Агрегаты гидравлической системы тормозов ЗИЛ-5301

Главный тормозной цилиндр привода, разделенного по мостам

Главные тормозные цилинд­ры (ГТЦ) соединены двумя шпильками в один узел с пневматическими камерами, которые являются пневматическими уси­лителями, и установлены на кронштейнах на передней пане­ли кабины под капотом автомо­биля для торможения колёс передней оси и позади заднего моста для колес заднего мос­та.

Главными причинами неисп­равности ГТЦ являются износ или потеря эластичности рези­новой манжеты, износ рабочих поверхностей цилиндра и пор­шня, засорение компенсацион­ного отверстия.

 

Главный тормозной цилиндр привода, разделенного по мостам ЗИЛ-5301 рис. 1

Для разборки ГТЦ надо вы­полнить следующие операции:

- отсоединить клеммовое соединение проводов от датчика уровня тормозной жидкости на крышке бачка ГТЦ;

- отсоединить от ГТЦ шланга от пневматической камеры трубку;

- демонтировать ГТЦ вместе с пневмокамерой с кронштей­на,

- отвернув две гайки их креп­ления, отсоединить ГТЦ от пневмокамеры;

- очистить и промыть поверхность ГТЦ от грязи, минераль­ных масел и других загрязнений;

- отвернуть крышку 3 бачка вместе с датчиком и слить тор­мозную жидкость;

- расположить ГТЦ бачком вниз и, нажав несколько раз на поршень 13 (рис. 1), уда­лить остатки тормозной жидко­сти из цилиндра;

- закрепить ГТЦ в тисках с мягкими губками;

- снять бачок с цилиндра, от­вернув Штуцер 5 его крепления;

- демонтировать соедини­тельную муфту 10 и снять с по­мощью специальных щипцов упорное кольцо 11, придерживая поршень 13 от выпадения;

- усилием руки извлечь пор­шень из корпуса 17 главного цилиндра.

После разборки надо про­мыть все детали чистой тормоз­ной жидкостью и внимательно их осмотреть.

Категорически запрещается попадание на детали минераль­ных масел, бензина, керосина или дизельного топлива, так как даже следы этих жидкостей на деталях могут привести к раз­рушению резиновых манжет в собранном цилиндре. На рабочей поверхности главного тормозного цилиндра и поршня не допускается нали­чие ржавчины, рисок и других неровностей.

Для устранения дефектов на «зеркале» ГТЦ допускается его хонингование. При наличии дефектов, вы­зывающих значительное увели­чение диаметра «зеркала», кор­пус ГТЦ надо заменить.

При каждой разборке ГТЦ надо проверить упругость пру­жины 18 и заменить все рези­новые манжеты, даже если по виду они еще в хорошем состоянии.

Для сборки главного тор­мозного цилиндра надо вы­полнить следующие операции:

- собрать поршень 13, уста­новив новые резиновые манже­ты 12 и 15;

- закрепить картер ГТЦ в тис­ках с мягкими губками;        

- обильно смазать «зеркало» главного тормозного цилиндра и поршень с манжетами свежей, чистой тормозной жидкостью, установить в картер 17 пру­жину 18;

- направить поршень 13 в сборе в картер, поджимая пру­жину 18 до упора. При прохож­дении рабочих кромок манжет через канавку под упорное коль­цо рабочие кромки манжет надо притапливать тупым деревян­ным предметом;

- утопив поршень в цилиндр, установить с помощью специ­альных щипцов упорное кольцо 1.1;

- смазать рабочую поверх­ность цилиндра на глубину при­мерно 15 мм тонким споем ан­тикоррозийной смазки ДТ-1;

- установить на картер ГТЦ соединительную муфту 10;

Провести испытание ГТЦ на герметичность по следующей методике.

рСхемы испытания главного цилиндра тормозовис. 2

При открытом выво­де «А» (рис. 2) переместить поршень, примерно, на 20 мм, за­тем заглушить вывод «А» и подве­сти к выводу «Б» вакуум 0,0635±0,0035 МПа;

- отключить источник вакуума краном 2. При этом величина вакуума не дол­жна изменяться в течение не менее 5 с или переместить пор­шень примерно на 20 мм и за­фиксировать его. Подать к выводу «А» сжатый воздух под дав­лением 0,15+0,02 МПа, а к от­верстию «Б» подключить мано­метр. В течение 5±1 с падение давления не допускается;

- установить на картер ГТЦ бачок 4 (см. рис. 1) и зак­репить его штуцером 5;

Заполнить бачок тормозной жидкость «Нева» и прокачать. Создать давление 0,3±0,03 МПа и зафиксировать шток. Давле­ние не должно падать более чем на 0,02 МПа в течение не ме­нее 5 с. Освободить поршень, при этом давление должно упасть до нуля. Нажать на пор­шень, создав давление 14+1,4 МПа. Зафиксировать шток. Дав­ление не должно изменяться в течение не менее 10с. На по­верхности ГТЦ не должно быть следов тормозной жидкости;

- установить ГТЦ вместе с пневмокамерой на кронштейн на автобусе и закрепить их гай­ками;

- подсоединить к ГТЦ шланг, а к пневмокамере трубку; залить свежую тормозную жидкость в гидросистему при­вода тормозов;

- завернуть крышки бачков вместе с датчиками уровня тор­мозной жидкости;

- присоединить клемовые соединения проводов к датчи­кам уровня тормозной жидкости на крышках бачков ГТЦ;

- прокачать гидравлический привод тормозов и проверить работу ГТЦ, как описано выше.