Система регулирования позволяет изменять давление воздуха в шинах с места водителя как на стоянке, так и на ходу автомобиля, контролировать давление в шинах, а также продолжать движение автомобиля при небольших повреждениях шины.

Состав системы регулирования давления в шинах (рис. 1):

  • - Компрессор 1.
  • - Воздушный баллон 4.
  • - Кран управления 7.
  • - Регулятор давления 3.
  • - Предохранительный клапан 5.
  • - Запорные воздушные краны колес.
  • - Блоки уплотнителей, установленные в цапфах мостов (рис. 2).
  • - Манометр.
  • - Трубопроводы и шланги.

Схема системы регулирования давления в шинах:

  1. Компрессор.
  2. Разгрузочный цилиндр.
  3. Регулятор давления.
  4. Воздушный баллон.
  5. Предохранительный клапан.
  6. Манометр.
  7. Кран управления.
  8. Рукоятка крана управления.
  • - (A) К переднему правому колесу.
  • - (B) К заднему правому колесу.
  • - (C) К переднему левому колесу.
  • - (D) К заднему левому колесу.

Особенности компрессора:

Компрессор автомобилей с системой регулирования давления в шинах, в отличие от компрессора автомобилей без этой системы, имеет разгрузочный цилиндр, ввернутый в резьбовое отверстие головки компрессора над впускным клапаном.

Принцип работы системы:

  • - При увеличении давления в системе до 5–5,5 кг/см² регулятор давления соединяет разгрузочный цилиндр с воздушным баллоном. В результате воздух под давлением поступает в разгрузочный цилиндр и перемещает поршень 6 (см. рис. 3) вниз.
  • - Шток поршня, переместившись вниз, открывает клапан 12 и соединяет полость цилиндра с воздушным фильтром двигателя. При ходе поршня компрессора вверх (ход сжатия) воздух вытесняется обратно в воздушный фильтр, а не в систему, т.е. компрессор работает без нагрузки.

Схема подвода воздуха к шине колеса:

  1. Шланг подвода воздуха к блоку сальников.
  2. Воздушный канал.
  3. Трубка подвода воздуха к колесному крану.
  4. Воздушный кран.

Регулятор давления:

  • - При падении давления в системе до 4–4,5 кг/см² регулятор давления соединяет разгрузочный цилиндр с атмосферой. Поршень 6 со штоком поднимается под действием пружины 7 вверх, впускной клапан освобождается, и компрессор снова начинает нагнетать воздух в систему.
  • - Регулятор давления (рис. 4) совместно с разгрузочным цилиндром автоматически поддерживает давление в системе в пределах от 4–4,5 до 5–5,5 кг/см².

Головка компрессора:

  1. Корпус головки.
  2. Корпус разгрузочного цилиндра.
  3. Муфта.
  4. Штуцер.
  5. Манжета.
  6. Поршень.

7, 9, 13. Пружины.

  1. Пробка.
  2. Нагнетательный клапан.

11, 16. Седла.

  1. Впускной клапан.
  2. Корпус впускного клапана.

Предохранительный клапан (рис. 5):

Установлен на случай отказа в работе регулятора давления. Отрегулирован на давление 6 кг/см², что выше, чем у регулятора давления.

Кран управления (рис. 6):

Позволяет соединять камеры колес с компрессором (при накачке шин воздухом), с атмосферой (при снижении давления в шинах) или запирать их (для сохранения имеющегося давления в шинах).

Воздушный баллон:

Предназначен для отстоя конденсата водяных паров и масла, попадающих в систему из компрессора вместе со сжатым воздухом.

Неисправности системы регулирования давления в шинах и способы их устранения:

  1. Утечка воздуха при нейтральном положении крана управления и открытых запорных колесных кранах:

   - Неплотность соединений в трубопроводах и шлангах. 

     Способ устранения: Подтянуть соединения или заменить элементы воздухопровода.

   - Повреждены уплотнительные манжеты блока сальников. 

     Способ устранения: Заменить блок сальников или поврежденные манжеты.

  1. При накачивании шин воздухом давление в них не поднимается до 2,8 кг/см²:

   - Большая утечка воздуха в системе. 

     Способ устранения: Определить места утечки и устранить их.

   - Заедание поршня разгрузочного цилиндра из-за загрязнения или искривления штока. 

     Способ устранения: Заменить искривленный шток с поршнем. Разобрать, промыть и смазать детали цилиндра.

  1. Регулятор давления не соединяет разгрузочный цилиндр с атмосферой при понижении давления в системе:

   - Способ устранения: Разобрать регулятор, промыть детали в бензине, просушить и собрать. При необходимости отрегулировать.

  1. Износ поршневых колец или цилиндра компрессора:

   - Способ устранения: Отремонтировать или заменить компрессор.

  1. Частое срабатывание предохранительного клапана:

   - Неисправность регулятора давления или предохранительного клапана. 

     Способ устранения: Разобрать, промыть и собрать. При необходимости отрегулировать.

  1. В зимнее время не накачивается и не спускается одна или все шины:

   - Замерзший конденсат закупоривает воздухопровод. 

     Способ устранения: Найти место закупорки, отогреть и продуть воздухом.

Ремонт системы регулирования давления в шинах:

  1. Разборка, осмотр и сборка узлов системы:
  •    - Перед снятием узлов системы выпустить сжатый воздух из воздушного баллона.
  •    - Регулятор давления разбирать в следующем порядке:
Регулятор давления: 1 - кожух; 2 - регулировочный колпак; 3 - шарик; 4 - стержень клапана; 5 - контргайка регулировочного колпака; 6 - седло регулятора; 7 - регулировочные прокладки; 8 - выпускной клапан; 9 - впускной клапан; 10 - крышка фильтра; 11 - фильтр; 12 - корпус; 13 - пружина; (а, б, в) - отверстия
  •      - Снять кожух 1 регулятора.
  •      - Ослабить контргайку 5, отвернуть регулировочный колпак 2 и вынуть стержень 4 клапана, пружину 13 и опорные шарики 3.
  •      - Отвернуть седло 6 регулятора, вынуть регулировочные прокладки 7 и шариковые клапаны 8 и 9.
  •      - Отвернуть крышку 10 фильтра и вынуть фильтр 11.
  •    - При обнаружении повреждений детали или регулятор необходимо заменить.
  •    - Перед сборкой все детали промыть в бензине.
  •    - Собрать регулятор в обратной последовательности.
  •    - Проверить работу регулятора: он должен отключать компрессор при давлении 5–5,5 кг/см² и включать его при давлении 4–4,5 кг/см².
  1. Регулировка регулятора давления:
  •    - Вращением колпака 2 добиться включения компрессора при давлении 4–4,5 кг/см².
  •    - Изменением количества регулировочных прокладок 7 получить давление 5–5,5 кг/см², при котором компрессор отключается.
  1. Предохранительный клапан:
  •    - Для разборки вывернуть седло 1, вынуть шарик 3 клапана и направляющий стержень 5 с пружиной 6.
  •    - При повреждении шарикового клапана или его гнезда заменить детали.
  •    - Перед сборкой промыть детали в бензине.
  •    - После сборки отрегулировать клапан на давление 6 кг/см².
  1. Кран управления:
Кран управления: 1 - корпус крана; 2 - распорное кольцо сальника; 3 - втулка; 4 - сальник; 5 - опорная шайба; 6 - замочное кольцо; 7 - гайка; 8 - золотник; (А), (Б), (В) - полости
  •    - Для разборки отвернуть стопорный винт гайки 7, вынуть золотник 8, сальники 4, распорные кольца 2, втулки 3 и опорные шайбы 5.
  •    - Поврежденные сальники заменить.
  •    - Перед сборкой промыть и смазать детали.
  •    - Натяжение сальников отрегулировать гайкой 7.
  1. Блоки сальников:
Разборка блока сальников: 1 - корпус; 2 - крышка блока сальников; 3 - оправка; 4 - стопорное кольцо; 5 - сальник
  •    - Определить неисправный блок, снять поворотную цапфу и вынуть его.
  •    - При износе сальников разобрать блок и заменить сальники.
  •    - Проверить герметичность блока при давлении 3 кг/см².
  •    - При установке блока в поворотную цапфу заложить смазку в полость между манжетами.

Проверка герметичности системы:

  • - При открытых колесных кранах и нейтральном положении рукоятки крана управления падение давления воздуха в шинах должно быть не более 1 кг/см² за 12 часов.
  • - Проверку проводить после охлаждения шин до температуры окружающей среды.