Предварительный контроль окраски

При проведении окрасочных работ контролируют: качество поступающих ла­кокрасочных и вспомогательных материа­лов, строгое выполнение технологическо­го процесса окраски малярами, качество окрашенных кузовов, сборочных единиц и деталей

Контроль осуществляется в за­водской лаборатории и на рабочих постах.

Для испытания и контроля лакокрасоч­ных покрытий необходимо иметь конт­рольно-измерительные приборы: вискози­метр для контроля вязкости лакокрасоч­ных материалов, электромагнитный тол­щиномер для контроля толщины лакокрасочного покрытия, прибор (шкала гибкости) для контроля эластичности пле­нок, прибор для определения прочности покрытия при ударе, фотоэлектрический блескомер для определения степени бле­ска покрытия, маятниковый прибор для определения твердости покрытия, техни­ческие термометры, секундомер и др

Контроль выполнения технологиче­ского процесса окрасочных работ является комплексным и связан с проведением кон­троля подготовки поверхности под окра­шивание, контроля грунтования, шпатле­вания, контроля окрашивания кузова и контроля сушки окрашенного кузова.

При подготовке поверхностей контро­лируют режимы и параметры рабочих рас­творов (сред), режимы работы оборудова­ния, последовательность выполнения опе­раций и качество подготовленной поверх­ности.

Поверхности, подготовленные к окрашиванию, должны быть сухими, обес­пыленными, без загрязнений маслами или смазками, не иметь налетов вторичной коррозии, образующейся в процессе обра­ботки поверхностей.

Контроль состояния поверхностей проводят не позднее, чем через 6 ч после их подготовки и непосред­ственно перед окрашиванием при сроке хранения более 6 ч. Оценку качества мож­но проводить несколькими методами.

Метод оценки степени обезжиривания по смачиваемости. Этот метод основан на способности пленки воды или раствора со­хранять на чистой поверхности металла в течение определенного времени сплош­ность и не собираться в капли.

Иногда на обезжиренную поверхность распыляют раствор, содержащий 50 г нигрозина на 1 л воды.

Нарушение сплошности пленки фиксируют при дневном освещении или при освещении лампой дневного света ви­зуально, при этом не принимают во вни­мание поверхность, удаленную от краев и острых кромок менее чем на 10 мм.

Сте­пень обезжиривания характеризуется временем в секундах от начала испытаний до разрыва пленки.

Метод оценки степени обезжиривания каплей растворителя. На поверхности ку­зова наносят 2 — 3 капли растворителя и выдерживают не менее 15 с.

К испытуемо­му участку поверхности прикладывают кусок фильтровальной бумаги и прижима­ют его к поверхности до полного впитыва­ния растворителя в бумагу.

На другой ку­сок фильтровальной бумаги наносят 2 — 3 капли чистого растворителя и выдержива­ют его до полного испарения. При дневном или искусственном освещении сравнива­ют внешний вид обоих кусков фильтро­вальной бумаги.

Степень обезжиривания определяют по наличию или отсутствию масляного пятна на первом куске бумаги.

Метод оценки степени обезжиривания протиркой. Выбранный участок обрабо­танной поверхности кузова тщательно протирают салфеткой или ветошью, смо­ченной растворителем, и выдерживают до его полного высыхания.

Затем чистой сал­феткой или ветошью протирают 2 — 3 ра­за чистым растворителем этот участок и любой другой такой же по площади уча­сток. При дневном свете или при искусст­венном освещении сравнивают внешний вид обоих кусков салфетки или ветоши.

Калориметрический метод. Он осно­ван на сравнении окраски растворителя после обезжиривания с эталонными рас­творителями, в которых содержится опре­деленное количество загрязнений. Однако точность этого метода весьма субъективна и зависит от особенности зрения контро­лирующего.

Существуют и другие методы оценки степени обезжиривания поверхностей, од­нако в практике ремонта кузовов они не находят применения.

Метод оценки степени очистки от ок­сидов. Оценку степени очистки от оксидов производят с помощью квадрата из про­зрачного материала размером 25 X 25 мм с взаимно перпендикулярными линиями, образующими квадратики 1X1 мм.

Сте­пень очистки от оксидов определяется от­ношением количества квадратиков, заня­тых оксидами, к общему количеству квад­ратиков, выраженному в процентах.

Контроль грунтования. Это наиболее важная операция технологического про­цесса окрашивания обеспечивает адгезию покрывных слоев (эмалей) к поверхности кузова и противокоррозионную защиту всего комплекса покрытия. Качество грун­товочного слоя зависит от ряда условий, которые необходимо выполнять и контро­лировать.

Грунтовки необходимо перед употреб­лением тщательно перемешивать, чтобы обеспечить принятое для каждой грунтов­ки соотношение между пигментом и плен­кообразующим; несоблюдение этого усло­вия приводит к неполному высыханию грунтовочного слоя, который не выдержи­вает последующее воздействие нитро­эмали.

Грунтовки необходимо профильтро­вать через сито с размером ячейки, ука­занным в технических условиях на них. В случае необходимости грунтовки разбав­ляют растворителем, указанным в техни­ческой документации; применение несо­ответствующих   растворителей   может привести к свертыванию грунтовки или к образованию непрочной пленки.

Грунтовка наносится любым из изве­стных методов окрашивания и должна иметь тонкий равномерный слой без про­пусков, потеков и других дефектов, при этом толщина слоя грунтовки не должна быть более 15 — 20 мкм.

При грунтовании контролируют вяз­кость, степень высыхания и визуальным осмотром равномерность слоя грунтовки, сорность.

Если грунтование производят методом окунания в ванне с большим объ­емом, то необходимо контролировать и со­держание сухого остатка, так как это ха­рактеризует работу системы перемешива­ния ванны и степень осаждения пигмент­ной части, т. е. позволяет контролировать соотношение пигмент — связующее.

Наиболее сложный контроль прово­дится при грунтовании методом электро­осаждения.

Нормальная работа установки может быть обеспечена систематическим контролем, строгим соблюдением техно­логических параметров окрасочного рас­твора и процесса электроосаждения.

В процессе работы должны контроли­роваться следующие параметры: электро­проводность промывочных вод после окончательной промывки перед процес­сом окрашивания, степень нейтрализации грунтовки в процессе грунтования, элект­ропроводность воды, идущей на разбавле­ние грунтовки, сухой остаток в рабочей ванне, значение рН, электропроводность рабочего раствора ванны, напряжение осаждения, температура рабочего раство­ра ванны, толщина (20 — 25 мм) пленки покрытия, рассеивающая способность грунтовки.

Контроль шпатлевания. Шпатлевки надо наносить на хорошо просушенный грунт на ровных поверхностях металли­ческим шпателем, а на криволинейных ку­ском листовой резины толщиной 5 — 6 мм.

Шпатлевку также наносят с помощью кра­скораспылителя с соплом до 6 мм. Не ре­комендуется наносить более трех слоев шпатлевки. Каждый слой должен быть хо­рошо просушен, и толщина одного слоя не должна превышать для лаковых, перхлорвиниловых и масляных шпатлевок более 0,5 мм, нитроцеллюлозных — 0,1 мм, по­лиэфирных и эпоксидных — 1,0 мм.

В процессе шпатлевания контролиру­ют соответствие шпатлевок требованиям технических условий, толщину шпатлевочного слоя, соотношение основы и отвердителя для эпоксидных и полиэфир­ных шпатлевок, режим сушки, качество шлифования и выравнивания.

Для определения качества выравнива­ния поверхности и качества шлифования наносят так называемый выявительный слой (как правило, это нитроэмаль черно­го цвета), на котором просматриваются де­фекты шпатлевания.

В технологических процессах высоко­качественной отделки выявительный слой наносят дважды, только после этого производят окончательное окрашивание кузова.

Дефект шпатлевания - Причина возникновения - Способ устранения

Пленка шпатлевки снимается с пленки грунта, легко рассыпаясь - В состав шпатлевки введено недо­статочное количество связующе­го вещества - Правильно приготовить шпатлевку

Пленка шпатлевки после высы­хания дает трещины - Шпатлевка нанесена не непро­сохший слой грунтовки, шпатлев­ка нанесена толстым слоем - Улучшить сушку грунтовки. Уменьшить толщину слоя шпатлевки

Пленка шпатлевки трудно шли­фуется - Шпатлевка содержит избыток связующего вещества - Правильно приготовить шпатлевку

При шлифовании пленки шпат­левки происходит быстрое за­грязнение шкурки - Слой шпатлевки недостаточно просушен - Улучшить качество сушки шпатлевки

Слой шпатлевки плохо сцепляет­ся с поверхностью - Поверхность грунтовки не очи­щена от загрязнений - Улучшить качество очистки слоя грунтовки от загрязне­ний

Для контроля качества шпатлевания нет инструментальных методов и поэтому требуется высокая квалификация контро­леров, которая появляется только с приоб­ретением опыта работы. В табл. при­ведены возможные дефекты шпатлевания, причины их возникновения и способы ус­транения.

 

new

Гидропривод выключения сцепления (рис. 1) автомобилей семейства УАЗ–31512 состоит из подвесной педали 19, главного цилиндра 5, гидротрубки 4, гидрошланга 24 и рабочего цилиндра 25

Детали и комплекты номинального и ремонтного размеров двигателя УАЗ-3151 Таблица 1 № детали или комплекта – Наименование - Номинальный или ремонтный размер (диаметр), мм