Снятие и разборка коробки передач ЗИЛ-5301

134kpПри снятии коробки передач необходимо отвернуть болты крепления крышки пола кабины, снять его и отвернуть фланец крепления карданного вала.Отвернуть болты крепления ПГУ к кронштейну, отсоединить толкатель от рычага вилки сцепления и, не разъединяя трубопопроводы, закрепить ПГУ на автомобиле так, чтобы не повредить трубопроводы. Снять картер с рычагом переключения передач. Отсоединить кронштейн промежуточной опоры от поперечины рамы и опустить карданный вал, отсоединить вал спидометра.

 

Рис. 5-2. Снятие коробки передач с автомобиля с помощью домкрат-тележки

Рис. 5-3. Подвеска для транспортировки коробки передач

Рис. 5-4. Приспособление для сборки и разборки коробки передач

Отвернуть гайки шпилек крепления коробки передач к картеру сцепления с помощью накидного ключа.

Отсоединить от картера сцепления коробку передач и снять ее при помощи домкрат-тележки со специальным съемником 32П-1270 (.рис.5-2).

Сняв коробку передач с автомобиля, надо установить на место картер с рычагом управления коробкой.

Перед разборкой необходимо слить масло, вывернуть пробку из сливного отверстия, затем очистить и промыть коробку передач снаружи.

С помощью подвески (рис. 5-3)зацепить коробку, поднять ее подъемником и установить на приспособление (рис. 5-4) для разборки и сборки коробок передач.

Установка коробки передач на автобус осуществляется в последовательности, обратной ее снятию.

РАЗБОРКА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

134kp1Для снятия и разборки картера наконечника рычага переключения передач вывернуть предохранитель включения первой передачи и заднего хода 62  Отвернуть четыре болта крепления картера, снять картер с рычагом в сборе и прокладку картера.Отвернуть гайку с наконечника, снять рычаг и вынуть шпонку.

Закрепить картер наконечника рычага в тиски, направив наконечник вниз. Отвернуть гайку 3 (рис. 5-5) крепления оси промежуточного рычага, придерживая при этом головку оси, снять пружинную шайбу и ось 4 с промежуточным рычагом. Затем вынуть ось из отверстия рычага и предохранитель. Вынуть из картера пружину 5, снять опору 6 рычага, вынуть рычаг 10 в сборе и фиксатор 7 рычага.

Снятие и разборка механизма переключения передач

Отвернуть болты крепления крышки коробки, снять крышку в сборе с механизмом переключения передач, снять прокладку крышки. Если прокладка приклеилась, надо осторожно отделить ее с помощью отвертки или другого инструмента.

Механизм переключения коробки передач разбирают в приспособлении (рис. 5-6), в котором крышка закрепляется в положении, удобном для разборки. При отсутствии приспособления разборку крышки можно вести, закрепив крышку в тисках.

Разборку механизма переключения передач необходимо вести в следующем порядке.

Расшплинтовать стопорные болты крепления вилок и предохранительных головок на штоках 9, 10, и 11 (рис. 5-7), отвернуть стопорные винты крепления вилок и болты крепления головок штока.

С помощью воротка передвинуть один шток переключения передач и выпрессовать заглушку из гнезда.

Рис. 5-5. Узел картера наконечника рычага переключения передач:

134kp1.21 -  сухарь промежуточного рычага: 2- промежуточный рычаг включения первой передачи и передачи заднегохода; 3 - гайка оси; 4 - ось рычага; 5- пружина рычага; 6 - опора рычага; 7 - фиксатор рычага: 8 - картер рычага: 9 - защитный чехол; 10 - наконечник рычага переключения передач

Передвигая шток, снять вилку и, придерживая рукой фиксаторные шарики, вынуть шток другой рукой. Аналогичным способом вынуть два других штока переключения передач.

Снятие и разборка первичного вала

Отсоединить оттяжную пружину от муфты подшипника выключения сцепления, снять муфту с подшипником в сборе. Отвернуть четыре болта крепления крышки переднего подшипника первичного вала и снять крышку с прокладкой.

Чтобы вынуть из гнезда картера первичный вал, надо выпрессовать шариковый подшипник с помощью съемника 40П-5019 (рис. 5-8) и снять вал с подшипником в сборе. (Обычно первичный вал спрессовывается легко без съемника , с помощью двух отверток)

Снять замочные кольца 2 (рис. 5-9) и спрессовать подшипник с помощью приспособления.                

Снятие и разборка вторичного вала.Застопорив воротком шестерню первой передачи, отвернуть гайку фланца вторичного вала, спрессовать фланец. Отвернуть болты крепления крышки вторичного вала и снять крышку с прокладкой.

Снять с конца вторичного вала ведущую шестерню привода спидометра. Выпрессовать из гнезда картера коробки подшипник вторичного вала вместе с валом с помощью оправки и молотка. Спрессовать с помощью приспособления подшипник вторичного вала(рис.5-10), вынуть из картера коробки вторичный вал в сборе с шестернями и синхронизаторами (рис. 5-11,а). Снять с вала синхронизатор 1 четвертой и пятой передач, шестерню 12 первой передачи. Снять при помощи двух отверток ( замочное кольцо 2  крепления шестерни четвертой передачи.Снять упорную шайбу 3 вместе с шестерней 4 четвертой передачи и стальную втулку 5вместе со стопором, упорную шайбу 6 и шестерню 7 третьей передачи, синхронизатор 8 второй и третьей передач.Снять при помощи двух отверток замочное кольцо крепления шестерни второй передачи. Снять упорную шайбу и шестерню второй передачи. Синхронизаторы без необходимости разбирать не следует.

Снятие и разборка промежуточного вала и блока шестерен заднего хода

Отвернуть болт крепления стопора оси блока шестерен заднего хода, снять стопор, вынуть из картера ось блока. Для выпрессовки оси 55   блока шестерен заднего хода применяют съемник модели И.803.20.00 (рис. 5-13).

Отвернуть четыре болта крепления крышки заднего подшипника промежуточного вала,снять крышку с прокладкой, отогнуть тонкий край гайки, застопорить воротком шестерню промежуточного вала и отвернуть гайку крепления заднего подшипника. Выпрессовать из гнезда картера задний подшипник вместе с промежуточным валом, сдвинуть вал с шестернями по оси в сторону подшипника. Спрессовать при помощи съемника задний подшипник промежуточного вала. Способ спрессовки этого подшипника с вала такой же, как спрессовка подшипника со вторичного вала (рис. 5-10).

Вынуть из картера промежуточный вал с шестернями в сборе вручную (рис. 5-14).Вынуть наружное кольцо подшипника промежуточного вала из гнезда картера. При необходимости выбить при помощи оправки заглушку, закрывающую передний подшипник, и вынуть стопорное кольцо.

Для разборки промежуточного вала спрессовать внутреннее кольцо подшипника с роликами, снять замочное кольцо 1 (рис. 5-15), спрессовать все шестерни с вала и вынуть шпонки из пазов. Спрессовку шестерен можно производить с помощью приспособления(рис. 5-16) или с помощью подкладок на прессе.Последние две шестерни 6 заднего хода и 7 второй передачи надо спрессовать вместе.

135kp

 

Рис. 6-2. 1 -  синхронизатор четвертой и пятой передач;2 и 9 - замочные кольца: 3,  10 - упорные шайбы;4 - шестерня четвертой передачи: 5 - втулка шестерни .четвертой передачи: 7 - шестерня третьей передачи:8 - синхронизатор второй  и третьей передач:11 - шестерня второй передачи; 12 - шестерня первой передачи:13 - вторичный вал, блок шестерен, два роликовых подшипникаи распорная втулка Вторичный вал в сборе:

Рис. 5-15. Промежуточный вал коробки передач в сборе1 -  замочное кольцо; 2 – шестерня постоянного зацепления;3 - распорная втулка: 4 - шестерня четвертойпередачи: 5 - шестерня третьей передачи; 6 - шестерня заднего моста:7 -шестерня второй передачи: 8 - шпонка; 9 - зубчатый венец первой передачи; 10 - вал

 

136kpРис. 5-73. Съемник модели И803.20.00 оси блока шестерен заднего хода


ПРОВЕРКА ДЕТАЛЕЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Картер коробки передач литой из серого чугуна марки СЧ24 ГОСТ 1412-85.

После снятия с картера коробки передач сопряженных с ним деталей необходимо внимательно проверить состояниепривалочных поверхностей, отсутствие трещин и величину износа отверстий под подшипники, указанных в табл.5-1.Трещины и пробоины в картере коробки передач являются браковочным признаком.При износе отверстий под подшипники сверх допустимых размеров картер коробки передач подлежит замене. Повреждение резьбы в отверстиях картера допускается в пределах не более двух ниток. Биение переднего и заднего торцов картера относительно общей оси отверстий под подшипник вторичного вала допускается в пределах 0,08...0,15 мм. Диаметры отверстий в картере промежуточного и вторичного валов и отклонение от общей плоскости, проходящей через них, не должны превышать 0,07...0,12мм на всей длине картера.

Неплоскостность остальных привалочных поверхностей картера коробки передач должна быть в пределах 0,15...0,30 мм.

Первичный вал с зубчатым венцом, шестерни постоянного зацепления и шлицевым отверстием.Первичный вал изготовляется из стали 25ХГМ, глубина нитроцементованного слоя -0,6...0,8 мм, твердость поверх-ностного слоя - НРСэ 61...66, твердость сердцевины - НВСэ37...46. При износе шеек и шлицев вала сверх размеров, допустимых без ремонта, первичный вал следует заменить. Изношенные шейки вала могут быть отремонтированы хромированием с последующей их обработкой под номинальные размеры. Биение внутреннего отверстия нового первичного вала относительно шеек под подшипники допускается не более 0,02 мм.. При наличии изгиба или скручивания вал подлежит замене. Зубья шестерни первичного вала не должны иметь трещин. Незначительные забоины, заусеницы и сколы по торцам зубьев следует зачистить.

Вторичный вал Вторичный вал коробки передач изготовлен из стали 25ХГМ, глубина нитроцементации - 0,8... 1,1 мм, твердость поверхностного слоя-НВСэ 61 ...66, твердость сердцевины - НРСэ 37...46.Биение шеек вторичного вала относительно оси допускается не более 0,05 мм. Применение шеек с выкрошенным цементированным слоем усталостного характера не допускается.

Шестерни вторичного вала.Биение торцов шестерен коробки передач допускается не более 0,05 мм. При наличии на шестернях трещин, больших износов зубьев и шлицев шестерни следует заменить.Незначительные сколы на торцах зубьев следует зачистить. Сколы на рабочей поверхности не допускаются.

Синхронизаторы коробки передач.Каретки синхронизаторов изготовлены из стали 25ХГТ, глубина нитроцементации 0,7...0,9 мм, твердость поверхностного слоя НРСэ 61 ...66, твердость сердцевины НЯСэ 37...46. Конусные кольца - латунные, штампованные.При наличии износов деталей и потере упругости пружин синхронизатор следует заменить в сборе. Для нового синхронизатора допускается торцовое и радиальное биение каретки до 0,1 мм.

Промежуточный вал кппПромежуточный вал.Промежуточный вал изготовлен из стали 25ХГМ, глубина нитроцементации - 0,8... 1,1 мм, твердость поверхностного слоя - НЯСэ 58..61, твердость сердцевины - НРСэ 35...45.

Биение шеек промежуточного вала относительно оси допускается не более 0,04 мм.

Неисправные шейки вала могут быть отремонтированы хромированием с последующей их обработкой под номинальные размеры.

Шестерни промежуточного вала.Основные параметры шестерен промежуточного вала приведены в табл. 5-7. Требования к ремонту шестерен промежуточного вала аналогичны требованиям к шестерням вторичного вала.

Блок шестерен и ось блока шестерен заднего хода.Блок шестерен изготовлен из стали 25ХГМ, глубина нитроцементации - 0,5...0,8 мм, твердость поверхностного слоя -НРСэ 58...61, твердость сердцевины - НРСэ 37...46.Требования к ремонту блока шестерен аналогичны требованиям к ремонту шестерен вторичного и промежуточного валов.

Крышка коробки передач ЗИЛ-5301Крышка картера коробки передач с механизмом переключения передач

На крышке коробки передач не допускаются трещины и сколы.При износе отверстий в крышке под стержни переключения передач крышку следует заменить или отремонтировать постановкой втулок.Погнутость стержней переключения передач допускается не более 0,1 мм. Погнутые стержни могут быть отремонтированы правкой. Стержни переключения передач, изношенные сверх допустимых размеров,следует заменить или восстановить хромированием с последующей обработкой.Износ пазов в стержнях под фиксаторные шарики допускается такой, при котором просвет между профильным шаблоном и пазом не превышает 0,6 мм. При превышении указанного допуска штоки следует заменить. При наличии трещин и обломов на вилках, головках и рычаге переключения передач их следует заменить. Погнутые вилки и рычаги переключения передач могут быть отремонтированы правкой. При износе лапок вилки переключения сверх допустимого размера вилки следует заменить. При износе паза в вилках и головке под рычаг переключения передач, износе отверстий в вилках и головке под стерженьпереключения передач их следует заменить. При износе канавки под фиксатор рычага переключения передач рычаг следует заменить.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить