Снятие и дефектация рессор автомобиля ЗИЛ-5301

Демонтаж передних и задних рессор производится в одной и той же последовательности

Для демонтажа рессор с автомобиля надо выполнить следующее:

- ослабить затяжку гаек стремянок и гаек болтов крепления шарниров рессор;

- отсоединить нижний конец крепления амортизатора;

Передняя подвеска

- поднять домкратом переднюю часть автомобиля для снятия передних рессор и заднюю часть для демонтажа задних рессор так, чтобы рессоры были разгружены;

- подставить под раму поднятой части автомобиля и автобуса технологические подставки соответствующей высоты и опустить автомобиль;

- отвернуть гайки болтов крепления шарниров рессоры, вынуть болты.

При затрудненном демонтаже болтов допускается применение медной выколотки, но так, чтобы не повредить резьбу болтов;

- отвернуть гайки стремянок и снять стремянки и накладку рессоры;

- поднять автомобиль домкратом так, чтобы передний конец рессоры вышел из своего кронштейна, а задний конец — из серьги, и снять рессору.

Для демонтажа штанги стабилизатора поперечной устойчивости передней подвески надо отвернуть гайки стремянок 19 (см. рис.1) скобы крепления стабилизатора и гайки крепления пальцев 24, после чего снять штангу стабилизатора.

Для демонтажа стабилизатора задней подвески надо отвернуть гайки 26 (см. рис. 2) крепления пальцев 24, затем отвернуть гайки крепления штанги стабилизатора и снять штангу.

Задняя подвеска

 Для разборки рессоры ее надо установить в приспособление (рис.3), зажать с помощью рабочего винта, направив на рессору прижимную скобу, или зажать струбцинами, тисками и др. в непосредственной близости от центрового болта.

приспособление для разборки и сборки рессор

Отвернуть гайки болтов крепления хомутов, вынуть болты с распорными втулками.

Отвернуть гайку центрового болта и осторожно распустить листы рессоры, так как в собранной рессоре листы находятся в напряженном состоянии.

Аналогично производится разборка задней рессоры.

Осмотр и дефектация

После разборки листы рессор надо промыть раствором МС-6, протереть и внимательно осмотреть.

При определении состояния резинометаллических шарниров надо убедиться в отсутствии отрыва резины от металлической арматуры, разрывов резинового массива, трещин на торцах металлических и пластмассовых втулок.

Выпрессовка (а) и запрессовка (б) втулок передней подвески

При обнаружении вышеуказанных дефектов их следует заменить (рис.4), выпрессовав из ушка рессоры с помощью специальной оправки, показанной на рис.5.

На автомобилях разных лет выпуска могут быть установлены резинометаллические втулки разных размеров при одинаковом размере ушка рессоры диаметром 44 мм.

Замена втулок допускается только в комплекте с распорной металлической втулкой.

- Кронштейны передних и задних рессор, имеющие трещины или обломы, подлежат замене.

Ослабевшие заклепки хомутов следует переклепать.

Оправка для выпрессовки и запрессовки резинометаллической втулки (изд. 530 1-2902490)

Проверку рессорных листов на отсутствие на них трещин производят с помощью лупы или методом магнитной дефектоскопии.

При наличии обломов и любых трещин листы следует заменить.

При обнаружении трещин и обломов у двух и более листов рессор у передней подвески и трех и более листов у рессор задней подвески рессору надо заменить целиком.

Схема замеров листов рессор (изд. 5301-2902012-02 и 5301-2912012-02):

Размеры листов даны на рис. 6 и в табл.1↓ и 2. Размер h дан после обработки дробью и осадки рессоры.

Листы рессор термически обрабатывают до твердости 363...444 НВ.

Все листы рессор подвергаются дробеструйной обработке с вогнутой стороны листов, что значительно повышает их усталостную прочность.

Дробеструйная обработка производится дробью диаметром 1 мм при скорости подачи дроби 60 м/с и скорости подачи рессорного листа - 1 м/мин.

Параметры листов передней рессоры. (см.рис.6)

листов

Длина

в спрямленном

Состоянии

L±3, мм

Короткое

плечо

а±1, мм

Длинное

плечо

b±2, мм

Стрела h,

мм

Обозначение

на схеме

замеров

на рис. 6

1

1575

645

930

207

а

2

1575

645

930

202

б

3

1270

520

750

131

б

4

965

395

570

76

б

5

660

270

390

32

б

Параметры листов задней рессоры автомобиля (см. рис.10-7)

листов

Длина

в спрямленном

Состоянии

L±3, мм

Стрела h,

мм

Обозначение

на схеме

замеров

рис. 6

1

1500

137

в

2

1506

148

д

3

1506

130

б

4

1350

105

б

5

1200

83

б

6

1050

64

б

7

900

47

б

8

750

0

г

9

600

0

г

10

450

0

г

11

300

0

г