Насос гидроусилителя 1 рулевого управления с бачком установлен на двигателе и приводится в действие через шкив клиновым ремнем от шкива, расположенного на переднем конце коленчатого вала

Шкив 1 насоса закрепляют на валу 6 разжимной конусной втулкой 30, шпонкой и гайкой.

Насос — лопастного типа, двойного действия, т. е. за один оборот вала насоса совершается два полных цикла всасывания и два — нагнетания.

Ротор 9 насоса имеет пазы, в которых перемещаются лопасти 14.

Ротор установлен на валу 6 насоса на шлицах; посадка ротора на шлицах свободная.

Насос гидроусилителя ЗИЛ-131

Положение статора 8 относительно корпуса 3 насоса должно быть таким, чтобы направление стрелки на статоре совпадало с направлением вращения вала насоса.

Лопасти насоса должны перемещаться в пазах ротора без заеданий.

При вращении вала насоса лопасти прижимаются к криволинейной поверхности статора под действием центробежной силы и давления масла.

В полостях всасывания масло попадает в пространство между лопастями, а затем при вращении ротора вытесняется в полости нагнетания.

Торцовые поверхности корпуса и распределительного диска тщательно шлифованы.

Наличие на них, а также на роторе, статоре и лопастях забоин, заусенцев и т. д. недопустимо.

На насосе установлен бачок 19 для масла, закрывающийся крышкой 23, которая стягивается гайкой-барашком 25.

Под гайкой-барашком находятся шайба 24 и резиновое кольцо 26, которые вместе с резиновой прокладкой 20 уплотняют внутреннюю полость бачка.

В крышку бачка ввернут сапун 22 для ограничения давления внутри бачка.

Все масло, возвращающееся из гидроусилителя в насос, проходит через сетчатый фильтр 2, расположенный внутри бачка.

На случай засорения фильтра предусмотрен перепускной клапан 12.

Кроме того, в бачке установлен заливной сетчатый фильтр 21.

Насос имеет два клапана, расположенных в крышке 11 насоса.

Предохранительный клапан 17, помещенный внутри перепускного клапана 12, ограничивает давление масла в системе, открываясь при давлении 65—70 кг/см2.

Перепускной клапан ограничивает количество масла, подаваемого насосом к гидроусилителю при повышении числа оборотов коленчатого вала двигателя.

Перепускной клапан работает следующим образом.

Гнездо клапана соединено с одной стороны с полостью нагнетания насоса, а с другой — с линией нагнетания системы гидроусилителя, которая, в свою очередь, соединена с полостью нагнетания насоса калиброванным отверстием.

С увеличением подачи масла в систему гидроусилителя (в результате увеличения числа оборотов коленчатого вала двигателя) разность давлений в полости нагнетания насоса и линии нагнетания системы за счет сопротивления отверстия К повышается и, следовательно, увеличивается разность давлений на торцах перепускного клапана.

При определенной разности давлений усилие, стремящееся сдвинуть клапан вправо, возрастает настолько, что пружина сжимается и клапан, перемещаясь, сообщает полость нагнетания с бачком.

Таким образом, дальнейшее увеличение подачи масла в систему почти прекращается.

Для предотвращения шума и повышенного износа насоса при большом числе оборотов коленчатого вала двигателя масло, которое перепускается клапаном 13, принудительно направляется обратно в полость корпуса насоса и в каналы всасывания.

Для этой цели служит коллектор 18, у которого внутренний канал, сообщающийся с полостью перепускного клапана, имеет малое сечение.

Это приводит к резкому увеличению скорости потока перепускаемого масла во всасывающую полость корпуса и создает некоторое повышение давления на всасывании.

Радиатор предназначен для охлаждения масла в системе гидроусилителя рулевого управления.

Рулевое управление ЗИЛ-131

Трубчатый радиатор 14 (см. рис. 2) установлен над масляным радиатором системы смазки двигателя.

Масло от рулевого механизма к радиатору и от радиатора к насосу подводится резиновыми шлангами, крепящимися хомутиками.

new

После разборки все детали коробки передач тщательно промойте в керосине, продуйте сжатым воздухом и осмотрите

Возможными неисправностями насоса могут быть: нарушение герметичности диафрагмы и клапанов, снижение упругости или поломка пружины диафрагмы, износ деталей привода насоса