Ремонт гидравлического насоса ЗИЛ-131

Разборка и проверка насоса

Перед разборкой насос нужно снять с автомобиля, предварительно слив из насоса масло и очистив и промыть его наружную поверхность.

Порядок разборки и проверки насоса:

Насос гидроусилителя рулевого управления ЗИЛ-1311. Снять крышку бачка и фильтры.

2. Снять бачок, отвернув четыре болта.

3. Установить насос так, чтобы его вал был расположен вертикально, а шкив находился внизу, и снять крышку насоса, отвернув четыре болта. При снятии крышки удерживать клапан от выпадения

4. Отметить положение распределительного диска относительно статора и снять его со штифтов.

5. Отметить положение статора относительно корпуса насоса и снять статор (стрелка на статоре указывает направление вращения вала насоса).

6. Снять ротор вместе с лопастями.

Статор, ротор и лопасти насоса подобраны на заводе индивидуально, поэтому их комплектность при разборке нарушать нельзя. Нельзя также менять местами лопасти.

При замене статора, ротора и лопастей их устанавливать только комплектно

7. В случае крайней необходимости снять шкив, стопорное кольцо и вал насоса вместе с передним подшипником.

При наличии большого подшипника (см. рис. 1, б) вынимать его только в случае необходимости, так как при этом может быть поврежден сальник и его нужно будет заменить. При установке новых подшипника и сальника принимать меры против повреждения кромок сальника.

8. Проверить свободное перемещение перепускного клапана в крышке насоса и отсутствие забоин или износа. Клапан и крышка насоса подобраны на заводе индивидуально, поэтому их комплектность при разборке нарушать нельзя, В случае необходимости — зачистить забоины или заменить детали комплектно.

Особенности рулевого управления ЗИЛ-131

Рулевое управление ЗИЛ-131

Автомобиль оборудован рулевым управлением с гидроусилителем, объединенным в одном агрегате с рулевым механизмом.

Гидроусилитель рулевого управления уменьшает усилие, которое необходимо приложить к рулевому колесу для поворота передних колес, смягчает удары, возникающие из-за неровностей дороги, и повышает безопасность движения, позволяя сохранить контроль за направлением движения автомобиля в случае разрыва шины переднего колеса.

Ремонт рулевого механизма ЗИЛ-131

 

Разборка рулевого механизма

Разборка и сборка рулевого механизма, так же как и насоса, должны производиться только в случае необходимости квалифицированными механиками в условиях полной чистоты.

Перед разборкой рулевой механизм должен быть снят с автомобиля, для чего следует:

 

Ремонт рулевого механизма ЗИЛ-1311) отвернуть гайку 37 (см. рис. 1) и снять при помощи съемника сошку: сколачивание сошки может вызвать поломку деталей;

2) отвернуть пробку с магнитом и слить масло; для более полного слива повернуть рулевое колесо 2—З раза от одного крайнего положения до другого;

3) отсоединить шланги, слить оставшееся в насосе масло;

4) отсоединить карданный вал, вынув шплинт, отвернув гайку клина 9 (см. рис. 2) и выколотив клин;

5) отвернуть пять болтов, крепящих картер рулевого механизма к раме;

6) тщательно очистить и промыть наружную поверхность рулевого механизма;

7) свить остатки масла, перевернув рулевой механизм клапаном вниз и поворачивая винт 2—3 раза от одного крайнего положения до другого.

Разборку и проверку рулевого механизма нужно выполнять в следующем порядке:

1. Снять ботовую крышку вместе с валом сошки, отвернув семь болтов. При вынимании вала сошки необходимо зачистить его шлицевой конец и соблюдать осторожность, чтобы не повредить сальник и уплотнительное кольцо.

2. Снять верхнюю крышку, отвернув четыре болта; при снятии крышки соблюдать осторожность, чтобы не повредить сальник и уплотнительное кольцо.

Уход за рулевым управлением ЗИЛ-131

При эксплуатации необходимо регулярно, в сроки, указанные в карте смазки, проверять уровень масла в системе гидроусилителя и промывать фильтры насоса.

 

Схема проверки натяжения приводных ремней ЗИЛ-131Ежедневно следует проверять герметичность соединений и шлангов системы гидроусилителя рулевого управления. Проверка натяжения ремня насоса должна производиться также ежедневно.

Натяжение ремня осуществляется перемещением насоса гидроусилителя рулевого управления. При нормальном натяжении прогиб ремня между шкивами вентилятора и насоса гидроусилителя рулевого управления под действием усилия 4 кг должен быть в пределах 8—14 мм (см. рис. 1).

Для системы гидроусилителя нужно применять только чистое, отфильтрованное масло, указанное в карте смазки. Заливку масла надо производить через воронку с двойной сеткой и заливной фильтр, установленный в бачке насоса гидроусилителя.

Применение загрязненного масла вызывает быстры), износ деталей насоса и гидроусилителя.

При проверке уровня масла в системе гидроусилителя, которая должна проводиться при каждом ТО, передние колеса автомобиля должны быть установлены прямо.