Силовой агрегат, в зависимости от модели и комплектации, может комплектоваться коробкой передач нескольких моделей и различных комплектаций

Коробки передач производства ОАО ″ЯМЗ″ (обозначаются буквой ″В″ в маркировке) комплектуются картером демультипликатора из алюминиевого сплава, опорой штока (между цилиндром и картером демультипликатора) механизма переключения демультипликатора с измененным расположением включателя сигнальной лампы демультипликатора.

Конструктивные особенности коробок передач семейства ЯМЗ-238ВМ

Исправная работа коробки передач и срок ее службы находятся в прямой зависимости от культуры эксплуатации, поэтому необходимо внимательно отнестись к проведению всех регламентных работ, предусмотренных настоящим руководством.

Коробка передач ЯМЗ-238ВМ: 1 - картер сцепления; 2 - прокладки регулировочные первичного вала; 3 - сапун картера; 4 - вал вторичный; 5 - сапун воздухораспределителя; 6 - воздухораспределитель; 7 - кольцо центрирующее; 8 - муфта включения низшего диапазона; 9 - болт регулировки упора штока переключения демультипликатора с контргайкой; 10 - включатель сигнализатора переключения демультипликатора; 11 - прокладки регулировочные вторичного вала; 12 - сателлиты; 13 - вилка переключения демультипликатора; 14 - цилиндр переключения демультипликатора; 15 - муфта включения высшего диапазона; 16 - датчик скорости системы блокировки низшего диапазона; 17 - регулировочные прокладки выходного вала; 18 - болт крепления в фланца выходного вала. 19 - вал выходной; 20 - кольцо упорное солнечной шестерни; 21 - картер демультипликатора; 22 - коронная шестерня; 23 - солнечная шестерня; 24 - проставка; 25 - крышка заборника насоса с сеткой; 26 - пробка сливная с магнитом; 27- шестерня отбора мощности; 28 - картер основной коробки; 29 - вал промежуточный; 30 - насос масляный; 31 - вал первичный

Применение смазочных материалов, не указанных в настоящем руководстве, не разрешается.

Во избежание повреждения синхронизатора демультипликатора и синхронизаторов основной коробки передач включение передач в основной коробке при включенной лампе сигнализатора переключения демультипликатора не допускается.

Во избежание чрезмерного возрастания частоты вращения коленчатого вала двигателя и повышенного износа синхронизаторов коробки передач не допускается включение низшего диапазона в демультипликаторе при скорости движения автомобиля выше 35 км/час.

Необходимо соблюдать правила буксировки автомобиля.

Характеристики коробки передач

Коробка передач ЯМЗ-238ВМ (рис. 2) – механическая, восьмиступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах, кроме заднего хода, состоит из основной четырехступенчатой коробки передач и двухдиапазонного планетарного демультипликатора.

Механизм переключения диапазонов демультипликатора оснащен автоматической системой блокировки включения низшего диапазона (АСБП).

Реле АСБП устроено таким образом, что разрешает включение низшего диапазона при частоте вращения выходного вала коробки передач не более 920 мин -1, что в зависимости от передаточных чисел ведущего моста, раздаточной коробки, радиуса качения колёс соответствует скорости движения автомобиля 25-30 км/час.

Для каждого конкретного автомобиля эта величина может быть с достаточной точностью определена как частное от деления величины максимальной (кинематической) скорости на 3,5.

Заправочная ёмкость системы смазки коробки передач 7,5 литра.

Уровень масла определяется нижней кромкой контрольного отверстия на правой стороне проставки, расположенной между картерами основной коробки и демультипликатора.

Пробка маслозаливного отверстия расположена на верхней крышке основной коробки с левой стороны.

В качестве заливного может также использоваться контрольное отверстие.

Модель коробки передач - Основные конструктивные особенности коробки передач

  • ЯМЗ-238ВМ4 - Под двухдисковое сцепление, без рычага переключения передач, с заглушкой на верхней крышке, фланец карданного вала обычный с 16-ю отверстиями, крышка выходного вала с фланцем под привод спидометра.
  • ЯМЗ-238ВМ5 - КП 238ВМ4 под диафрагменное сцепление, отличается размерами муфты выключения сцепления, наличием скобы для зацепления оттяжной цилиндрической пружины муфты.
  • ЯМЗ-238ВМ7 - Отличается от КП 238ВМ5 фланцем карданного вала с торцовыми шлицами по ISO.
  • ЯМЗ-238ВК4 - Отличается от КП 238ВМ4 наличием короткого рычага переключения передач, устанавливаемого взамен заглушки на верхней крышке.
  • ЯМЗ-238ВК5 - КП 238ВК4 под диафрагменное сцепление, отличается размерами муфты выключения сцепления, наличием скобы для зацепления оттяжной цилиндрической пружины муфты.
  • ЯМЗ-238ВК7 - Отличается от КП 238ВК5 фланцем карданного вала с торцовыми шлицами по ISO.
  • ЯМЗ-238ВЛ - Отличается от КП 238ВК4 электромагнитным клапаном, работающим на напряжении 12В, у КП 238ВК4 (ВМ4, ВК5, ВМ5 и др.) – 24В, (соответствующая маркировка на самом клапане: 12В или 24В).
  • ЯМЗ-238ВЛ1 - КП 238ВЛ под диафрагменное сцепление, отличается размерами муфты выключения сцепления, наличием скобы для зацепления оттяжной цилиндрической пружины муфты, фланец карданного вала обычный с 8-ю отверстиями Ø10 мм.
  • ЯМЗ-238ВУ - Отличается от КП 238ВК4 только отсутствием на крышке выходного вала фланца для крепления деталей привода спидометра.
  • ЯМЗ-238ВУ1 - КП 238ВУ под диафрагменное сцепление, отличается размерами муфты выключения сцепления, наличием скобы для зацепления оттяжной цилиндрической пружины муфты.
  • ЯМЗ-238ВУ2 - Отличается от КП 238ВУ отсутствием короткого рычага переключения передач и наличием заглушки на верхней крышке.
  • ЯМЗ-238ВУ3 - КП 238ВУ2 под диафрагменное сцепление, отличается размерами муфты выключения сцепления, наличием скобы для зацепления оттяжной цилиндрической пружины муфты.
  • ЯМЗ-238ВУ4 - Коробка передач 238ВУ2 в герметичном исполнении.
  • ЯМЗ-238ВУ5 - Коробка передач 238ВУ3 с герметичным картером сцепления.
  • ЯМЗ-238ВУ6 - Отличается от КП 238ВУ5 фланцем карданного вала с торцовыми шлицами по ISO.
  • ЯМЗ-238ВУ7 - Отличается от КП 238ВУ3 фланцем карданного вала с торцовыми шлицами по ISO.
  • ЯМЗ-238ВУ9 - Отличается от КП 238ВУ1 фланцем карданного вала с торцовыми шлицами по ISO.

Основные модели коробок передач

Модель коробки передач - изготовитель - предприятие потребитель:

  • ЯМЗ-238ВМ - ОАО ″ТМЗ″ - РУП «МАЗ»;
  • ЯМЗ-238ВК - ОАО ″ТМЗ″ - ХК «АвтоКрАЗ»;
  • ЯМЗ-238ВУ - ОАО ″ТМЗ″ - ОАО «АЗУрал»;
  • ЯМЗ-238ВЛ - ОАО ″ТМЗ″ - АМО «ЗИЛ»

Передаточные числа коробки передач

Передача - передача в основной коробке - диапазон в демультипликаторе - передаточное число:

  1. - 1 - низший - 7,30;
  2. - 2 - низший - 4,86;
  3. - 3 - низший - 3,50;
  4. - 4 - низший - 2,48;
  5. - 1 - высший - 2,09;
  6. - 2 - высший - 1,39;
  7. - 3 - высший - 1,00;
  8. - 4 - высший - 0,71;

Задний ход - задний ход - низший - 10,46

 Эксплуатация коробки передач

Схема положений рычага переключения передач

Переключение передач с первой по четвертую и с пятой по восьмую производить перемещением рычага переключения в соответствующее положение (рис. 3).

При управлении коробкой передач с помощью механического дистанционного привода положения рукоятки рычага переключения передач могут отличаться от приведенных на схеме и указываются в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Для переключения с четвертой на пятую передачу переместить кнопку переключения демультипликатора в положения включения высшего диапазона при включенной четвертой передаче в основной коробке передач (расположение органов управления демультипликатором указано в руководстве по эксплуатации автомобиля).

Затем перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение.

Задержать пока не погаснет лампа сигнализатора и включить пятую передачу.

Для перехода с пятой на четвертую передачу переместить кнопку переключения демультипликатора на включение низшего диапазона при включенной пятой передаче, скорость автомобиля при этом не должна превышать 35 км/час.

Затем рычаг переключения передач перевести в нейтральное положение, задержать, пока не погаснет лампа сигнализатора, и включить четвертую передачу в основной коробке.

В момент перехода рычага переключения передач через нейтральное положение происходит автоматическое переключение диапазонов в демультипликаторе.

Затухание сигнальной лампы свидетельствует о завершении процесса переключения диапазонов.

Техническое обслуживание коробки передач

Виды и периодичность технического обслуживания коробки передач соответствуют видам и периодичности технического обслуживания двигателя.

Техническое обслуживание после обкатки автомобиля

После обкатки автомобиля заменить масло в картере коробки передач, очистить от продуктов приработки сетку маслозаборника и магнит.

Первое техническое обслуживание (ТО-1)

  • 1. Проверить уровень масла в картере и при необходимости долить.
  • 2. Проверить работу узлов АСБП. Низший диапазон в коробке передач не должен включаться при скорости транспортного средства, соответствующей частоте вращения выходного вала более 1000 мин -1 .

Второе техническое обслуживание (ТО-2)

  • 1. Выполнить все операции первого технического обслуживания ТО-1.
  • 2. Проверить и при необходимости отрегулировать заднюю опору коробки передач в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля (если опора предусмотрена конструкцией автомобиля).
  • 3. Произвести очистку и смазку деталей воздухораспределителя коробки передач с использованием смазки № 158 по ТУ 38.101.320 -77.

Допускается применение Литола 24.

  • 4. Произвести очистку и смазку манжет поршня и стенок цилиндра переключения демультипликатора.

Смену масла в коробке передач с промывкой картера, сетки и магнита производить в зависимости от условий эксплуатации по следующей схеме:

  • автомобили с годовым пробегом 80 тыс. км и более - через 50 тыс. км;
  • автомобили с годовым пробегом менее 80 тыс. км и при тяжелых условиях эксплуатации (грунтовые дороги, гористая местность или жаркий, сухой климатический район и т.п.) - через 30-40 тыс. км.

Масло из коробки передач сливать сразу после работы в горячем состоянии. Коробку передач промывать индустриальным маслом И-12А или И-20А по ГОСТ 20799-88, для чего:

  • 5,5-6 л его залить в картер коробки;
  • установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, пустить двигатель на 7-8 минут, после чего остановить его, слить промывочное масло и залить свежее.

Категорически запрещается промывать коробку передач керосином или дизельным топливом во избежание отказа в работе масляного насоса из-за недостаточного разрежения на всасывании и как следствие, выхода из строя коробки передач.

В случае полной переборки коробки передач масляный насос перед установкой смазать применяемым в коробке передач маслом.