Устройство рабочих тормо­зов передних колес показано на рисунке 1

Разборка рабочих тормозов связана со снятием колес и сту­пиц с тормозными дисками.

Для снятия тормозных дис­ков со ступиц колес надо отвер­нуть болты 1.

Перед разборкой плаваю­щей скобы тормоза ее надо тщательно очистить от грязи и промыть, демонтиро­вать с нее хомут. 21 крепления шлангов.

Тормозной механизм передних колес ЗИЛ-5301

Затем надо надеть на клапан прокачки 10 резиновый шланг и опустить его конец в чистый со­суд.

Отвернуть клапан прокачки на один оборот и, нажимая на корпус 11 скобы, вдвинуть пор­шни цилиндров внутрь корпуса. При этом в сосуд вытечет не­которое количество тормозной жидкости.

Для демонтажа тормозных колодок надо вынуть чеку 8 из удерживающего пальца 7 и вы­тянуть палец.

Затем, удерживая специальным ключом от прово­рачивания верхний направляю­щий штифт 13, вывернуть болт 15 его крепления к корпусу оси, предохранив от повреждения резиновый чехол 14 штифта.

Поднять (повернуть) корпус скобы 11 относительно второго штифта 17 до упора в суппорт и вынуть тормозные колодки 6. Отвернуть гайку 18 крепления вспомогательного штифта 17 и снять корпус скобы 11.

Снять пылезащитные чехлы 5 поршня и осторожно, чтобы не повре­дить поверхность, вытолкнуть поршни 3 из цилиндров, используя для этого сжатый воздух.

Скоба переднего тормоза ЗИЛ-5301

Вынуть уплотнительные коль­ца 4 из канавок, не повредив внутренней поверхности цилин­дров.

Очистить и промыть детали тормозного механизма этило­вым гидролизным спиртом. Особенно тща­тельно надо промыть спиртом поршни.

Применение других жидкостей для промывки запре­щается. Не протирая детали, дайте просохнуть им на возду­хе, уложив на чистую глянцевую бумагу, не оставляющую ворси­нок.

Проверить состояние всех деталей рабочего тормоза. Если рабочая поверхность поршня повреждена или имеет следы коррозии, следует заменить пор­шень. При повреждении повер­хности цилиндра надо заменить корпус скобы.

Поверхность тормозных дис­ков должна быть гладкой. Цара­пины и небольшие задиры, по­являющиеся после нормальной работы тормозов, не являются браковочным признаком, но диск с сильными задирами должен быть заменен.

В случае невозможности за­мены диска, допускается его шлифование в сборе со ступи­цей.

Шлифование должно вы­полняться квалифицированным персоналом на специальном оборудовании.

Отшлифованные поверхности диска должны иметь отклонение от плоскостности не более 0,04 мм и от параллельности не более 0,04 мм и иметь шероховатость 0,8 мкм.

Биение диска относительно посадочных поверхностей сту­пицы не должно превышать 0,1 мм.

На внутренней окружности шлифованной поверхности не должно быть острой кромки. Обе стороны диска следует шлифовать на одинаковую вели­чину, но общее утонение диска не должно превышать 3 мм.

Перед сборкой тормозной скобы надо выполнить следую­щее:

Смазать рабочие поверхно­сти цилиндров и поршней не бывшей в употреблении тормозной жидкостью. Установить новые уплотнительные кольца 6  в канавки цилиндров корпу­са скобы 7.

Смазать тонким слоем смазки ДТ-1 поверхность цилиндров до канавки.

Осторожно, чтобы не повре­дить полированную поверхность, вставить поршни 5 в цилиндры открытым торцом наружу.

 На­деть кромки новых защитных чехлов 15 на поршни 5. Смазать поршни в зоне чехлов смазкой ДТ-1.

 Надеть свободные кром­ки защитных чехлов на цилинд­ры. Осмотром надо определить состояние штифтов 13 и 14, на поверхности которых не допус­кается наличие рисок, заметных следов износа и повреждения резьбы, поврежденные штифты надо заменить.

 Удалить втулку 16 вспомога­тельного штифта.

Очистить штифты и отвер­стия под них в суппортах, и промыть их спиртом. Установить корпус скобы 11 на суппорт 1.

Надеть на вспомогательный штифт 17 новую втулку 16.

 Сма­зать рабочие поверхности штифтов смазкой «Моликот - Си 7439» или ЦИАТИМ - 221 и вста­вить штифты в отверстия суп­порта 1 

Установить новые защитные чехлы штифтов 14 и завернуть болт крепления направляюще­го штифта 13 и гайку 18 вспо­могательного штифта, предохра­няя защитные чехлы от повреж­дения: Установить на скобу хомут 21 тормозных шлангов 20.

 После этого надо установить тормозную скобу на поворотный кулак передней оси и закрепить его как это описано в статьях.Сборка передней оси ЗИЛ-5301

Закрепить тормозные шлан­ги в кронштейне, как показано на рис. 3, не допуская их скручивания, и присоединить к трубопроводам. Установить тормозные колодки 6 и закрепить их пальцем 7. Установить чеку 8.

Прокачать тормозную си­стему на автомобиле, выполнив следующие операции, и имея в виду, что гидропривод имеет два независимых контура.

Заполнить тормозную систе­му тормозной жидкостью «Нева» по ТУ 6-01-1163-78.  

Заполнить пневмопривод сжатым воздухом.

Нажать несколько раз на пе­даль тормоза.

Долить жидкость в бачки до нормы.

Снять защитный колпачок клапана прокачки и надеть ре­зиновый или пластмассовый шланг на головку клапана про­качки заднего левого колесно­го цилиндра. Свободный конец шланга опустить в прозрачный сосуд, частично заполненный тормозной жидкостью.

Отвернуть клапан прокачки на один оборот, плавно нажать на педаль тормоза до упора и с небольшим усилием завернуть клапан.

Отпустить педаль. По­вторять эту операцию с интер­валом в несколько секунд сле­дует до тех пор, пока из шланга, опущенного в сосуд, не пойдет тормозная жидкость без пузырь­ков воздуха.

При этом надо следить за уровнем жидкости в бачках главного цилиндра и пополнять их по мере надобности, не до­пуская падения уровня ниже нижних поясков бачков.

После прекращения появле­ния пузырьков воздуха надо за­тянуть клапан прокачки при нажатой педали тормозов.

Таким же образом следует прокачать задний правый тормоз и оба передних тормозных механизма.

Сняв шланг с клапанов про­качки, надо тщательно протереть клапан и надеть на их головки защитные колпачки.

При прокачке гидропривода в его контурах возникает раз­ность давлений, смещающая поршень сигнального устрой­ства, в результате чего зажига­ется сигнальная лампа.

Для при­ведения сигнального устройства в исходное положение надо от­вернуть на 1/2 оборота клапан прокачки, предварительно сняв с него защитный колпачок, и, плавно нажимая на педаль тор­моза, добиться того, чтобы лам­па погасла.

Затем, удерживая педаль в нажатом положении, завернуть клапан.

В случае замены комплекта передних или задних тормозных колодок, а также хотя бы одного тормозного диска, необходимо произвести приработку колодок к дискам по следующей мето­дике:

- произвести тридцать тормо­жений средней интенсивности от скорости 90 км/ч до 30 км/ч с интервалом не менее двух кило­метров между торможениями;

- произвести три эффектив­ных торможения на грани бло­кировки колес от скорости 80км/ч до полной остановки с ми­нимальным интервалом между торможениями.

После замены и приработки колодок необходимо проверить действие тормозов в дорожных условиях.

Тормозные механизмы задних колес

Тормозные механизмы зад­них колес колодочные, барабан­ного типа. 

Для разборки тормозного механизма задних колес надо очистить тормозной бара­бан от грязи и убедиться в его свободном вращении. Стояноч­ная тормозная система должна быть в отторможенном состоя­нии.

тормозной механизм задних колес ЗИЛ-5301

Отвернуть шесть болтов крепления тормозного бараба­на к ступице заднего колеса и снять его, повернув так, чтобы выступы на барабане совпали с пазами на ступице.

Для демонтажа колодок надо с помощью проволочной петли или крючка снять пружины 2 и 6 с опорного пальца 4; разобрать стержни 13, крепящие колодки к щиту тормоза 8, утопив верх­нюю чашку, и, провернув ее до совпадения паза в чашке с по­ложением стержня, снять стяж­ную пружину 12.

Отсоединить от колодок раз­жимной рычаг 14 стояночного тормоза и пружину 15.

После разборки тормозного механизма все детали надо про­мыть моющим раствором МС-6 или МС-8 ТУ 6-12-978-76, про­дуть сжатым воздухом и прове­сти дефектацию

Осмотреть внутреннюю ра­бочую поверхность барабана и проверить толщину накладок на первичной 1 и вторичной 7 ко­лодках.

Трещины и сколы на деталях тормозов не допускаются. По­вреждение резьбы допускается не более двух ниток. Износ тор­мозных накладок допускается до уровня 1,5 мм до головок зак­лепок.

При износе деталей тормо­зов сверх допустимых размеров изношенные детали подлежат замене.

Погнутость щита тормозов рекомендуется устранять прав­кой. При большей погнутости щиты надо заменить.

При сборке тормозного механизма задних колес все операции надо проделать в пос­ледовательности, обратной разборке. При этом надо иметь в виду следующее.

Нельзя менять местами по­ложение вторичной и первичной колодок и пружин колодок.

Первичная тормозная колод­ка отличается от вторичной пру­жиной, которая имеет большее количество витков и меньший диаметр проволоки.

При установке стяжной пру­жины 12 (см. рис. 3) и регу­лировочного винта 10 гайка 9 должна быть завернута до отка­за для компенсации толщины новых накладок.

При износе только одной тормозной колодки задних ко­лес следует заме­нить все четыре колодки задне­го тормоза.

При сборке опорные повер­хности втулок и осей надо сма­зать тонким слоем смазки.

Приклеивание новых на­кладок к тормозным колод­кам. При необходимости мож­но заменить тормозные наклад­ки на колодках, приклеив новые.

Для обеспечения надежного склеивания фрикционных накла­док с колодками тормоза надо выполнить следующие условия.

Приклеивание производить клеем марки ВС-10Т ГОСТ 22345-77 или ТИИМ-4 ТУ 38.114513-96 фирмы ОАО «НИИДТИ» (г. Ярославль).

Колодки тормоза перед при­клеиванием накладок должны быть очищены механической обработкой от следов старых накладок, при условии сохране­ния геометрической формы со­гласно чертежу.

После механической обра­ботки колодок не допускается загрязнение подготовленной поверхности пылью, маслом и другими веществами, ослабля­ющими клеевое соединение.

На внутренней поверхности накладок надо удалить глянце­вый слой при обязательном со­хранении геометрических раз­меров изделия. Неровности,трещины, следы масла и загряз­нение поверхности не допуска­ются.

На чистые, обезжиренные по­верхности колодок и накладок наносится кистью равномерный слой клея из расчета 1,5...2 г на 100 см2 площади.

После нанесения клея дета­ли должны быть подсушены на воздухе не менее 15 мин и не более 90 мин при температуре не ниже 15 °С. Прикасаться руками к поверхности, намазанной клеем не допускается.

Склеивание деталей надо производить в, специальном приспособлении,обеспечиваю­щем правильное относительное положение накладки и колодки и с прижимом накладки к ко­лодке усилием 49...78 Н/см2.

Склеивание деталей должно происходить в сушильной печи при температуре 180 °С в тече­ние 120 мин, без учета времени прогрева печи до указанной температуры.

После приклеивания накладок изделие надо проверить на отсутствие трещин, сколов, пе­рекоса, отсутствие зазора меж­ду накладкой и колодкой, соот­ветствие чертежу.

Прочность клеевого соеди­нения должна соответствовать ГОСТ РИСО 6312-93. Разруша­ющее усилие должно быть не менее 100 Н/см2.

Регулировка рабочих тормозов

По мере износа фрикцион­ных накладок необходимо регу­лировать зазор между наклад­кой колодки и барабаном с пе­риодичностью 4 000 км пробе­га.

Для регулировки надо вы­полнить следующее:

- выключить стояночный тор­моз;

- поднять задние колеса;

- вынуть пружинные заглуш­ки из щитов задних тормозов;

- через отверстие в  тормозном щите специальной лопаткой 1  (или широкой от­верткой) вращать звездочку ре­гулировочного винта 2 (на ле­вом тормозе снизу вверх; на правом - в обратном направле­нии), разведя колодки до тормо­жения колеса (не проворачива­ется от руки). Вращая звездоч­ку в обратном направлении, обеспечить свободное враще­ние колеса, вставить пружинные заг­лушки.
Из опыта эксплуатации: В тормозном щитке отверстие для развода колодок очень маленькое, и очень неудобно производить регулировку. При смене колодок или при другом ремонте связанным с обеспечением подхода к этому отверстию, нужно расширить его. Можно сделать это электросваркой или болгаркой. На разжимной рычаг желательно наварить дополнительные подходящие железки, потому как частым дефектом является соскакивание этого рычага. А так-же заменить стержни  крепления колодок на подходящие болты с двумя гайками. Пружину тормозных колодок удобно снимать пассатижами, длинный конец пружины можно безбоязно разгибать, потому как этот длинный конец не закален. На ручник желательно ставить прерывистый зуммер, чтобы не допустить троганье на ручном тормозе. Из-за этого часто происходит "вылет"задних колодок со своих мест.

new

Ремонт коленчатого вала заключается в перешлифовке коренных и шатунных шеек под очередной ремонтный размер

Гидропривод выключения сцепления (рис. 1) автомобилей семейства УАЗ–31512 состоит из подвесной педали 19, главного цилиндра 5, гидротрубки 4, гидрошланга 24 и рабочего цилиндра 25