Термостат системы охлаждения ЗИЛ-5301

Термостат с твердым наполнителем, двухклапанный, типа ТС-107-04, расположен в выходном патрубке головки цилиндров и соединен шлангами с насосом охлаждающей жидкости и радиатором.
Подробнее: Термостат ЗИЛ-5301Основной клапан термостата начинает открываться при температуре охлаждающей жидкости 84—87° С. При температуре 94° С он уже полностью открыт. При закрытом основном клапане жидкость в системе охлаждения двигателя циркулирует, минуя радиатор, через открытый дополнительный клапан термостата внутри рубашки охлаждения двигателя. При полностью открытом основном клапане дополнительный клапан закрыт и вся жидкость проходит через радиатор охлаждения.
Отопитель кузова соединен параллельно с радиатором, и термостат не отключает его от двигателя. Поэтому при прогреве двигателя не следует открывать заслонку воздухопритока и включать электродвигатель отопителя.
Термостат автоматически поддерживает необходимую температуру охлаждающей жидкости в двигателе, отключая и включая циркуляцию жидкости через радиатор. В холодную погоду, особенно при малых нагрузках двигателя, почти все тепло отводится в результате обдува двигателя холодным воздухом, и охлаждающая жидкость через радиатор не циркулирует.

Насос охлаждающей жидкости двигателя ЗИЛ-5301

Устройство жидкостного насоса показано на рисунке.

Корпус жидкостного насоса в сборе должен быть испытан водой под давлением 0,2±0,01 МПа в течение 2 мин. При этом течь или появление капель не допускается.

Подробнее: Насос жидкостный ЗИЛ-5301Площадь прилегания торцовой поверхности опорной втулки корпуса жидкостного насоса при проверке на краску должна быть не менее 85 % при ширине непрерывного кольцевого отпечатка не менее 2 мм.

Крыльчатку надо балансировать статически. Остаточный дисбаланс — не более 60 г.мм. Массу следует корректировать сверлением в плоском торце отверстий диаметром 8 мм на радиусе не более 37 мм. Выход сверла не допускается.

Шкив жидкостного насоса надо балансировать статически. Остаточный дисбаланс — не более 80 г мм.

Массу следует корректировать сверлением в торце отверстий диаметром 8 мм на диаметре 100 мм на глубину не более 8 мм.

Особенности системы охлаждения ЗИЛ-5301

Подробнее: Особенности системы охлаждения ЗИЛ-5301Схема системы жидкостного охлаждения дизеля с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости от центробежного насоса показана на рисунке 1. Температуру охлаждающей жидкости в системе контролируют по указателю температуры, датчик которого установлен в задней части головки цилиндров. Кроме того, в корпусе жидкостного насоса установлен датчик аварийного перегрева охлаждающей жидкости.

На автомобилях и автобусах последних серий постройки вместо контрольного крана уровня жидкости в расширительный бачок установлен датчик сигнализатора контроля уровня охлаждающей жидкости 5.

Запрещается эксплуатация дизеля при загорании сигнализатора аварийного перегрева охлаждающей жидкости. Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения должна поддерживаться в пределах 75°- 95°С.

Открывая пробку расширительного бачка при перегреве двигателя, следует помнить, что возможно выбрасывание пара из горловины бачка, приводящее к ожогу лица и рук.