Карданная передача автомобиля ЗИЛ-131

Карданная передача автомобиля состоит из четырех карданных валов: основного между коробкой передач и раздаточной коробкой, привода среднего моста между раздаточной коробкой и редуктором среднего моста, привода заднего моста между редукторами среднего и заднего мостов и привода переднего моста между раздаточной коробкой и редуктором переднего моста.

Схема расположения карданных валов ЗИЛ-131Конструкция всех карданных валов одинакова (рис. 2); карданный вал привода среднего моста имеет большие размеры, чем все остальные.

Каждый карданный вал состоит из тонкостенной трубы, к одному концу которой приварена неподвижная вилка шарнира, а к другому шлицевая втулка 9, соединенная со скользящей вилкой шарнира.

Все восемь шарниров карданной передачи одинаковы по устройству и состоят каждый из неподвижной или скользящей вилки, фланца-вилки 18 и крестовины 1, установленной в ушках вилок на игольчатых подшипниках 16.

Подшипники шарниров смазывают через масленку 2, ввернутую в тело крестовины. Смазка подается к подшипникам по осевым каналам.

Для удержания смазки служат резиновые сальники, вмонтированные в обойму подшипника.

В центре крестовины имеется предохранительный клапан 19, через который при заполнении маслом крестовины избыточное масло выходит наружу, предохраняя тем самым сальники от повреждения в результате повышенного давления масла.

Карданный вал заднего моста ЗИЛ-131Карданные валы имеют герметичное шлицевое соединение. Смазка во внутренней полости втулки удерживается от вытекания заглушкой 7, завальцованной в шлицевой втулке 9, а также резиновым 11 и войлочным 13 кольцами. Оба кольца в сочетании с защитной муфтой 4 шлицев предотвращают загрязнение шлицевого соединения. Защитная муфта закреплена на валу двумя нитками шплинт-проволоки.

Карданные валы динамически сбалансированы. Балансировка всех карданных валов, кроме основного, и вала заднего моста осуществлена приваркой балансировочных пластин 6 на концах трубы. Балансировка карданного вала заднего моста и основного карданного вала со стороны глухой вилки достигается приваркой балансировочных пластин на трубе, а со стороны скользящей вилки — привертыванием балансировочных пластин к торцам ушков вилки.

На основном карданном валу, соединяющем коробку передач с раздаточной коробкой, защитной муфты нет.

Уход за карданными валами. При эксплуатации автомобиля необходимо следующее:

1. Систематически проверять крепления фланцев карданных валов. Все болты крепления должны быть затянуты до отказа.

2. При ослаблении болтов, крепящих опорные пластины подшипников крестовины, подтянуть их (момент затяжки должен быть равен 1,4—1,7 кГм). При значительном радиальном и торцовом зазоре в подшипниках крестовин разобрать шарниры и в случае необходимости заменить подшипники или крестовины.

З. Периодически проверять зазор шлицевого соединения. При большом зазоре вследствие износа шлицев надо заменить вал.

4. При разборке шарнира карданного вала заднего моста и основного карданного вала следует пометить балансировочные пластины, привернутые к торцам ушек вилки, чтобы при сборке поставить их на прежнее место.

После сборки карданного вала необходимо, чтобы стрелки, выбитые на трубчатом валу и скользящей вилке, были расположены одна против другой; масленки крестовин должны быть обращены в сторону вала (для удобства смазки), а не в сторону фланца; крестовины должны повертываться в подшипниках без заеданий. Болты крепления опорных пластин игольчатых подшипников должны быть затянуты и законтрены загибанием одного ушка замочной пластины к грани головки каждого болта. После замены отдельных деталей карданный вал должен быть динамически сбалансирован приваркой пластин 6 или установкой съемных пластин под головки болтов крепления опорных пластин подшипников крестовины, для всех валов, кроме вала среднего моста, допустимый дисбаланс не более 70 Гсм, а для вала среднего моста 100 Гсм.

Общая толщина съемных балансировочных пластин должна быть не более З мм.

5. Строго соблюдать сроки смазки карданной передачи согласно карте смазки. Игольчатые подшипники 16 (рис. 2) смазывать через масленку в крестовине до начала выхода масла через предохранительный клапан.

Перед смазкой крестовины карданных валов необходимо особенно тщательно очищать от грязи пресс-масленки. При добавлении смазки выдавливание ее из предохранительного клапана происходит после пяти - восьми качаний рычажно-плунжерного шприца. При отсутствии смазки в шарнире выдавливание ее из предохранительного клапана происходит после 45—50 качаний рычажно-плунжерного шприца.

Для смазки шлицевые соединения необходимо разобрать, вывернуть пробку 8; промыть шлицы скользящей вилки и внутреннюю полость шлицевой втулки, заложить в эту полость свежую смазку и снова собрать вал. После сборки вала пробку 8 поставить на место.

При смазывании шлицевого соединения необходимо использовать определенное количество смазки, указанное в карте смазки.

Нельзя добавлять смазку через пробку 8 в шлицевом соединении без разборки карданного вала. При сборке шлицевого соединения необходимо следить за тем, чтобы разрезные шайбы 14 войлочного кольца 13 были установлены разрезом в разные стороны.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить