Сборка рулевого механизма с гидроусилителем ЗИЛ-5301

детали рулевого механизмаПеред сборкой все детали должны быть тщательно промы­ты и просушены. Детали руле­вого механизма нельзя проти­рать салфетками, оставляющи­ми нитки и ворсинки, которые при работе механизма могут засорять масляные каналы. При сборке необходимо смазывать детали маслом, применяемым для гидроусилителя. Все рези­новые уплотнительные детали должны быть заменены.

При сборке рулевого меха­низма необходимо:

1. надеть на винт 18 ( рис.1←) уплот­нительные кольца 19, промежу­точную крышку 8 и шариковую гайку 3.

Установка шариков в вин¬товые канавки шариковой гайки и винта рулевого управления2. Установить шариковую гайку 3 в тиски и вставить винт 18 в шариковую гайку, совместив одно из отверстий в гайке, в которое входят желоба, с винтовой канав­кой винта 18 для шариков 4.

3. Вложить двадцать три шари­ка 4 через обращенное к бур­тику винта отверстие в гайке 3, поворачивая винт против часо­вой стрелки.

Шарики можно укладывать вручную или с помощью специ­альной трубки (рис.2).

Номер

группы

Диаметр

шариков, мм

1

7,158...7,156

2

7,156...7,154

3

7,154...7,152

4

7,152...7,150

5

7,150...7,148

6

7,148...7,146

7

7,146...7,144

8

7,144...7,142

9

7,142...7,140

10

7,140...7,138

11

7,138...7,136

12

7,136...7134

13

7,134...7,132

14

7,132...7,130

Ос­тальные восемь шариков зало­жить в сложенные вместе жело­ба и предотвратить их выпаде­ние, замазав выходы консистен­тной смазкой ПВК или № 158.

При этом необходимо иметь в виду, что шарики на заводе-изготовителе рассортированы на 14 групп и все 23 шарика должны быть из одной группы.

4. Вложить желоба с шарика­ми в гайку 3, поворачивая в слу­чае необходимости винт 18 для того, чтобы желоб с шариками не выпал из гайки.

Необходимо проверить мо­мент вращения гайки на сред­ней части рулевого винта с по­мощью динамометра. Для это­го следует закрепить конец ру­левого винта в тиски с губками из мягкого металла, намотать тонкий шпагат на шариковую гайку, прикрепить к концу шпа­гата динамометр и замерить момент вращения гайки (рис.3).Проверка вращения шариковой гайки на винте рулевого управления

Момент вращения гайки 3 должен быть 0,3...0,8 Нм в средней части винта 18, что бу­дет соответствовать усилию на динамометре 9,3...25 Н. На кон­цах винта 18 гайка 3 должна вращаться свободно, без усилия (посадка свободная).

При использовании бывше­го в эксплуатации комплекта допустим осевой зазор не бо­лее 0,2 мм. При этом максимальный момент не должен превышать в средней части вин­та 0,8 Нм и должен уменьшать­ся к его концам.

В случае слишком тугого или свободного вращения шарико­вой гайки 3 на рулевом винте18 необходимо заменить шари­ки 4 шариками другой группы, соответствующего по диаметру размера. Завод сортирует ша­рики по диаметру на четырнад­цать групп с разницей через 2мкм:

Рулевой механизм с гидравлическим усилителем5. Вставить поршень-рейку 4 (рис.4←) в цилиндр кар­тера 3 и проверить зазор меж­ду стенкой цилиндра и порш­нем. Зазор должен быть 0,04...011 мм.

6. Вынуть рейку-поршень из картера.

7. Вставить шариковую гайку 7, совместив резьбовое отверстие поршня с гнездами гайки.

Приспособление И 806.0З.3008. Ввернуть уста­новочные винты 23 и скрепить ими рейку-поршень с шарико­вой гайкой с помощью приспо­собления мод. И 803.03.300 (рис.5←). Момент затяжки -50...60Нм.

Приспособление модели 2493 для сжатия поршневых колец при установке рейки- поршня в цилиндр9. Раскернить каждый винт 23 (см. рис.4) в двух местах против канавок в поршне-рей­ке 4. В случае совпадения ка­навки в поршне-рейке со шли­цем установочного, винта после­дний должен быть заменен. Выступание винта или выдавок над цилиндрической поверхностью поршня-рейки недопустимо. Из­лишне выступающий металл надо зачистить, чтобы предотв­ратить задиры цилиндра карте­ра3.

10. Надеть на поршень-рейку 2 кольца (резиновое поджимное и фторопластовое) с помощью при­способлений модель 2493 (рис.6←) или мод. И 803.00.005.

Установка рейки- порш¬ня в цилиндр картера механизма рулевого управления11. Установить на поршень-рей­ку приспособление модели И 803.00.005 или модели 2493 (рис.7←) и, сжав кольца, вста­вить поршень-рейку в цилиндр картера до среднего положе­ния.

12. Снять приспособление и вы­вернуть винт 6 (см. рис.4) из поршня-рейки на два оборота.

Клапан управления и верхняя крышка рулевого механизма13. Проследить за тем, чтобы внутренняя выточка на торце золотника 11 (рис.8←) была обращена назад в сторо­ну заднего упорного подшипни­ка 9, а фаски на реактивных плунжерах 10 - наружу.

14. Собрать предохранительный клапан 14, Штуцер подвода мас­ла и угольник отвода масла должны иметь исправную резьбу. Золотник, обратный и предохра­нительный клапаны, а также ре­активные плунжеры должны пе­ремещаться в корпусе клапана управления 15 плавно без зае­даний и заклинивания.

Нельзя нарушать при сборке комплектность золотника, реак­тивных плунжеров и корпуса клапана управления, так  как они подобраны индивидуально.

15. Установить на винт 18 руле­вого управления передний упорный подшипник 17, вложить уплотнительные кольца 6 в пазы промежуточной крышки 8.

16. На­деть на винт рулевого управле­ния корпус клапана управления в сборе 15, установить задний упорный подшипник 9 (см. рис.8) и пружинную шайбу 8, рас­положив ее вогнутой стороной к подшипнику, а выступ шайбы должен войти в паз винта.

17. Ввернуть винт так, чтобы кор­пус 12 клапана управления со­вместился с промежуточной крышкой своей торцовой повер­хностью и центрирующей про­точкой; не полностью затянуть регулировочную гайку. 7. Эта операция обесценивает центри­рование корпуса клапана управ­ления относительно винта руле­вого управления;

18. После предварительного центрирования винт 6 (см. рис.4) рулевого управления не­обходимо вывернуть специаль­ным ключом мод. И 806.03.013 на один - два оборота, отведя при этом корпус клапана 19 от про­межуточной крышки 11.

Проверка затяжки упорных подшипников винта рулевого управления19. Затя­нуть регулировочную гайку 7, удерживая винт рулевого управ­ления от проворачивания, как показано на рис.9←. Прове­рить динамометром момент вращения корпуса 19 (см. рис.4) клапана управления.

Крутящий момент, необходи­мый для взаимного проворачи­вания корпуса клапана управле­ния и винта рулевого управле­ния, должен быть в пределах 0,6... 0,85 Нм, что будет соответ­ствовать усилию 11...15 Н.

Способ запрессовки манжеты верхней крышки рулевого механизма20. Закончив регулировку затяж­ки подшипников, законтрить ре­гулировочную гайку 14 путем вдавливания ее кромки в паз винта рулевого управления с помощью оправки мод. Й 806.03.012. Проворачивая винт, добить­ся прилегания промежуточной крышки и корпуса клапана к торцу картера рулевого меха­низма, обращая внимание на правильное положение двух ре­зиновых уплотнительных колец.

21. Ввернуть и затянуть болты корпуса и промежуточной крышки, подложив под головки пружинные шайбы. Момент затяжки болтов должен быть 35...42 Нм.

22. Для запрессовки манжеты 2 (рис.10←) в гнездо верхней крышки 3 установить ее на оп­равку 4 и, продвинув до крышки 3 вдоль винта 1, запрессовать в гнездо с помощью оправки 5 мод. И 806.03.004. Вставить в гнездо наружную манжету 17 (см. рис.4) и закрепить этот узел стопорным кольцом 16, ус­тановив его в кольцевой паз крышки. Размеры оправок для предохранения манжет при сборке рулевого механизма по­казаны на рис.11.

23. Вставить в кольцевой паз разъемной плоскости уплотнительное кольцо 6 (см. рис,8) и установить крышку 5 на винт рулевого управления. Закрепить крышку болтами, подложив под головки болтов пружинные шай­бы. Момент затяжки болтов -21...28 Нм.

24. Вложить в кольцевой паз нижней крышки 1 (см. рис.4) уплотнительное кольцо 2, ус­тановив крышку на торцовую разъемную плоскость цилиндра картера, ввернуть болты с пру­жинными шайбами, закрепить крышку и кронштейн болтами. Момент затяжки болтов -35...42 Нм.

25. Вставить в гнездо вала 29 сошки нижнюю упорную шайбу 25, регулировочный винт 26, вер­хнюю регулировочную шайбу и закрепить узел стопорным коль­цом, вставив его с помощью круглогубцев в кольцевой паз вала. Осевое перемещение ре­гулировочного винта относи­тельно вала сошки (зазор меж­ду упорными шайбами) должен быть в пределах 0,02...0,08 мм. Зазор регулируется подбором регулирующих шайб.

26. Соединить вал сошки с бо­ковой крышкой 24, ввернуть ре­гулировочный винт 26 в резьбо­вое отверстие крышки. При этом вал сошки должен свобод­но поворачиваться от руки в от­верстии крышки, а регулировоч­ный винт должен быть неподви­жен.

27. Навернуть на винт контргай­ку, которая должна быть затянута после регулировки зубчато­го зацепления сектора и рейки-поршня.

28. Установить винт 6 рулевого управления в нейтральное по­ложение, вращая его ключом мод. И 806.03.013. Для этого следует сначала винт рулевого управления повернуть до край­него переднего положения, а затем обратно повернуть на два с половиной оборота (полный ход винта - пять оборотов).

29. Запрессовать втулку вала со­шки в картер 3 (натяг 0,075...0,175 мм) в случае ее замены.

30. Установить вал 29 сошки в картер, направляя его шлицевой конец через втулку картера. При этом зубья сектора вала долж­ны войти в зацепление с зубь­ями рейки 4 так, чтобы средний зуб сектора расположился во второй впадине от переднего конца поршня-рейки.

1-оправка для манжеты вала сошки;2-оправка для манжеты вала рулевого управления;3-оправка для уплотнительного кольца регулировочного винта31. Установить в расточку карте­ра рулевого механизма упорное кольцо 30. Надеть на шлицы вала сошки оправку 1 (рис.11←) для предохранения ман­жеты от повреждения. Смазать наружную поверхность новой манжеты маслом и установить ее в расточку картера.

 

Способ запрессовки ман¬жеты вала сошки с помощью опра¬вок при снятом рулевом механиз¬ме32. Запрессовать манжету в кар­тер рулевого управления при помощи оправки 4 (рис.12←) легкими ударами молотка, до упора буртика оправки в торец картера.

33. Надеть на вал наружное уп­лотнение 32 (рис.4) и сто­порное кольцо 33.

34. С помощью оправки 4 (см. рис.12) окончательно зап­рессовать легкими ударами молотка весь комплект деталей пока стопорное кольцо со щел­чком не войдет в канавку. Про­верить, полностью ли вошло сто­порное кольцо в канавку карте­ра рулевого механизма.

35. Вставить уплотнительные кольца в паз крышки и закре­пить боковую крышку 24 (см. рис.4) болтами, положив под головки болтов пружинные шай­бы. Момент затяжки болтов -35. .42 Нм.

рычажный ключ36. Проверить угол по­ворота вала сошки с помощью специального рычажного ключа (рис.13←), установленного на шлицевой конец вала. Полный угол поворота должен быть не менее 90°.

37. Отрегулировать зацепление сектора и поршня-рейки 4 (см. рис.4). Для этого надо пе­реместить вал сошки 29 в осе­вом направлении регулировоч­ным винтом 26, предварительно отвернув контргайку винта. При заворачивании регули­ровочного винта в корпус бо­ковой крышки 24 момент вра­щения винта 6 рулевого меха­низма увеличивается, а при вы­ворачивании - уменьшается.

Регулировочный винт надо завернуть так, чтобы зазор в зуб­чатом зацеплении был в преде­лах поворота винта рулевого управления на половину своего оборота в обе стороны. Момент вращения винта ру­левого механизма при перехо­де через среднее положение должен быть не более 5 Нм.

Закончив регулировку зацеп­ления зубьев, надо закрепить регулировочный винт 26 контр­гайкой, момент затяжки - 40...45 Нм.

Установить по меткам сошку на шлицевой конец вала сошки, пружинную шайбу и завернуть гайку крепления сошки.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить