуляции охлаждающей жидкости при работе термостата; B - большой круг циркуляции охлаждающей жидкости при работе термостата; 1 - патрубок водяной коробки; 2 - стойки; 3 - шток; 4 - резиновая вставка с шайбой; 5 - основание; 6, 10 - клапаны; 7 - баллон; 8 - активная масса (церезин); 10 - стойка; 11 - водяная коробка

При понижении температуры охлажда­ющей жидкости с 95 °С начинают закры­ваться радиаторные клапаны термостатов, открываются перепускные и охлаждающая жидкость частично поступает к насосу по малому кругу, при 85 °С прекращается по­дача масла в гидромуфту и отключается вентилятор, при 78 °С полностью закрыва­ются радиаторные клапаны термостатов и охлаждающая жидкость не поступает в радиатор.