Уровень масла проверяют при неработающем двигателе по меткам на стержне указателя. Рекомендуется поддерживать уровень масла около метки «П». Повышение уровня выше метки «П» нежелательно, так как кривошипные головки шатунов будут погружаться в масло и разбрызгивать его, вызывая образование в картере чрезмерного масляного тумана. Это вызывает забрызгивание свечей, интенсивное образование нагара на днищах поршней и стенках камеры сгорания, закоксовывание колец, дымление двигателя и повышенный расход масла.
Понижение уровня масла ниже метки (Ю» опасно, так как при этом прекращается подача масла в систему и возможно выплавление подшипников. Уровень масла следует проверять через несколько минут после заливки или остановки двигателя. После замены масла нужно пустить двигатель и дать ему поработать несколько минут. Через некоторое время проверяют уровень масла, как указано выше.
Сливать масло для замены нужно только на горячем двигателе. В этом случае масло имеет меньшую вязкость и хорошо стекает. При смене масла следует также слить отстой из масляного фильтра, очистить внутреннюю поверхность корпуса и стержень и сменить фильтрующий элемент. Фильтрующий элемент перед установкой необходимо пропитать чистым моторным маслом. для обеспечения плотности прилегания крышки фильтра рекомендуется ставить ее вместе с прокладкой в то же положение, какое она занимала до снятия. Не следует чрезмерно затягивать болт крепления крышки, так как это может привести к деформации крышки. Плотность прилегания крышки проверяют после пуска двигателя. Чтобы исключить поступление нефильтрованного масла в двигатель, резиновые уплотнительные кольца фильтрующего элемента должны обладать упругостью и не иметь деформации.
При переводе эксплуатации двигателя на другую марку масла необходимо систему смазки промыть свежим маслом той марки, которая будет использоваться для смазки двигателя. для этого из картера прогретого двигателя необходимо слить старое масло, залить на 2—4 мм выше метки (Ю» на указателе уровня масла промывочное масло, пустить двигатель и поработать 15 мин. на режиме холостого хода при малой частоте вращения, заглушить двигатель, слить масло из картера, заменить фильтрующий элемент и залить свежее масло.
Во время эксплуатации производить доливку масла только той марки, какая залита в двигатель.
Для обслуживания системы вентиляции картера необходимо:
- снять воздушный фильтр, шланги вентиляции картера;
- снять крышку коромысел и карбюратор;
- промыть керосином и продуть воздухом крышку коромысел и шланги;

р6ис. 3

Схема карбюраторов К-151, К-151д: 1—схема управления экономайзером принудительного холостого хода (К-151 для ЗМЗ-д025, -4026); 11— схема управления экономайзером принудительного холостого хода (К-151д для ЗМЗ-4061, 4063); 1 — топливный клапан; 2— поплавок; 3—пробка; 4—воздушный жиклер переходной системы; 5— эмульсионный жиклер переходной системы; 6— винт крепления распылителя эконостата второй камеры; 7— распылитель эконостата второй камеры; 8— воздушный жиклер главной дозирующей системы второй камеры; 9— эмульсионная трубка главной дозирующей системы второй камеры; 10— малый диффузор второй камеры; 11 — выпускной шариковый клапан ускорительного насоса; 12— распылитель ускорительного насоса; 13— воздушная заслонка; 14— малый диффузор первой камеры; 15— воздушный жиклер главной дозирующей системы первой камеры; 16— эмульсионная трубка главной дозирующей системы первой камеры; 17— блок воздушного жиклера с эмульсионной трубкой системы холостого хода; 18— эмульсионный жиклер системы холостого хода; 19— воздушный жиклер системы холостого хода; 20— винт заводской регулировки состава смеси; 21 — главный топливный жиклер первой камеры; 22— заглушка; 23— крышка карбюратора; 24— регулировочный винт перепуска топлива системы ускорительного насоса; 25— вытеснитель; 26— корпус карбюратора; 27— впускной шариковый клапан ускорительного насоса; 28— крышка ускорительного насоса; 29— пружина; 30— рычаг привода ускорительного насоса; 31 — диафрагма ускорительного насоса; 32— электромагнитный клапан; 33—электронный блок управления; 34— контроллер; 35 — микровыключатель; 36— перепускной жиклер ускорительного насоса; 37— диафрагма экономайзера принудительного холостого хода; 38— клапан экономайзера принудительного холостого хода; 39— ограничительный колпачок; 40— винт состава смеси; 41 — корпус экономайзера принудительного холостого хода; 42— винт эксплуатационной регулировки холостого хода; 43— трубка к вакуум-корректору; 44— дроссельная заслонка первой камеры; 45— кулачок привода рычага ускорительного насоса; 46 — ролик рычага ускорительного насоса; 47— корпус дроссельных заслонок; 48— дроссельная заслонка второй камеры; 49— трубка подвода разрежения к электромагнитному клапану; 50— калиброванное отверстие; 51 — прокладка; 52— главный топливный жиклер второй камеры; 53—трубка к клапану системы рециркуляции отработавших газов; 54 — трубка подвода картерных газов; 55— топливоподводящая трубка; 56— сливная трубка; 57—топливный фильтр

- прочистить медной проволокой диаметром 1,5 мм калиброванное отверстие 50  в корпусе смесительных камер;
- обеспечить герметичность всех соединений при сборке.
При эксплуатации не следует допускать работу при открытой маслозаливной горловине: это приводит к попаданию в двигатель неочищенного воздуха и вызывает повышенный износ деталей двигателя.
Чтобы проверить правильность сборки и нормальную работу системы вентиляции картера, необходимо пережать на работающем двигателе при минимальных оборотах холостого хода шланг, подводящий картерные газы к карбюратору. Если обороты двигателя резко падают или двигатель глохнет, система работает нормально.


Уход за системой охлаждения - заключается в ежедневной проверке уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Уровень жидкости на холодном двигателе должен быть не ниже метки MIN.
Метка MIN нанесена на стенке расширительного бачка. При необходимости долейте охлаждающую жидкость в расширительный бачок. В случаях частой доливки проверьте герметичность системы охлаждения.
При обслуживании системы охлаждения следует иметь в виду, что охлаждающие жидкости «Тосол-А 40М», Лена, Термосол ядовиты и огнеопасны, так как в своем составе содержат этиленгликоль. По аналогии с последним жидкости обладают ядовитым и наркотическим действием и способностью проникать в организм через кожу.
При попадании в организм через рот охлаждающая жидкость вызывает хроническое отравление с поражением жизненно важных органов человека (действует на сосуды, почки, нервную систему). Поэтому при использовании охлаждающей жидкости необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:
— не засасывать жидкость ртом при ее переливании;
— во время работы с охлаждающей жидкостью не курить и не принимать пищу;
— в тех случаях, когда при работе возможно разбрызгивание охлаждающей жидкости, пользоваться защитными очками;
— открытые участки кожи, на которые попала охлаждающая жидкость, необходимо промыть водой с мылом.
Через каждые 10000 км пробега необходимо регулировать натяжение ремней привода вспомогательных агрегатов, а также проверять герметичность всех соединений системы охлаждения. При обнаружении капель или незначительной влажности следует подтянуть хомуты соединений.
При значительных утечках жидкости для восстановления уровня допускается в исключительных случаях использование воды. Однако при этом неизбежно понизится плотность смеси и повысится температура ее замерзания. Поэтому при первой возможности следует заменить смесь на новую охлаждающую жидкость. При добавлении в систему охлаждения воды уровень в расширительном бачке должен быть выше метки MIN на 7—10 см.

Перед началом зимней эксплуатации следует проверить плотность жидкости в системе охлаждения, которая должна быть в пределах 1078— 1085 г/см3 при 20° С.
Через каждые три года необходимо промывать систему охлаждения и заливать новую охлаждающую жидкость, а также рекомендуется проверять работу термостата и блока клапанов пробки расширительного бачка.
Замену охлаждающей жидкости производить в следую порядке:
— установить автомобиль на горизонтальную площадку;
— убедиться, что краник отопителя открыт, для чего включить зажигание, повернуть ручку 4 регулятора температуры воздуха, выключить зажигание;
— снять пробку расширительного бачка;