Система охлаждения жидкостная закрытая с принудительной циркуляцией жидкости

Герметичность системы охлаждения позволяет двигателю работать при температуре охлаждающей жидкости, превышающей 100º С, но при загорании сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости (выше 105º С) двигатель должен быть остановлен и причина перегрева устранена.

Система охлаждения двигателя ЗМЗ-402 и УМЗ-4215: 1 - с одним отопителем; II - с двумя отопителями и электронасосом (для фургонов с двумя рядами сидений и автобусов); 1 - расширительный бачок; 2 - термостат; 3 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 4 - радиатор; 5 - сливная пробка (кран) радиатора; 6 - вентилятор; 7 - ремень привода вентилятора; 8 - ремень привода насоса охлаждающей жидкости; 9 - насос охлаждающей жидкости; 10 - сливной кран блока цилиндров; 12 - электронасос системы отопления; 11,13 - кран отопителя; 14 - радиатор дополнительного отопителя; 15, 16 - радиатор основного отопителя; 17 - основной клапан термостата; 18 - байпасный клапан; А - термостат закрыт; C - термостат открыт

Система охлаждения состоит из рубашки охлаждения двигателя, радиатора, водяного насоса, термостата, расширительного бачка и соединительных шлангов и трубок.

К системе охлаждения также подсоединен радиатор отопителя.

Давление в системе создает водяной насос, который приводится в действие ремнем от коленчатого вала.

Из насоса жидкость подается в рубашку охлаждения двигателя. Из рубашки жидкость поступает в термостат.

В зависимости от температуры жидкости дальше она проходит в водяной насос (при низкой температуре) или в радиатор (при высокой температуре), откуда, охладившись, поступает в водяной насос.

На автомобилях с двигателем ЗМЗ-4062 установлен злектрический вентилятор, закрепленный на кожухе вентилятора, который в свою очередь закреплен на радиаторе.

На автомобилях с двигателями ЗМЗ-402 или ЗМЗ-4021 вентилятор приводится в действием ремнем от коленчатого вала двигателя.

Система охлаждения заполнена охлаждающей жидкостью Тосол-А40М.

Не рекомендуется заполнять систему охлаждения водой, так как в состав тосола входят антикоррозионные и антивспенивающие присадки, а также присадки, препятствующие отложению накипи.

Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке на холодном двигателе должен быть но метке MIN или выше её на 20-40 мм.

При необходимости, долейте охлаждающей жидкости в расширительный бачок. В случае частой доливки проверьте герметичность системы.

При значительной утечке жидкости для восстановления уровня допускается в исключительных случаях использование воды.

При этом неизбежно понизится плотность смеси и повысится температура её замерзания. Поэтому при первой возможности следует заменить смесь свежей охлаждающей жидкостью.