Установка головок цилиндров, коромысел клапанов и регулировка зазоров в клапанах

Шпильки крепления головки цилиндров ввертывают в правый и левый ряды блока цилиндров, предварительно смазав резьбовые отверстия под шпильки в блоке дизельным маслом

Шпильки ввертывают на всю длину резьбы моментом 80—100 Нм (8—10 кгсм); они должны выступать над плоскостью блока на величину 122 мм, что проверяют втулкой (рис. 1).

Втулка для замера выступания шпилек крепления головки цилиндров

Перед установкой головки цилиндров необходимо протереть привалочную плоскость.

Прокладку головки цилиндров устанавливаем на шпильки так, чтобы она установилась на штифты, а окантовка прокладки — на бурты гильз цилиндров.

Головка цилиндров в сборе должна свободно, без ударов устанавливаться на шпильки и установочные штифты.

Затем на шпильки навертываем гайки крепления головки цилиндров и затягиваем их.

Последовательность затяжки болтов головки цилиндров

Затягивать гайки надо в порядке возрастания номеров (см. рис. 2).

После первой затяжки динамометрическим ключом необходимо повторной операцией проверить требуемый крутящий момент 220-250 Нм (22-25 кгсм) на каждой гайке, соблюдая указанную последовательность.

Порядок затяжки гаек крепления головки цилиндров: а) - общая головка цилиндров; b) - индивидуальная головка цилиндров

Штанги толкателей устанавливают в окна блока цилиндров и при этом совмещают наконечник штанги с пятой толкателя.

Предварительно штангу протирают и смазывают наконечник дизельным маслом.

Правые и левые коромысла клапанов с осью в сборе устанавливают так, чтобы установочные штифты оси вошли в отверстия головки цилиндров, а сфера регулировочного винта была совмещена с наконечником штанги.

Регулировочный винт должен быть ввернут в коромысло до упора.

Затем ввертывают в головки цилиндров болты крепления оси коромысла и затягивают их моментом 120-150 Нм (12-15 кгсм).

Лимб для контроля и регулировки тепловых зазоров клапанов: 1 - планка; 2 - лимб; 3 - палец; 4 - кронштейн

Зазоры клапанов регулируют одновременно на двух цилиндрах и при этом применяют лимб (рис. 4).

Лимб устанавливают на шкив коленчатого вала, а палец 3 вставляют в резьбовое отверстие на крышке шестерен распределения.

Тепловые зазоры двигателя ЯМЗ-326 регулируют в следующей последовательности:

- вращают коленчатый вал по часовой стрелке ключом за болт крепления шкива, наблюдают за движением впускного клапана первого цилиндра и устанавливают момент, когда он полностью закроется.

После этого вал поворачивают в том же направлении до совмещения риски на шкиве коленчатого вала с меткой 1—4 ЯМ3-236 на лимбе;

- регулируют зазоры между носками коромысел и торцами клапанов первого и четвертого цилиндров.

После затяжки контргайки регулировочного винта щуп толщиной 0,25 мм должен свободно входить в зазоры толщиной 0,30 мм – с усилием.

Допускается после прокручивания коленчатого вала изменение зазора в пределах 0,20 – 0,35 мм;

- совмещая на такте сжатия в порядке работы цилиндров (1-4-2-5-3-6) риску на шкиве с метками 1-4, 2-5, 3-6 ЯМЗ-236 на лимбе, регулируют зазоры для остальных цилиндров.

При регулировке тепловых зазоров двигателя ЯМЗ-238 применяют те же приемы и методы, что и для двигателя ЯМЗ-236:

  • - совмещают на такте сжатия рисунок 3 на шкиве с меткой 1-5 ЯМЗ-238 на лимбе;
  • - регулируют зазоры клапанов первого и пятого цилиндров;

совмещая на такте сжатия в порядке работы цилиндров (1-5-4-2-6-3-7-8) риску на шкиве с метками 4-2, 6-3 и 7-8 ЯМЗ-238 на лимбе, регулируют клапаны остальных цилиндров.

Штанги толкателей регулировочных клапанов должны свободно вращаться от руки.

Зазор регулируют при помощи регулировочного винта; после регулировки надо надежно закрепить винт гайкой и проверить зазор.

Установка форсунок, топливопроводов и соединительного патрубка.

На двигатель устанавливают комплект форсунок одной группы по распылению.

Группа распылителя наносится на поверхности корпуса форсунки.

Перед установкой форсунок протирают внутреннюю поверхность стаканов, а на распылитель надевают одну уплотнительную медную шайбу.

Форсунки устанавливают таким образом, чтобы уплотнитель штуцера вошел в выемку головки цилиндров.

Скобы крепления форсунок устанавливают на шпильки головки цилиндров, надевают шайбы и навертывают гайки, которые затягивают моментом 50-60 Нм (5-6 кгс м).

Дренажные трубки устанавливают на левую и правую головки цилиндров, предварительно вывернув из форсунок транспортные пробки.

Дренажные трубки крепят к форсункам соединительными гайками и болтами, предварительно подложив шайбы под наконечники трубок и под головки болтов.

Для обеспечения надежного уплотнения во всех случаях надо ориентировать шайбы вершинами конусов от наконечников трубок наружу.

Топливные отводящие топливопроводы устанавливают в развале между цилиндрами и крепят болтами к правой и левой головкам цилиндров.

Для обеспечения более жесткого крепления на каждый топливопровод устанавливают кляммер и крепят его на шпильке фланца левого впускного трубопровода.

Топливопроводы высокого давления крепят на штуцера топливного насоса высокого давления и форсунок в определенной последовательности, соответствующей порядку работы секций топливного насоса высокого давления.

Насос двигателя ЯМЗ-236 имеет порядок работы, соответствующий порядку работы цилиндров двигателя (1-4-2-5-3-6).

Порядок работы секций насоса двигателя ЯМЗ-238 отличается от порядка работы цилиндров этого двигателя.

Если порядок работы цилиндров двигателя 1-5-4-2-6-3-7-8, то секции насоса работают в последовательности 1-3-6-2-4-5-7-8.

Схема соединений секций насоса с цилиндрами двигателя: а - двигатель ЯМЗ-236; b - двигатель ЯМЗ-238

Схемы соединений секций насоса с цилиндрами двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 показаны на рис. 5.

Соединительный патрубок впускных трубопроводов устанавливают так, чтобы фланец под воздухопровод компрессора был направлен к передней части блока цилиндров.

Патрубок крепят к фланцам впускных трубопроводов, предварительно положив на фланцы прокладки с сетками в сборе и резиновые прокладки и крепят его болтами с надетыми шайбами.

Маслоизмерительный щуп устанавливают в направляющую трубку, предварительно протерев его.

Затем устанавливают крышки го ловок цилиндров, которые крепят винтами на одну - две нитки и снимают двигатель со стенда.

Устанавливают заглушки на технологические отверстия и крепят болтами.

Под заглушки необходимо установить картонные прокладки.

Приработку и испытания двигателей после ремонта выполняют на стендах СТЭ-160-1500 с электротормозами.

На этих стендах можно испытывать двигатели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 всех модификаций.

Характеристики электротормозов для испытательных стендов приведены в таблице

Электротормоз АКБ-104-4:

  • - мощность 160 кВт;
  • - синхронная частота вращения 1500 мин -1;
  • - крутящий момент 1070 Нм (107 кгсм);
  • - предельная частота вращения коленчатого вала двигателя при работе в генераторном режиме с номинальным крутящим моментом - 3000 мин -1

Электротормоз АК-102-4:

  • - мощность 160 кВт;
  • - синхронная частота вращения 1500 мин -1;
  • - крутящий момент 1100 Нм (110 кгсм);
  • - предельная частота вращения коленчатого вала двигателя при работе в генераторном режиме с номинальным крутящим моментом - 2500 мин -1

Стенд для приработки и испытания двигателя должен иметь оборудование, необходимое для измерения мощности двигателя, частоты вращения коленчатого вала, часового расхода топлива, температуры воды, выходящей из двигателя (из правой и левой водяных труб), температуры масла в поддоне двигателя, давления масла в магистрали, угла опережения впрыска топлива в градусах угла поворота коленчатого вала.

Замер расхода топлива должен производиться на весах с пределом измерения до 15 кг, отсчет времени ведется по секундомеру с ценой деления 0.1 с; замер частоты вращения — ручным тахометром или тахотоскопом с ценой деления не более 10 мин.

Емкость расходного бачка должна быть 10 – 12 л, уровень дна мерного бачка – не ниже 500 мм от оси входного отверстия топливоподкачивающего насоса, внутренний диаметр подводящего и отводящего топливопроводов – не менее 8 мм.

Топливопроводы не должны касаться мерного бачка и должны быть погружены в топливо на глубину не более ⅓ высоты бачка от его днища.

На погруженном конце топливопровода, отводящего топливо от двигателя, устанавливают отражатель, препятствующий прямому направлению струи топлива на днище бачка и способствующий выравниванию температуры топлива в бачке.

Двигатель, устанавливаемый на стенд, должен быть полностью укомплектован (за исключением крыльчатки вентилятора, генератора, компрессора).

Приработка и испытание двигателя производится на дизельном топливе марки «Л».

На время приработки в поддон двигателя, корпус ТНВД и корпус регулятора заливают дизельное масло до верхних меток указателей уровня масла.

В воздушные фильтры заливается дизельное масло в количестве 1,6 л для двигателя ЯМЗ-236 и 1,4 л для двигателя ЯМЗ-238.

Температуру масла поддерживают при помощи технологических масляных радиаторов (в начале обкатки не ниже 50˚ С).

Приработка и испытание двигателя производится на специальных режимах и включают в себя холодную и горячую обкатку, контрольную приемку.

Холодная обкатка двигателя

Перед пуском стенда коленчатый вал необходимо несколько раз провернуть вручную, чтобы убедиться в исправности двигателя и в правильной его установке на стенде, проверить и при необходимости отрегулировать тепловые зазоры в клапанном механизме.

В процессе обкатки проверяется давление масла в системе, подача масла к подшипникам коромысел и герметичность уплотнения форсунок в головках цилиндров.

Стетоскопом прослушиваются шумы и стуки распределительных шестерен, шатунных и коренных подшипников, поршневых пальцев и поршней.

При обнаружении дефектов обкатка должна быть прекращена, а после устранения продолжена.

Режим холодной обкатки приведен в таблице.

По окончании холодной обкатки рекомендуется сменить масло в поддоне двигателя и промыть масляные фильтры.

Фильтр центробежной очистки масла: 1 - колпак фильтра; 2, 7 - шайбы; 3 - колпачковая гайка; 4 - гайка крепления ротора; 5 - упорная шайба; 6 - гайка ротора; 8 - сетка; 9, 16 - втулки ротора; 10 - колпак ротора; 11 - ротор; 12 - заборная трубка; 13 - отражатель; 14 - уплотнительное кольцо; 15 - прокладка; 17 - стопорное кольцо; 18 - подшипник; 19 - ось ротора; 20 - корпус; 21 - штифт; 22 - сопло ротора

Для промывки ротора центробежного фильтра отвертывают гайку 3 (см. рис. 6) колпака фильтра, снимают колпак 1 и ротор в сборе.

Ротор разбирают, удаляют с колпака 10 и ротора 11 осадок, промывают их в дизельном топливе.

Фильтр собирают в обратной последовательности, проверив состояние прокладки 15, чистоту отверстий сопел 22, состояние шайбы 2 и положение сетки 8.

Для промывки фильтра грубой очистки масла нужно слить масло из корпуса фильтра через отверстие, закрытое пробкой 2 (см. рис. 7),  отвернуть болт 11 крепления колпака Фильтра, снять колпак 7, верхнюю крышку 8 и фильтрующий элемент 5.

Снятый с двигателя фильтрующий элемент помешают на 3 часа в ванну с растворителем (бензином или четыреххлористым углеродом).

Через 3 часа элемент промывают мягкой волосяной щеткой, ополаскивают в чистом бензине или четыреххлористом углероде и продувают сжатым воздухом.

На время промывки устанавливаются технологические сменные фильтрующие элементы.

Фильтр грубой очистки масла: 1 - корпус фильтра; 2 - пробка сливного отверстия; 3 - прокладка колпака; 4 - прокладка фильтрующего элемента; 5 - фильтрующий элемент; 6 - нижняя крышка фильтрующего элемента; 7 - колпак фильтра; 8 - верхняя крышка фильтрующего элемента; 9 - стержень фильтра; 10 - пружина; 11 - болт крепления колпака; 12 - перепускной клапан; 13 - пружина клапана; 14 - пружина сигнализатора; 15 - корпус сигнализатора; 16 - подвижный контакт; 17 - прокладка пробки клапана; 18 - пробка клапана; 19 - регулировочная шайба пружины клапана; 20 - клемма сигнализатора; 21 - неподвижный контакт

Режим холодной обкатки двигателей

Режим холодной обкатки двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-2З8А, ЯМЗ-238Г, ЯМЗ-238К

Частота вращения коленчатого вала, мин -1 / продолжительность обкатки двигателя, мин:

  • 600 / 10;
  • 800 / 10;
  • 1000 / 5;
  • 1500 / 5
  • всего / 40

Режим холодной обкатки двигателей ЯМЗ-238И

  • 600 / 10;
  • 800 / 15;
  • 1000 / 15;
  • 1500 / -
  • всего / 40

Горячая обкатка двигателя

Перед пуском двигателя необходимо отрегулировать угол опережения впрыска топлива.

Для этого проверяют взаимное положение меток на муфте опережения впрыска топлива и ведущей полумуфте валика привода топливного насоса (метки должны быть с одной стороны);

  • - снимают трубку высокого давления первой секции ТНВД;
  • - на штуцер первой секции насоса устанавливают моментоскоп.

Убедившись, что скоба регулятора находится в положении включенной подачи топлива, прокачивают топливом систему питания двигателя ручным подкачивающим насосом в течение 2—3 мин и вращают коленчатый вал двигателя по часовой стрелке (если смотреть со стороны вентилятора) до появления топлива в стеклянной трубке.

Вращать коленчатый вал можно за болт крепления шкива коленчатого вала или ломиком за отверстия в маховике при снятой крышке люка картера маховика.

Далее выливают излишки топлива из стеклянной трубки, встряхнув ее пальцем, провертывают коленчатый вал против хода примерно на 118 оборота и, медленно проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке, внимательно следят за уровнем топлива в стеклянной трубке.

В момент начала движения уровня топлива в трубке прекращают вращение вала и проверяют взаимное расположение меток:

- риска на шкиве коленчатого вала должна находиться против риски с цифрой 20 на крышке 1 шестерен распределения (рис. 8, а) или риска с цифрой 20 на маховике 4 совпадать с указателем 3 на картере маховика (рис. 8, б).

У двигателя ЯМЗ-238К регулировочные риски совмещают с риской 14.

Если в момент начала движения топлива в трубке риски еще не совместились, необходимо, ослабив болты, развернуть муфту валика привода на ее фланце против направления ее вращения, затянуть болты крепления и вновь проверить установку угла опережения впрыска.

Несовпадение рисок должно быть не более одного деления.

Если в момент начала движения топлива в трубке риска уже прошла совмещенное положение, муфту валика привода необходимо развернуть по направлению ее вращения.

Смещение муфты валика привода относительно ее фланца на одно деление соответствует четырем делениям на маховике или крышке шестерен распределения.

Риски: а - на шкиве коленчатого вала и крышке шестерен распределения; b - на маховике; 8 - направление вращения коленчатого вала; 1 - крышка шестерен распределения; 2 - шкив

После пуска двигателя проверяют герметичность всех соединений топливной системы двигателя.

Температура выходящей из двигателя воды должна быть 75 – 95˚ С, при этом разность температур воды, выходящей из правой и левой труб не должна превышать 5˚ С.

Температуру в указанных пределах рекомендуется поддерживать при помощи технологического радиатора.

Давление масла в магистрали при температуре 80 – 90˚ С должно быть 0,5 – 0,7 МПа (5 – 7 кгс/см 2) при номинальной частоте вращения коленчатого вала и не менее 0,1 МПа (1 кгс/см 2) при частоте вращения 500 мин -1.

Выбрасывание и течь масла, воды и топлива, а также прорыв газов в местах соединений не допускаются.

Регулятор частоты вращения кулачкового вала: 1 корпус; 2, 7, 26 - крышки; 3, 9, 17 - рычаги; 4 - Компенсационная пружина; 5, 10, 23. 24, 38 – пружины; 6 - двуплечий рычаг; 8 - регулировочный винт; 11 - корпус буферной пружины; 12 - регулировочный болт; 13 - серьга; 14 - скоба; 15 - упорная пята; 16 - корректор; 18 - кулиса; 19 - винт регулировки мощности; 20 - фиксатор; 21 - винт кулисы; 22- ось кулисы; 25 - ось упорной пяты; 27 - вал рычага; 28 - муфта грузов; 29 - шарик; 30 - груз; 31 - фланец втулки ведущей шестерни; 32 - ведущая шестерня; 33 - сухарь; 34 - втулка; 35- ролик; 36- валик державки грузов, 37 - стакан; 39 - тяга; 40 - рейка; 41 - ось рычагов

Признаками брака не являются потение, образование масляных пятен и отдельных капель в местах сальниковых уплотнений, с падением не более одной капли в течением 5 мин, при любом режиме работы двигателя;

  • - легкое потение без каплеобразования в местах разъемов и соединений;
  • - выделение масла и конденсата через отводящую трубку системы вентиляции картера в количестве не более двух капель в 1 мин при номинальной частоте вращения коленчатого вала;
  • - выделение топлива через дренажную трубку форсунок в виде капель, а также смеси топлива и масла из дренажной трубки корпуса ТНВд;
  • - выделение воды и смазки из дренажного отверстия водяного насоса не более одной капли в 3 мин, а также капель воды при остановке двигателя;
  • - незначительное потение без каплеобразования масла через микропоры на кольцевом ребре головки цилиндров.

Допускается выделение в период обкатки из выхлопной трубы отдельных капель топливно-масляной смеси.

Горячая обкатка двигателей производится на режимах, приведенных в таблице

Режим горячей обкатки двигателей

Режим горячей обкатки

В конце горячей обкатки необходимо проверить и при необходимости подрегулировать мощность двигателя.

Мощность двигателя ЯМЗ-236 при частоте вращения коленчатого вала 2050+15 мин должна быть 178 -5  л. с. при часовом расходе топлива 33 кг/ч, двигателя ЯМЗ-238 — 237-5  л. с. при 44 кг/ч, ЯМЗ-238А — 213-5  л.с. при 39 кг/ч, ЯМЗ-238Г при частоте вращения 1670 мин -1 — 172-5  л. с. и часовом расходе топлива 30,1 кг/ч, ЯМЗ-238И — не менее 160 л. с. при частоте вращения 1500 мин и 27 кг/ч, ЯМЗ-238К — 190-5  л.с. при частоте вращения 2100 мин -1 и часовом расходе топлива 36 кг/ч.

Часовой расход топлива определяют способом трехкратного замера времени расходования 500 г дизельного топлива.

Наибольшая разница повторных измерений должна быть не более ±0,2 с относительно среднего значения времени, полученного в результате всех измерений.

Подрегулировку мощности двигателя производят винтом регулировки мощности 19 (см. рис. 9) при указанной выше для каждого двигателя частоте вращения коленчатого вала и упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимального скоростного режима.

Плавно снизив нагрузку до нуля, регулируют максимальную частоту холостого хода:

  • - для двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-238А и ЯМЗ-238К — 2200—2275 мин -1 ;
  • - для двигателя ЯМЗ-238Г — 1850—1950 мин1 ;
  • - для двигателя ЯМЗ-238И максимальная частота вращения коленчатого вала в режиме холостого хода не должна превышать номинальную частоту вращения более чем на 100 мин.

Проверку максимальной частоты вращения производят при упоре рычага в болт ограничения максимального скоростного режима и вывернутом корпусе буферной пружины на 10—11 мм от торца контргайки.

Если максимальная частота вращения коленчатого вала в режиме холостого хода двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-238А и ЯМЗ-238К ниже 2225 мин -1, определяют точку перегиба скоростной характеристики, которая должна лежать в диапазоне 2100 +50 мин -1

Минимальную частоту вращения коленчатого вала в режиме холостого хода регулируют в пределах 450—550 мин1, при упоре рычага управления регулятором в болт.

При ввертывании болта частота увеличивается, при вывертывании уменьшается.

Вначале частоту вращения постепенно уменьшают до появления неустойчивости, а затем корпус буферной пружины ввертывают до повышения частоты вращения на 10— 20 мин -1.

Двигатель должен устойчиво работать в режиме холостого хода с колебаниями не более 15 мин -1.

Устойчивость в этом режиме проверяют увеличением частоты вращения коленчатого вала до 1200 – 1300 мин -1 и резком сбросе рычага до упора болт 1.

У двигателя ЯМЗ-238И проверяют величину нестабильности частоты вращения (отклонение от нормальной), которая не должна превышать ± 15мин -1 при 80 лс., 120 лс., и 150 лс.

После этого подтягивают гайки крепления головок цилиндров и при необходимости регулируют зазоры в клапанах.