На автомобилях ЗИЛ-5301 и его модификациях установлен генератор переменного тока мод. 2022.3701, на автобусах ЗИЛ установлен генератор переменного тока мод. 3882.3701
Оба генератора со встроенными выпрямителями и конденсатором типа К73-21В.
Генератор установлен с правой стороны двигателя (по ходу движения) и приводится во вращение двумя ремнями (L=1320, S= 8,5х8).
Техническая характеристика генератора
Номинальное напряжение, В -- 14
Максимальный ток, А -- 110
Частота вращения ротора, при которой напряжение генератора достигает величины 12,5В, мин-1, не более:
- при силе тока, равной 0… 1000
- при силе тока, равной 30-А… 1400
- при силе тока, равной 60 А ...2000
- при силе тока, равной 100 А …3500
Демонтаж и установка генератора на автомобиль
Для снятия генератора с автомобиля необходимо:
- ослабить болты крепления генератора к кронштейну;
- отвернуть болт крепления генератора к натяжной планке и снять ремни;
- отвернуть болты крепления генератора к кронштейну и снять генератор.
Установку генератора необходимо производить в следующей последовательности:
- ослабить болт клеммового соединения на кронштейне, установить болты крепления генератора к кронштейну и натяжной планке и установить ремни;
- с помощью монтажной лопатки или другим рычагом, перемещая генератор, натянуть ремни и затянуть болт крепления генератора к натяжной планке; затянуть болты крепления генератора к кронштейну.
ВНИМАНИЕ!
Во избежание поломки крышек генератора, болт клеммового соединения необходимо затягивать последним.
Натяжение приводных ремней регулируется с таким расчетом, чтобы при нажатии на середину наибольшей ветви каждого ремня с усилием 40 Н прогиб их был в пределах 12…17 мм или при нажатии с тем же усилием на середину горизонтальной ветви каждого ремня прогиб их был в пределах 6...9 мм.
При сборке следует иметь в виду, что ручьи шкива генератора и шкива двигателя должны находиться в одной плоскости. Перекос приводного ремня не допускается.
Проверка правильности установки и натяжения ремней может быть осуществлена также с помощью приспособления мод. КИ 8920
Присоединение проводов к выводам генератора, регулятора напряжения и аккумуляторных батарей должно производиться строго в соответствии с маркировкой, указанной на выводах генератора и регулятора.
Неправильное подсоединение проводов может привести к выходу из строя генератора, регулятора напряжения и аккумуляторных батарей.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Для отсоединения провода от щеткодержателя следует тянуть только за соединительную колодку, а не за провода.
Отсоединять и присоединять провода к генератору следует только при отключенной аккумуляторной батарее.
Исправная работа генератора может быть обеспечена только при условии хорошего контакта в цепи между корпусом генератора и регулятором. Колодку разъема в щеткодержателе надо фиксировать до щелчка.
ВНИМАНИЕ!
Запрещается даже кратковременно замыкать между собой выводы генератора
Разборка генератора
Генератор рекомендуется разбирать в следующем порядке.
- 1. Закрепить генератор в тиски.
- 2. Снять щеткодержатель, отвернув два винта крепления.
- 3. Отвернуть два винта крепления колодки фаз к крышке, отсоединив провода и сняв их.
- 4. Снять крышку шарикоподшипника.
- 5. Вывернуть стяжные шпильки.
- 6. Снять крышку генератора со стороны контактных колец вместе со статором, используя съемник мод. И 804.31.000.
- 7. Отсоединить фазные обмотки статора от выводов выпрямительного блока, снять статор.
- 8. Отвернуть гайку крепления шкива и снять шкив, используя съемник мод. И 804.31.000.
- 9. Снять вентилятор, дистанционную втулку и вынуть шпонку
- 10. Снять крышку со стороны привода, применяя съемник мод. И 804.32.000, или на прессе.
- 11. Отвернуть четыре винта и выпрессовать шариковый подшипник из гнезда крышки со стороны привода
- 12. Съемником или с помощью пресса снять подшипник 6 вала ротора
Сборка генераторов производится в обратной последовательности.
- установка заднего подшипника на вал ротора
- напрессовка крышки со стороны контактных колец
- установка шкива генератора
Перед установкой подшипников в них надо заложить смазку ЦИАТИМ-221.