Сборка двигателя ГАЗ-3110

Сборку двигателя производить в следующем порядке:
- очистить все привалочные поверхности блока от прилипших и порванных при разборке прокладок;


- закрепить блок цилиндров на стенде, вывернуть с переднего и заднего торцов пробки масляного канала и продуть все масляные каналы сжатым воздухом.

Завернуть пробки на место.

Сборка двигателя ГАЗ-3110

Рис.1  Проверка концентричности отверстия картера сцепления с осью коленчатого вала

Если требуется замена картера сцепления или он устанавливается на блок после ремонта, необходимо из блока предварительно удалить два установочных штифта, затем картер закрепить на блоке болтами.

Сборка двигателя ГАЗ-3110


рис.2 Проверка перпендикулярности заднего торца картера сцепления оси коленчатого вала

В блок на крайних вкладышах устанавливают коленчатый вал, к фланцу которого крепится стойка индикатора.

Вращая коленчатый вал, проверяют биение отверстия для центрирующего бурта коробки передач, а также перпендикулярность заднего торца картера сцепления относительно оси коленчатого вала, как показано на рисунке.

Биение отверстия картера и торца не должно превышать 0,3 мм, торца — 015 мм.

Если биение отверстия превышает указанную величину, то следует ослабить затяжку болтов и легкими ударами по фланцу картера добиться правильной его установки.

После затяжки болтов отверстия для установочных штифтов в картере и блоке развертывают до ремонтного размера. Чернота в отверстиях не допускается.

После этого в отверстия запрессовывают штифты, диаметр которых на 0015—0051 м больше размеров отверстий.

Биение торца картера устраняется шабровкой.

Следует иметь в виду, что при вышеописанной проверке необходимо пользоваться неизношенными коленчатым валом и вкладышами, которые необходимо снять после замены картера;
- заменить дефектные гильзы цилиндров новыми следующим образом:

Сборка двигателя ГАЗ-3110

Рис. 3 Выпрессовка гильзы из блока цилиндров комбинированным съемником: 1 — гильза; 2— лапка; 3 — гайка; 4 — шпилька; 5—болт; 6—ось; 7 — винт

- а) с помощью комбинированного съемника  выпрессовать старую гильзу.

Вставив лапки съемника в цилиндр двигателя, следует упереть шпильки 4 в блок и раздвинуть лапки разжимным болтом 5. далее, вращая винт 7, выпрессовать гильзу из цилиндра;
- б) тщательно очистить от накипи и коррозии посадочные поверхности и поверхности уплотнения на гильзе и на блоке;
- в) вставить отремонтированную гильзу с прокладкой из мягкой меди в цилиндр, из которого она была вынута.

Гильза должна входить в цилиндр свободно, без усилий и выступать над плоскостью блока на 002—010 мм. Удобнее предварительно проверить величину утопания гильзы в цилиндре без прокладки.

Утопание должно быть в пределах 0,20 — 0,25 мм;
- г) закрепить гильзу держателем, чтобы она не выпала;
- отрезать от шнура две набивки заднего уплотнения коленчатого вала (длиной 120 мм каждая), вложить их в блок и держатель;
- произвести подсборку коленчатого вала, для этого вывернуть все пробки грязеуловителей шатунных шеек и удалить из них отложения.

Промыть и продуть масляные каналы и полости грязеуловителей сжатым воздухом, завернуть пробки моментом 38—42 Нм (3,8—4,2 кгсм);
- проверить состояние рабочих поверхностей коленчатого вала. Забоины, задиры и другие наружные дефекты не допускаются;
- запрессовать в задний конец коленчатого вала шариковый подшипник 80203 АС9 с двумя защитными шайбами. допускается использовать подшипник 60203А с одной защитной шайбой, при этом в полость для подшипника необходимо заложить 20 г смазки Литол-24
- привернуть к коленчатому валу маховик.

Гайки затянуть моментом 76—83 Нм (7,6—8,3 кгсм).

Законтрить гайки, отогнув один из усов стопорной пластины на грань гайки;
- привернуть к маховику нажимной диск сцепления в сборе с кожухом, предварительно отцентрировав ведомый диск с помощью оправки (можно использовать первичный вал коробки передач) по отверстию в подшипнике в заднем торце коленчатого вала.

Метки выбитые на кожухе нажимного диска и на маховике около одного из отверстий для болтов крепления кожуха, должны быть совмещены. Затяжку болтов производить моментом 20 — 25 Нм (2,0—2,5 кгсм).
- коленчатый вал, маховик и сцепление балансируются в сборе, и поэтому при замене одной из этих деталей следует произвести динамическую балансировку, высверливая металл с маховика

Балансировку коленчатого вала, маховика и сцепления в сборе не следует начинать, если начальный дисбаланс превышает 200 гсм. В этом случае необходимо узел раскомплектовать и проверить балансировку каждой детали в отдельности

— надеть на первую коренную шейку коленчатого вала заднюю шайбу упорного подшипника антифрикционным слоем к щеке коленчатого вала;

Сборка двигателя ГАЗ-3110

рис.4  Оправка для обжима набивки заднего уплотнения коленчатого вала

— обжать набивку заднего уплотнения коленчатого вала в блоке и держателе оправкой
- протереть чистой салфеткой вкладыши коренных подшипников и их постели. Установить вкладыши в постели;
- смазать чистым моторным маслом вкладыши коренных подшипников и шейки коленчатого вала и уложить коленчатый вал в блок цилиндров;
- надеть крышки коренных подшипников на шпильки блока так, чтобы фиксирующие выступы на верхнем и нижнем вкладышах каждой крышки были с одной стороны, а номера, выбитые на крышках, соответствовали номерам постелей.

При установке крышки переднего коренного подшипника усик задней шайбы должен войти в паз крышки.

Торец крышки переднего подшипника должен быть в одной плоскости с торцом блока цилиндров;
- посадить крышки коренных подшипников на свои места легким постукиванием резиновым молотком, крышки должны войти в пазы постелей блока цилиндров;
- надеть на шпильки шайбы, наживить гайки, нанести на резьбовую часть гаек по 2—3 капли (0,06 г) герметика «Унигерм-9» и равномерно затянуть гайки.

Окончательную затяжку необходимо выполнять динамометрическим ключом моментом 100—110 Нм (10—11 кг/см). Если отсутствует герметик, то стопорение гаек можно производить стопорной пластиной 24-1005301-01;

-установить в пазы держателя набивки резиновые прокладки и их боковую поверхность, выступающую из паза, обмазать мыльным раствором. Установить держатель на место и затянуть гайки;
- повернуть коленчатый вал, который должен свободно вращаться при небольшом усилии.

Вращать коленчатый вал можно за маховик или с помощью приспособления, состоящего из первичного вала коробки передач с приваренным к нему четырехгранником под ключ или ручку с квадратным отверстием.

Приспособление может быть также использовано для центрирования при постановке ведомого диска сцепления;
- поставить переднюю шайбу упорного подшипника антифрикционным слоем наружу, чтобы штифты, запрессованные в блок и крышку, входили в пазы шайбы;
— надеть стальную упорную шайбу коленчатого вала фаской во внутреннем отверстии в сторону передней шайбы упорного подшипника;
- напрессовать до упора шестерню коленчатого вала и проверить его осевой зазор.

Проверка производится следующим образом: заложить отвертку (вороток, рукоятку молотка и т. п.) между первым кривошипом вала и передней стенкой блока и, пользуясь ею как рычагом, отжать вал к задней части двигателя.

С помощью щупа определить зазор между торцом задней шайбы упорного подшипника и плоскостью бурта первой коренной шейки. Зазор должен быть в пределах 0,125—0,325 мм;

- произвести подсборку шатунно-поршневой группы.

Сборка двигателя ГАЗ-3110

Очистить днища поршней и канавки поршневых колец от нагара.

Сборка двигателя ГАЗ-3110

Рис. 6 Подбор поршня к гильзе при помощи ленты-щупа и динамометра 24-У-1 7202

В случае замены поршней, гильз, поршневых пальцев или шатунов подсборку сопрягаемых пар следует производить при температуре деталей (20 ± 3)° С.

В расточенные или новые гильзы необходимо устанавливать поршни одинаковых с гильзой размерных групп. допускается подбор из соседних групп, при этом, как и при подборе поршней в работавшие гильзы, подбор производится по усилию протягивания ленты-щупа толщиной 0,05 мм и шириной 10 мм.

Сборка двигателя ГАЗ-3110

Лента-щуп размещается в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, по наибольшему диаметру поршня. Усилие на динамометре, соединенном с лентой-щупом, должно быть 35—55 Н (3,5—5,5 кгс);

- подобрать поршневой палец к шатуну так, чтобы он плотно входил в отверстие шатуна под усилием большого пальца руки, перемещался свободно, без заеданий и не выпадал под действием собственной массы при расположении оси отверстия шатуна под углом 45° (ориентировочно).

Поршневой палец и шатун должны быть одной или смежной размерной группы.

При подборе поршневой палец должен быть слегка смазан моторным маслом. Размерные группы поршня и поршневого пальца должны совпадать.

Поршень с поршневым пальцем, поршневыми кольцами и шатуном в сборе должны контролироваться по массе. Разница в массе на один двигатель не должна превышать 12 г;

Сборка двигателя ГАЗ-3110

рис. 8 Запрессовка поршневого пальца в поршень и шатун: 1 — поршень; 2— шатун; 3 — оправка; 4— поршневой палец; 5— подпятник; 6—винт

- запрессовать поршневой палец в поршень и шатун с помощью приспособления. Поршень при этом нагреть до температуры 60 — 88° С, поршневой палец слегка смазать моторным маслом.

Поршень соединить направляющей оправкой 3 с шатуном, надеть поршневой палец на тонкий конец оправки, как показано на надеть подпятник 5 на палец и винтом 6 дослать палец на место.

Запрессовка пальца в холодный поршень может привести к порче поверхности отверстий в бобышках поршня, а также к деформации самого поршня.

При постановке поршня в цилиндр (по метке «ПЕРЕД» на поршне) отверстие для смазки зеркала цилиндра из нижней головки шатуна должно быть обращено в сторону, противоположную распределительному валу;

Сборка двигателя ГАЗ-3110

- подобрать по цилиндру поршневые кольца, как показано на рисунке.

Зазор, замеренный в стыках колец, должен быть 03—0,7 мм у компрессионных колец и 0,3—1,0 мм у стальных дисков маслосъемного кольца. В изношенных цилиндрах наименьший зазор — 0,3 мм;

Сборка двигателя ГАЗ-3110

— щупом проверить зазор между кольцами и стенкой поршневой канавки, как показано на рисунке .

Проверку произвести по окружности поршня в нескольких точках.

Величина зазора должна быть для верхнего и нижнего компрессионных колец в пределах 0,050—0,870 мм, для сборного маслосъемного кольца — 0,135—0,335 мм;

Сборка двигателя ГАЗ-3110

• повернуть валик привода в положение, показанное на А, и поставить привод в гнездо блока.

При введении привода в гнездо необходимо слегка поворачивать валик масляного насоса, чтобы конец валика привода вошел в отверстие вала насоса.

Привод должен вставляться без значительных усилий.

В правильно установленном приводе прорезь во втулке валика должна быть направлена параллельно оси двигателя и смещена от двигателя, как показано на В;

Сборка двигателя ГАЗ-3110

Рис. 22  Выпрессовка направляющих втулок клапанов

• закрепить привод;
- проверить наличие зазора в шестернях распределительного вала и привода;
- смазать стыки нижнего фланца блока цилиндров с крышкой распределительных шестерен и держателем набивки клеем-герметиком «Эластосил 1З7-8З» или пастой УН-25;
- установить на нижний фланец блока цилиндров прокладку масляного картера;
- установить масляный картер на шпильки и закрепить его гайками с шайбами, равномерно затягивая гайки;
- установить и привернуть болтами нижнюю часть картера сцепления;
- очистить камеры сгорания и каналы головки цилиндров от нагара и отложений, протереть и продуть сжатым воздухом;
- притереть клапаны, используя притирочную пасту, составленную из одной части микропорошка М-20 и двух частей масла И-20А.
Перед началом притирки следует проверить, нет ли коробления тарелки клапана и прогорания клапана и седла.

При наличии этих дефектов восстановить герметичность клапана одной притиркой невозможно и следует сначала прошлифовать седло, а поврежденный клапан заменить новым.

Если зазор между клапаном и втулкой превышает 0,25 мм, то герметичность также не может быть восстановлена. В этом случае клапан и втулку следует заменить новыми.

Клапаны (в запасные части) выпускаются стандартного размера, а направляющие втулки — с внутренним диаметром, уменьшенным на 0,38 мм (для развертывания их под окончательный размер после запрессовки в головку цилиндров).

Выпрессовка изношенной направляющей втулки производится с помощью оправки

Седла клапанов удаляются фрезерованием твердосплавным зенкером.
Ремонтные седла имеют наружный диаметр на 0,25 мм больше, чем стандартные, поэтому гнезда для седел растачиваются до следующих размеров: для седла впускного клапана — 49,25+0,025 мм, для выпускного — 42,25+0,025 мм.

Седла направляющие втулки перед сборкой надо охладить в двуокиси углерода (сухом льду), а головку цилиндров нагреть до температуры 160—175° С. Седла и втулки при сборке должны вставляться в гнезда головки свободно или с легким усилием.

Сборка двигателя ГАЗ-3110

Рис. 23 Фаски седел клапанов: ширина фаски

Запрессовка новых втулок впускного и выпускного клапанов производится до выступания над головкой на 20мм после запрессовки развернуть отверстия втулок до диаметра 9+0,022 мм, а фаски седла прошлифовать, центруя по отверстию во втулке.

При шлифовке следует обеспечить концентричность фаски на седле клапана с отверстием во втулке в пределах 0,05мм.

Фаски шлифуют под углом 45°. Наружный диаметр фаски у седла для впускного клапана должен быть 46,8 мм, а у выпускного – 38,8мм.

Ширина фаски должна быть у седла впускного клапана 1,8 – 2,3мм., У выпускного — 2,3—2,5 мм.

Ширина фаски обеспечивается расшлифовкой отверстия седла впускного клапана под углом 30°, как показано на А, а выпускного клапана – под углом 15° клапана  В. Фаска должна быть одинаковой по всему периметру.

После шлифовки седел и притирки клапанов все газовые каналы тщательно очистить и продуть сжатым воздухом, чтобы не осталось абразивной пыли;
- стержни клапанов обмазать тонким слоем коллоидного графита, разведенного в масле, применяемого для двигателя, или смазать маслом
- на направляющие втулки клапанов напрессовать маслосъемные колпачки, вставить клапаны во втулки согласно сделанным меткам и собрать их с пружинами. Убедиться, что сухари вошли в кольцевую канавку клапанов;

Сборка двигателя ГАЗ-3110

 Рис. 24 Последовательность затяжки гаек крепления головки цилиндров

- натереть графитовым порошком с обеих сторон прокладку головки цилиндров и надеть ее на шпильки. Установить головку и закрепить ее гайками с шайбами.

Затянуть гайки динамометрическим ключом моментом 83—90 Нм (8,3—9,0 кг/см), соблюдая порядок
- прочистить проволокой и продуть сжатым воздухом отверстия в коромыслах, в оси коромысел и регулировочных винтах, в четвертой основной стойке оси коромысел и масляные каналы в головке цилиндров.

Проверить надежность посадки втулок коромысел. В случае слабой посадки во время работы втулка может сместиться и перекрыть отверстие для смазки штанги толкателя клапана. Такие втулки необходимо заменить;
- произвести подсборку оси коромысел. Перед постановкой каждого коромысла смазать его втулку моторным маслом;
- вставить толкатели в гнезда согласно меткам на них. Толкатели и отверстия в блоке предварительно смазать моторным маслом;
- вставить штанги в сборе с наконечниками в отверстия в головке цилиндров;
- установить подсобранную ось коромысел на шпильки и закрепить гайками с шайбами. Регулировочные болты своей сферической частью должны ложиться на сферу верхнего наконечника штанги;
- установить зазоры между торцами стержней клапанов и носиками коромысел. Зазор между коромыслами и первым и восьмым  клапанами — 0,35—0,40 мм, зазор между остальными коромыслами и клапанами — 0,40—0,45 мм.

Сборка двигателя ГАЗ-3110

Рис. 25 Последовательность затяжки болтов крепления крышки коромысел