Снятие и разборка дизеля ЗИЛ-5301

 Для демонтажа силового агрегата рекомендуется установить автобус на смотровую яму, над которой имеется подъемное устройство. Масса силового агрегата в сборе без заправки топливом и маслом составляет 600 кг, поэтому для его демонтажа необходимо иметь подъемное устройство грузоподъемностью не менее 1 т; высота до крюка должна быть не менее 2 м.

Демонтаж дизеля с автомобиля или автобуса при помощи подъемного устройства показан на рис.1 Перед демонтажем силового агрегата с автомобиля или автобуса необходимо слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения, а также слить масло из картера дизеля и коробки передач. Охлаждающая жидкость сливается через два сливных крана. При разборке мелкие детали рекомендуется укладывать в отдельную тару, а при отсоединении проводов от приборов электрооборудования винты и гайки установить в прежнее положение и навернуть вручную.

Перед демонтажем силового агрегата надо выполнить следующие подготовительные работы:

- снять крышку люка гнезда аккумуляторной батареи и отсоединить провода от положительного полюса батареи, снять провод стартера, отключить «массу» выключателем;

- поднять капот автомобиля или автобуса и отсоединить провода от приборов и переходных колодок, ослабив винты стяжных хомутов, отсоединить шланги жидкостного и масляного радиаторов и трубку со шлангами, идущую к отопителю;

- отсоединить трос привода жалюзи (при его наличии) и вынуть его вместе с оболочкой из отверстия передней стенки кабины;

демонтировать оперение;

Подъем двигателя Д-245 рис. 1

   Рис. 1. Демонтаж дизеля с автомобиля или автобуса при помощи подъемного устройства

 - отвернуть гайки крепления радиатора и демонтировать его вручную или с помощью приспособления КЗ-0355 (рис. 2);

- снять резиновые подушки с распорной втулкой;

- отсоединить привод топливного насоса высокого давления (ТНВД), снять тягу ножного привода, трос ручного привода выключения подачи топлива;

- отсоединить и снять трубки: отводящую сжатый воздух от компрессора, регулятора давления, подводящую топливо к топливному насосу;

- отсоединить шланги высокого и низкого давления от корпуса насоса рулевого усилителя;     

- снять карданный вал рулевого управления;

- отсоединить от выпускного трубопровода приемную трубу глушителя, отвернув гайки;

- отсоединить трубопровод, идущий от воздушного фильтра к турбокомпрессору;

снять крышку люка пола кабины, отвернув болты крепления; снять картер рычага коробки передач с прокладкой в сборе с рычагом, отвернув болты крепления картера. Закрыть отверстие под картер коробки передач картонной крышкой, прикрепив ее двумя болтами; 

демонтаж радиатора дизелярис. 2

Рис. 2. Демонтаж радиатора с помощью приспособления КЗ-0355

-  отсоединить привод спидометра, отвернув прижимную гайку штуцера и привод тахометра;

-  отсоединить привод педали рабочей тормозной системы, разъединив тягу и рычаг педали;

- отсоединить от фланца коробки передач карданный вал, отвернув гайки крепления;

- отсоединить привод выключения сцепления, разъединив трубопроводы на пневмогидравлическом усилителе (ПГУ), предварительно слив из привода жидкость;

- отвернуть болты крепления передней опоры и двух задних опор дизеля. Отсоединить тормозные трубки от крана стояночной тормозной системы (при  установке  привода стояночного тормоза от энергоаккумулятора).

Отвернуть болты крепления бампера и передней поперечины рамы и демонтировать их с автомобиля или автобуса.

Осторожно приподнимая силовой агрегат за рым-болты подъемным устройством (см. рис.1), демонтировать с рамы  автомобиля или автобуса под моторную поперечину, отвернув болты ее крепления, и, выводя  силовой агрегат вперед, снять его  c автомобиля или автобуса. Затем установить силовой агрегат на специальную тележку для транспортировки к месту разборки.

Демонтаж приборов и внешних агрегатов с дизеля

Перед разборкой дизель необходимо очистить от грязи и масла, промыть керосином или обезжиривающим раствором.

Для мойки рекомендуется применять моющие растворы МС-6 или МС-8 ТУ 6-15-978-76 концентрацией 20...30 г/л при температуре 90... 100 °С. Затем продуть дизель сжатым воздухом.Снятие приборов и агрегатов с дизеля рекомендуется проводить на стационарном поворотном стенде мод. ОПР-989. Коробку передач надо снять с дизеля перед установкой дизеля на стенд. Поворот дизеля вокруг горизонтальной оси стенда осуществляется с помощью червячного механизма, расположенного на стенде. При разборке или сборке дизель должен фиксироваться в любом положении при торможении червячного механизма. В процессе разборки дизеля следует предохранять от повреждения все детали, пригодные для дальнейшей эксплуатации.

Снимаемые с дизеля детали и нормали следует укладывать в специально подготовленную тару, в которой они транспортируются на операции мойки, проверки и устранения неисправностей.

Большинство деталей дизеля взаимозаменяемы, но некоторые требуют индивидуальной подгонки с сопрягаемой деталью.

При демонтаже коробки передач необходимо:

отвернуть накидным ключом гайки крепления коробки передач;

- отсоединить шток ПГУ, вынув палец из рычага вилки сцепления;

отсоединить коробку от картера сцепления при помощи монтажной лопатки и, покачивая, снять ее талью или с помощью гидроподъемника. При этом надо обратить внимание на положение вилки выключения сцепления.

Для демонтажа картера сцепления нужно снять крышку картера сцепления, отвернуть болты крепления картера к заднему листу и снять его с установочных штифтов.  Для демонтажа сцепления надо отвернуть торцовым ключом болты крепления кожуха сцепления, снять нажимной диск в сборе с кожухом и рычагом выключения сцепления, снять ведомый диск в сборе.

  При снятии масляного фильтра надо:

- отвернуть болты крепления корпуса фильтра;    

- снять фильтр с дизеля вместе с уплотнительной прокладкой,

 При демонтаже стартера требуется: отвернуть болты и гайки крепления стартера к картеру сцепления;      

вынуть стартер из гнезда картера,  

Для снятия генератора следует:

- отвернуть болт крепления натяжной планки;

- отвернуть гайки крепления генератора к кронштейну;

- снять генератор и ремни привода генератора, освободив от приводных ремней шкив генератора.После этого нужно снять кронштейны генератора с дизеля, отвернув болты их крепления.

При демонтаже вентилятора и жидкостного насоса надо выполнить следующие работы:

- отвернуть болты крепления вентилятора к шкиву;

- снять вентилятор;

- отвернуть болты крепления корпуса жидкостного насоса к торцу блока;

- снять насос с прокладками.