Система регулирования позволяет изменять давление воздуха в шинах с места водителя, как на стоянке, так и на ходу автомобиля, контролировать давление в шинах, а также продолжать движение автомобиля при небольших повреждениях шины.
Система регулирования давления в шинах (рис. 1) состоит из компрессора 1. воздушного баллона 4, крана управления 7, регулятора давления 3, предохранительного клапана 5, запорных воздушных кранов колес, блоков уплотнителей, установленных в цапфах мостов (рис. 2), манометра, трубопроводов и шлангов.
Компрессор автомобилей с системой регулирования давления в шинах, в отличие от компрессора автомобилей без этой системы имеет разгрузочный цилиндр, ввернутый в резьбовое отверстие головки компрессора над впускным клапаном.
При увеличении давления в системе до 5—5,5 кг/см2 регулятор давления соединяет разгрузочный цилиндр с воздушным баллоном, в результате чего воздух под давлением поступает в разгрузочный цилиндр и перемещает поршень 6 (см. рис. 3) вниз.
Шток поршня, переместившись вниз, открывает клапан 12 и соединяет, таким образом, полость цилиндра с воздушным фильтром двигателя, вследствие чего при ходе поршня компрессора вверх (ход сжатия) воздух вытесняется обратно в воздушный фильтр, а не в систему. т. е. компрессор работает без нагрузки.
При падении давления в системе до 4—4,5 кГ/см2 регулятор давления соединяет разгрузочный цилиндр с атмосферой, поршень 6 со штоком поднимается под действием пружины 7 вверх, впускной клапан освобождается, а компрессор снова начинает нагнетать воздух в систему.
Регулятор давления (рис. 4) совместно с разгрузочным цилиндром автоматически поддерживает давление в системе в пределах от 4—4,5 до 5—5,5 кГ/см2.
При повышении давления в системе до 5—5,5 кГ/см2 клапан 9 под действием этого давления, преодолевая усилие пружины 13, поднимается вверх до тех пор, пока клапан 8 не прижмется к седлу 6, при этом сжатый воздух из системы через отверстие «а», фильтр 11 и отверстие «б» поступает в разгрузочный цилиндр, в результате чего нагнетание воздуха в систему прекращается.
При падении давления в системе до 4—4,5 кГ/см2 пружина 13 регулятора преодолевает силу давления сжатого воздуха и опускает шарики вниз, вследствие чего разгрузочный цилиндр отсоединяется от системы и соединяется через отверстия «б» и «в» с атмосферой, впускной клапан компрессора освобождается, и компрессор начинает нагнетать воздух в систему.
Предохранительный клапан (рис. 5) установлен на случай отказа в работе регулятора давления, поэтому он отрегулирован на большее давление (6 кГ/см2), чем регулятор давления.
Кран управления (рис. 6), позволяет соединять камеры колес с компрессором (при накачке шин воздухом), с атмосферой (при снижении давления в шинах) или запирать их (если нужно сохранить имеющееся давление в шинах).
Перемещаясь относительно корпуса 1 в ту или иную сторону от среднего положения, золотник 8 может соединять полость «Б», сообщающуюся с камерами колес, с полостями «А» или «В», сообщающимися соответственно с компрессором и атмосферой.
Золотник крана управления тягой соединен с рукояткой крана, закрепленной на неподвижном полике кабины.
Для переключения крана рукоятку поднять вверх и повернуть в нужное положение; таблица с указанием положения рукоятки находится на панели приборов
Нейтральное положение крана управления фиксируется рукояткой в кронштейне, а положения увеличение давления и снижение давления — упором соответственно замочного кольца 6 в опорную шайбу 5 и в гайку 7.
Воздушный баллон (см. рис. 5) предназначен для отстоя конденсата водяных паров я масла, попадающих в систему из компрессора вместе со сжатым воздухом.
Неисправности системы регулирования давления в шинах и способы их устранения
- Причины неисправности
Способ устранения
Утечка воздуха при нейтральном положении крана управления и открытых запорных колесных кранах:
- Неплотность соединений в трубопроводах и шлангах
Неплотные соединения подтянуть или заменить отдельные элементы воздухопровода
- Повреждены уплотнительные манжеты блока сальников
Заменить блок сальников или поврежденные манжеты
При накачивании шин воздухом давление в них не поднимается до 2,8 кГ/см2 (до нормального давления):
- Большая утечка воздуха в системе
Определить места утечки и устранить ее
- Заедание поршня разгрузочного цилиндра из-за загрязнения или искривления штока
При необходимости заменить искривленный шток с поршнем
Разгрузочный цилиндр разобрать, промыть, смазать его детали тонким слоем смазки ЦИАТИМ-2О1 и собрать.
- Регулятор давления не соединяет разгрузочный цилиндр с атмосферой при понижении давления в системе
Разобрать регулятор, промыть его детали в бензине, просушить и собрать.
При необходимости отрегулировать регулятор
- Износ поршневых колец или цилиндра компрессора
Компрессор отремонтировать или заменить
Большое количество масла в конденсате, сливаемом из воздушного баллона:
- Износ поршневых колец или цилиндра компрессора
Компрессор отремонтировать или заменить
Частое срабатывание предохранительного клапана, сопровождающееся характерным резким звуком:
- Неисправность регулятора давления или предохранительного клапана
Регулятор или клапан разобрать, промыть в бензине и собрать. При необходимости отрегулировать их
В зимнее время не накачивается и не спускается одна или все шины:
- Замерзший конденсатор закупоривает воздухопровод
Найти место закупорки, отогреть и продуть воздухом
Ремонт системы регулирования давления в шинах
Разборка, осмотр и сборка узлов системы регулирования давления в шинах. Перед снятием для разборки узлов системы выпустить сжатый воздух из воздушного баллона.
Регулятор давления (см. рис. 4) необходимо разбирать в следующем порядке.
Снять кожух 1 регулятора.
Ослабить контргайку 5, отвернуть регулировочный колпак 2 и вынуть стержень 4 клапана, пружину 13 и опорные шарики 3.
Отвернуть седло б регулятора, вынуть регулировочные прокладки 7 и шариковые клапаны 8 и 9.
Отвернув крышку 10 фильтра, вынуть фильтр 11.
При обнаружении повреждения поверхностей шариковых клапанов или их гнезд детали или регулятор необходимо целиком заменить.
Перед сборкой все детали регулятора тщательно промыть в бензине.
Собирают регулятор в последовательности, обратной разборке.
После сборки проверить работу регулятора. Он должен отключать компрессор при давлении 5—5,5 кГ/см2 и включать его в работу при давлении 4-4,5 кГ/см2.
Если регулятор не обеспечивает отключение и включение компрессора при указанных давлениях, его необходимо отрегулировать.
Регулируют регулятор следующим образом:
- вращением колпака 2 добиться включения компрессора в работу при давлении 4—4,5 кГ/см2.
При завертывании колпака давление увеличивается, при отвертывании — уменьшается. Колпак законтрить гайкой 5;
- изменением количества регулировочных прокладок 7 получить давление 5—5,5 кГ/см2, при котором компрессор отключается.
С увеличением количества прокладок давление уменьшается, с уменьшением увеличивается.
Предохранительный клапан (см. рис. 5). Для разборки клапана вывернуть из корпуса 2 седло 1, вынуть шарик 3 клапана и направляющий стержень 5 с пружиной 6, ослабить контргайку 7 и вывернуть регулировочный винт 8.
При обнаружении повреждения шарикового клапана или его гнезда в седле шарик, седло или клапан в сборе необходимо заменить.
Перед сборкой детали предохранительного клапана тщательно промыть в бензине. После сборки клапан отрегулировать на давление 6 кГ/см2 винтом 8.
Кран управления (см. рис. 7). Для разборки крана управления отвернуть стопорный винт гайки 7, а затем гайку 7, вынуть золотник 8, сальники 4, распорные кольца 2, втулки 3 и опорные шайбы 5.
Поврежденные сальники крана управления заменить.
Перед сборкой детали крана управления промыть, смазать смазкой ЦИАТИМ-201.
Натяжение сальников отрегулировать гайкой 7. После регулировки золотник должен передвигаться без заеданий, а сам кран должен быть герметичен.
Блоки сальников подвода воздуха к колесам. Из узлов системы регулирования давления в шинах блоки сальников наиболее часто отказывают в работе.
Неисправный блок можно определить, ввернув вместо сапуна на корпусе поворотной цапфы переднего моста и на фланце заднего моста резиновые трубки и опустив их в воду; со стороны неисправных блоков появятся пузырьки воздуха.
Определив неисправный блок сальников, снять поворотную цапфу и вынуть его. При износе сальников блок разобрать, пользуясь оправкой (рис. 8), и заменить сальники.
Вновь собранный блок проверить на герметичность при давлении 3 кг/см2, использовав при этом оправку диаметром 45-0,1мм.
При постановке блока сальников в поворотную цапфу моста в полость между манжетами заложить по всей поверхности 10г. смазки, шейку полуоси под сальники смазать, а свободные полости в поворотной цапфе снаружи блока заполнить смазкой (смазка 1-13 жировая ГОСТ 1631—61).
После устранения неисправностей проверить систему регулирования давления в шинах на герметичность.
При открытых колесных краниках и нейтральном положении рукоятки крана управления падение давления воздуха в шинах должно быть не более чем 1 кГ/см2 за 12 ч.
При этом следует иметь в виду, что герметичность необходимо проверять после охлаждения шин до температуры окружающей среды.