На автомобилях УАЗ устанавливаются механические трехвальные коробки передач трех типов:

  • - четырехступенчатая, с синхронизаторами только на III и IV передачах;
  • - четырехступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода;
  • - пятиступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода.

Четырехступенчатые коробки передач взаимозаменяемы, но при этом могут иметь различные размеры шлицев первичного вала (под разные ведущие диски сцепления).

Пяти- и четырехступенчатые коробки взаимозаменяемы в комплекте со своими раздаточными коробками и карданными валами.

При установке пятиступенчатой коробки вместо четырехступенчатой требуется также доработка отверстия пола кузова под рычаги раздаточной коробки.

Узлы и детали разных коробок передач не взаимозаменяемые.

Коробка передач, синхронизированная частично: 1 - картер; 2 - шестерня привода промежуточного вала; 3 - подшипник промежуточного вала; 4 - гайка; 5 - промежуточный вал; 6 - крышка подшипника; 7 - передняя крышка; 8 - первичный вал; 9 - специальная гайка; 10 - передний подшипник вторичного вала; 11 - муфта синхронизатора; 12 - вторичный вал; 13 - шестерня III передачи; 14 - шестерня II передачи; 15 - шестерня I передачи; 16 - задний подшипник вторичного вала; 17 - стопорные кольца; 18 - болт крепления заднего подшипника промежуточного вала; 19 - подшипник блока шестерен заднего хода; 20 - ось блока шестерен заднего хода; 21 - блок шестерен заднего хода; 22 - распорная втулка; 23 - шестерня II передачи промежуточного вала; 24 - шестерня III передачи промежуточного вала; 25 - пробка сливного отверстия картера

рис. 1. Коpобка пеpедач, синхpонизированная частично

Коробка передач синхронизированная: 1 - первичный вал; 2 - передняя крышка; 3 - специальная гайка; 4,14,17,28 - стопорные кольца; 5 - прокладка; 6,15,20,30 - подшипники; 7 - передний подшипник вторичного вала; 8 - картер; 9 - муфта синхронизатора III и IV передач; 10 - шестерня III передачи; 11 - шестерня II передачи; 12 - муфта синхронизатора I и II передач; 13 - шестерня I передачи; 16 - вторичный вал; 18 - шайба; 19 - распорное кольцо; 21 - специальный болт; 22 - тарельчатая пружина; 23 - промежуточный вал; 24 - ось шестерни заднего хода; 25 - шестерня заднего хода; 26 - пробка; 27 - блок шестерен привода промежуточного вала и III передачи; 29 - крышка

рис. 2. Коpобка пеpедач синхронизированная

Четырехступенчатая не полностью синхронизированная коробка передач состоит из неразъемного чугунного картера, в котором на шариковых подшипниках установлены первичный, вторичный и промежуточный валы.

Вторичный вал передним концом опирается на роликовый бессепараторный подшипник в расточке заднего конца первичного вала, а задним — на шариковый двухрядный подшипник, по которому происходит центрирование коробки передач и раздаточной коробки.

Шестерни привода промежуточного вала, а также II и III передач – косозубые, постоянного зацепления.

На промежуточном валу шестерни II и III передач установлены шлицы.

В отверстия шестерен II и III передач вторичного вала запрессованы бронзовые втулки с отверстиями и ячеистой накаткой для улучшения смазки.

Для подачи масла к втулкам служат радиальные отверстия в шестернях и винтовые канавки на валу.

III и IV передачи включаются перемещением муфт инерционного синхронизатора на вторичном валу.

Ведомая прямозубая шестерня I передачи перемещается по шлицам вторичного вала.

I передача включается перемещением ведомой шестерни по шлицам вторичного вала назад, до зацепления ее зубьев с зубьями ведущей шестерни.

Перемещением ведомой шестерни I передачи вперед включается II передача (ее шлицевой венец соединяется через шестерню I передачи с вторичным валом).

Кроме того, ведомая шестерня имеет среднее положение. В этом случае она используется для включения заднего хода.

Блок шестерен заднего хода размещен на сепараторном игольчатом подшипнике, скользящем по оси, запрессованной в картер.

При перемещении блока шестерен по оси вперед, его большая шестерня входит в зацепление с ведущей шестерней I передачи, а малая шестерня — в зацепление с ведомой шестерней на вторичном валу.

При этом первичный и вторичный валы начинают вращаться в разные стороны и автомобиль движется назад.

Механизм переключения передач состоит из крышки, в которой установлены три штока с вилками, рычага переключения с пружиной, а также подпружиненного предохранителя, препятствующего случайному включению заднего хода.

Фиксация включенных передач осуществляется подпружиненными шариками, входящими в лунки на штоках.

Блокировочное устройство в виде двух плунжеров и штифта на штоке III и IV передач не позволяет включить две передачи одновременно.

Смазывается коробка передач трансмиссионным маслом, залитым в картер.

Для заливки и слива масла служат заливное и сливное отверстия, закрываемые пробками с конической резьбой.

Четырехступенчатая, полностью синхронизированная коробка передач отличается от описанной тем, что:

  • - включение всех передач переднего хода производится перемещением муфт двух инерционных синхронизаторов, установленных на вторичном валу;
  • - шестерни I, II и III передач — косозубые, постоянного зацепления, установлены на вторичном валу на двухрядных роликовых подшипниках с пластмассовыми сепараторами;
  • - передний конец промежуточного вала опирается на роликовый радиальный подшипник;
  • - ведомая шестерня привода промежуточного вала и ведущая III передачи сделаны в виде блока, напрессованного на гладкую часть промежуточного вала;
  • - ведущие косозубые шестерни I, II передач и прямозубая шестерня заднего хода выполнены заодно с промежуточным валом;
  • - задний ход включается перемещением промежуточной шестерни заднего хода до ее зацепления с прямозубой шестерней промежуточного вала и зубчатым венцом муфты синхронизатора I и II передач.

Кроме того, эта коробка имеет иные передаточные числа на всех передачах, кроме IV передачи.

Пятиступенчатая коробка передач: 1 - первичный вал; 2 - крышка подшипника; 3 - манжета первичного вала; 4 - стопорное кольцо; 5 - шариковый подшипник первичного вала; 6 - роликовый подшипник вторичного вала; 7 - шлицевой венец первичного вала; 8 - блокирующее кольцо; 9 - муфта синхронизатора III-IV передач; 10 - ступица муфты; 11 - шпонка; 12 - шлицевой венец шестерни III передачи; 13 - шестерня третьей передачи; 14 - втулка шестерни; 15 - шестерня II передачи; 16 - картер; 17 - втулка шестерни II передачи; 18 - шлицевой венец шестерни II передачи; 19 - муфта синхронизатора II-I передач; 20 - шлицевой венец шестерни I передачи; 21 - шестерня I передачи; 22 - втулка шестерни I передачи; 23 - роликовый подшипник вторичного вала; 24 - втулка вторичного вала; 25 - шестерня ведомая V передачи; 26 - картер V передачи; 27 - двухрядный шариковый подшипник вторичного вала; 28 - шлицевая шайба; 29 - стопорное кольцо; 30 - вторичный вал; 31 - болт; 32 - пружина тарельчатая; 33 - опорное кольцо; 34 - ведущая шестерня V передачи; 35 - шлицевой венец ведущей шестерни V передачи; 36 - пружина синхронизатора; 37 - сухарь синхронизатора; 38 - муфта синхронизатора V передачи; 39 - шариковый подшипник промежуточного вала; 40 - роликовый подшипник шестерни заднего хода; 41 - шестерня заднего хода; 42 - ось шестерни заднего хода; 43 - блок шестерни привода промежуточного вала и III передачи; 44 - промежуточный вал; 45 - роликовый подшипник промежуточного вала; 46 - крышка подшипника

Пятиступенчатая коробка сконструирована на базе полностью синхронизированной четырехступенчатой и отличается тем, что к задней стенке ее картера болтами крепится картер V передачи.

Картеры центрируются двумя установочными втулками.

Вторичный и промежуточный валы выполнены более длинными.

Двухрядный радиально-упорный шарикоподшипник вторичного вала расположен в задней стенке картера V передачи, а в расточке задней стенки коробки передач установлен дополнительный роликовый радиальный подшипник.

На заднем конце промежуточного вала, на двухрядном игольчатом подшипнике установлена ведущая (большая) косозубая шестерня V передачи с инерционным синхронизатором.

Ведомая (малая) шестерня V передачи размещена на шлицах вторичного вала.

При включенной V передаче вторичный вал вращается быстрее первичного, поэтому V передача называется ускоряющей.

Благодаря ее применению, снижается число оборотов коленчатого вала при высокой скорости движения автомобиля, что увеличивает ресурс двигателя и позволяет экономить топливо.

Смазка деталей V передачи осуществляется из общей масляной ванны коробки передач.

Для уменьшения утечки масла в крышке первичного вала пятиступенчатой коробки установлена резиновая манжета.

Техническое обслуживание

В процессе эксплуатации проверяйте уровень масла и заменяйте его в сроки, предусмотренные таблицей смазывания.

При обнаружении течи выясните причину и неисправные детали замените (прокладки, заглушки и т.п.).

Периодически проверяйте крепление коробки передач, а также крепление и регулировку механизма управления коробкой на автомобилях семейства УАЗ–3741.

Момент затяжки болтов и гаек крепления коробки передач к картерам сцепления и раздаточной коробки должен быть от 39 до 55 Нм (4,0–5,6 кгс·м). Сами коробки передач регулировок не имеют.

new

После разборки все детали коробки передач тщательно промойте в керосине, продуйте сжатым воздухом и осмотрите

Возможными неисправностями насоса могут быть: нарушение герметичности диафрагмы и клапанов, снижение упругости или поломка пружины диафрагмы, износ деталей привода насоса