Устройство генератора ЗИЛ-131

Генератор Г-51 автомобиля ЗИЛ-131Генератор Г51 водостойкий, работает параллельно с аккумуляторной батареей и совместно с реле-регулятором РР5I, предназначен для питания потребителей электроэнергией и подзарядки аккумуляторных батарей.

Генератор постоянного тока, четырехполюсный, защищенного исполнения, экранированный, параллельного возбуждения с внутренним обдувом от вентилятора, отлитого совместно со шкивом 11.

В крышках 4 и 12 находятся два подшипника 2 и 10 закрытого типа (с резиновыми уплотнителями), в которых вращается якорь 8. На крышке со стороны коллектора расположены четыре щеткодержателя реактивного типа.

Номинальное напряжение генератора 12 в, мощность 450 Вт.

Генератор допускает погружение в воду, но работать в воде не может из-за сильного износа щеток.

При преодолении автомобилем ЗИЛ 131 брода глубиной более 0,7 м привод генератора необходимо отключать.

Электрическая схема генератора показана на рис. 2.схема генератора Г-51

Минусовые щетки установлены в неизолированных щеткодержателях и соединены с корпусом генератора.

Плюсовые щетки установлены в изолированных щеткодержателях и присоединены к выводу Я. Два конца двух пар катушек обмотки возбуждения генератора присоединены к выводам Ш, а другие два конца этих катушек соединены с корпусом. Выводы Ш1 и Ш2 и вывод 51 идут внутрь специальной экранирующей коробки, прикрепленной на корпусе. Вращение генератора правое, если смотреть со стороны привода.

Для обеспечения возможности работы генератора после пребывания в воде на нем применены улучшенная пропитка изоляции и специальные материалы; остальные детали имеют улучшенные защитные покрытия, стойкие по отношению к коррозии.

Для стока воды в защитной ленте предусмотрены специальные отверстия.

Генератор двумя лапами прикреплен к кронштейнам, в свою очередь, закрепленным на основании компрессора. На заднем кронштейне предусмотрены овальные отверстия, позволяющие сдвигать его, чтобы выбирать зазор между кронштейнами и лапами. Третья лапа предназначена для крепления генератора к натяжной планке, при помощи которой регулируют натяжение приводного ремня. Для удобства регулировки прорезь в планке выполнена не со стороны генератора, а со стороны основания компрессора.

Подшипники вала якоря имеют встроенные резиновые уплотнения и работают без добавления смазки.

Наблюдение за работой генератора осуществляется на автомобиле при помощи контрольной лампы, установленной на щитке приборов. Контрольная лампа подсоединена между выключателем зажигания и клеммой Я генератора.

При включении зажигания и неработающем двигателе лампа должна гореть полным накалом. После пуска двигателя по мере увеличения числа оборотов коленчатого вала, а следовательно, и числа оборотов якоря генератора накал лампы уменьшается. Когда генератор развивает нормальное напряжение, лампа полностью гаснет. Если контрольная лампа горит при числе оборотов 900—1000 в минуту и выше, то это указывает на неисправность генератора или реле регулятора.

Если же при включении зажигания лампа не загорается, то она перегорела и должна быть немедленно заменена.

Провода от реле-регулятора должны быть присоединены к выводным клеммам генератора в точном соответствии с общей схемой электрооборудования. К концам проводов предварительно присоединяют установленные на каждом генераторе и реле-регуляторе детали штепсельного разъема и крепления экранирующей оплетки (штепсельная вилка, конусные и резиновые втулки, специальные гайки).

Эскиз заделки проводаПодключение проводов к контактным вилкам штепсельных разъемов генератора и реле-регулятора показано на рис. 3 и производится следующим образом: зачистить конец провода на длине 20 мм, на экранирующую оплетку провода надеть гайку 1 и наружную конусную втулку 3; на внутреннюю конусную втулку 2 натянуть экранирующую оплетку, которая защемляется с помощью втулки 3. Лапки оплетки загибают и соединяют ее с втулкой 2. При этом необходимо тщательно обрезать торчащие жилки экранирующей оплетки, чтобы эти жилки не касались токопроводящих деталей, далее на конец провода надевается приложенная к разъему резиновая втулка 8. На контактной вилке надо отвернуть гайку 5, снять шайбу 7 и чашку 4. Вставить зачищенный конец провода в отверстие контактной вилки 6 со стороны изоляционного буртика и обернуть конец провода один раз вокруг нарезной части контактной вилки, надеть чашку 4, шайбу 7 и туго завернуть гайку 5.

При заправке проводов следует обратить внимание на то, чтобы отдельные проволоки жилы не выступали из-под чашки 4, так как иначе они могут вызвать короткое замыкание.

Техническая характеристика генератора

Номинальное напряжение в - 12

Номинальная сила тока в А - 35

Число оборотов вала генератора в минуту, при котором достигается напряжение 12,5 в при температуре 20° С:

при токе, равном нулю – 1450

при токе, равном нулю

Ток холостого хода (при напряжении на клеммах 12 в) при работе генератора на режиме двигателя в А, не более 12

Сила давления щеточных пружин на щетки в Г - 800—1300

Уход за генератором

Ежедневно необходимо проверять натяжение приводного ремня (см. рис. «Натяжение ремня генератора»).

При первом техническом обслуживании:

1. Очистить наружную поверхность генератора от масла и грязи.

2. Проверить надежность крепления генератора к кронштейну, а также к натяжной планке. При закреплении генератора на двигателе следует учитывать, что задний кронштейн генератора имеет овальные прорези под болты, крепящие кронштейн к основанию воздушного компрессора. Благодаря этому кронштейны могут быть притянуты к лапам крышек генератора без зазора. Рекомендуется при установке генератора перед затяжкой болтов крепления генератора к кронштейнам ослабить болты заднего кронштейна, затянуть болты крепления генератора и затем затянуть полностью болты заднего кронштейна.

3. Проверить затяжку гаек, контактных вилок; для этого следует отвернуть специальные накидные гайки разъема, вынуть штепсельные вилки и проверить затяжку вилок. Если вилки покачиваются, то надо затянуть гайки.

При завертывании и отвертывании накидных гаек разъемов необходимо предотвратить закручивание экранированных проводов по ходу гайки, так как это приводит к разрушению экранирующей оплетки, также к нарушению электрического контакта между оплеткой провода и корпусом.

Затягивать накидные гайки нужно только от руки. Пользоваться пассатижами или другим инструментом можно лишь, в крайнем случае; при этом нельзя допускать повреждения штуцеров и самих накидных гаек.

При втором техническом обслуживании (5000— 6000 км пробега) и после каждого преодоления брода:

1. Проверить работу щеточного узла, для этого надо снять защитную ленту генератора, осмотреть щетки и коллектор и убедиться, что щетки свободно перемещаются в щеткодержателях и хорошо прилегают к коллектору.

2. Проверить давление щеточных пружин динамометром.

Прижимное усилие щеточных пружин должно быть не менее 0,6 кг. Высота щеток должна быть не менее 14 мм. Изношенные щетки следует заменить новыми. Новые щетки необходимо притереть к коллектору.

Притирка новых щеток к коллектору производится следующим образом: полоску мелкой стеклянной шкурки шириной, равной длине коллектора, ввести между щеткой и коллектором, для этого следует оттянуть проволочным крючком рычаг щеткодержателя и приподнять щетку. Полоска должна охватывать не менее половины окружности коллектора (больше 180°) и быть обращена своей рабочей стороной к щеткам. Затем нужно отпустить щетки и протаскивать полоску против направления вращения якоря до тех пор, пока щетки не будут хорошо прилегать к коллектору. При движении по направлению вращения щетки необходимо приподнять.

3. Проверить состояние рабочей поверхности коллектора; она должна быть чистой и без подгорания. При наличии загрязненных или подгоревших поверхностей коллектор протереть чистой тряпочкой, смоченной в бензине. При нормальной работе генератора рабочая поверхность коллектора имеет вид поверхности, обработанной политурой.

Не следует смешивать подгоревший коллектор, имеющий матовый черный цвет у сбегающего края пластин, с не подгоревшим коллектором, имеющим блестящую рабочую поверхность светло-коричневого или синего цвета. Зачищать блестящую поверхность коллектора не следует, так как такая поверхность улучшает работу щеток.

Если загрязнение или подгар не удаляются с помощью тряпки, смоченной в бензине, необходимо зачистить коллектор мелкой стеклянной шкуркой, вращая якорь рукой.

не разрешается применять наждачную шкурку. Если подгар не зачищается стеклянной шкуркой, нужно снять генератор с двигателя, разобрать его и проточить коллектор до получения чистой гладкой поверхности. После проточки необходимо прочистить коллектор, т. е. выбрать на глубину 0,8 мм изоляцию между пластинами коллектора заточенным до глубины изоляции острым ножовочным полотном. Чистота обработки после проточки должна быть не менее «7».

Выборка изоляции коллектора генератора Г-51При прочистке необходимо следить, чтобы изоляция была выбрана по всей ширине, как указано на рис. 4.

После прочистки необходимо снять заусенцы мелкой стеклянной шкуркой.

Предупреждение 2: разборку и сборку, генератора производят только по истечении гарантийного срока (25 000 км пробега) в специализированной мастерской, располагающей всеми необходимыми инструментами и измерительными приборами.

Снятие защитной ленты для профилактического обслуживания не является разборкой.

4. Продуть генератор сжатым воздухом или насосом для удаления пыли.

5. Проверить и при необходимости подтянуть стяжные шпильки, гайку шкива генератора.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить