Регулировка тепловых зазоров клапанов ЗИЛ-131

Длительная работа двигателя с неправильными зазорами может привести к преждевременному износу деталей клапанного механизма — обгоранию клапанов, износу коромысел, опорных поверхностей толкателей и кулачков распределительного вала.

Блок цилиндров и головка блока цилиндров ЗИЛ-131

Подробнее: Блок цилиндров и ГБЦ ЗИЛ-131Блок цилиндров двигателя чугунный, со вставными гильзами из серого чугуна с кислоупорной вставкой в верхней части гильзы осуществляется зажимом бурта гильзы между блоком и головкой блока через асбостальную прокладку, а нижней части — двумя резиновыми кольцами. Нумерация цилиндров указана на патрубках впускной трубы двигателя. Порядок расположения цилиндров и последовательность их работы показаны на рисунке 1.

Система охлаждения двигателя ЗИЛ-131

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

В систему охлаждения введен перепускной патрубок (байпас), соединяющий нижний выпускной патрубок водяной рубашки с всасывающей полостью корпуса подшипников водяного насоса. Схема системы охлаждения показана на рис. 1.

 

Подробнее: Охлаждение двигателя ЗИЛ-131Температура охлаждающей жидкости должна находиться в пределах 80—95° С. По особому требованию на автомобиль может быть установлен расширительный бачок (рис. 2).

Во время эксплуатации необходимо следить за тем, чтобы система охлаждения была всегда полностью заполнена; уровень воды должен не дох5дить до верхней кромки заливной горловины на 40—50 мм. При применении жидкости, замерзающей при низкой температуре (антифриз), ее уровень должен не доходить до верхней кромки заливной горловины на 80—90 мм. При наличии расширительного бачка радиатор надо заполнять полностью, а бачок — до половины.

В радиатор необходимо заливать чистую и лучше всего мягкую воду. Нельзя заливать холодную жидкость в горячий двигатель. В сильные морозы необходимо утеплять радиатор, используя для этого утеплительные чехлы на облицовку радиатора и на капот двигателя, и внимательно следить за указателем температуры охлаждающей жидкости.

Фильтр очистки масла (полнопоточная центрифуга) ЗИЛ-131

Подробнее: Центрифуга ЗИЛ-131Фильтр очистки масла (рис. 1) центробежный, с реактивным приводом, включен в систему смазки последовательно. Подаваемое насосом двигателя масло из канала через кольцевой и радиальные каналы поступает под вставку 7. Отсюда часть масла через сетчатый фильтр 6, предохраняющий жиклеры от засорения, подается к двум жиклерам 1, а другая часть масла, пройдя через отверстия во вставке, подвергается очистке от грязи в центрифуге. Корпус З центрифуги вращается за счет реактивной силы, создаваемой струей масла, вытекающей из корпуса через два жиклера 1. При давлении масла 3—4 кГ/см2 корпус вместе с находящимся в нем маслом вращается со скоростью 5000—6000 об/мин. Под действием возникающих центробежных сил механические частицы, находящиеся в масле, отбрасываются к боковым стенкам крышки 5 корпуса, где они откладываются, образуя плотный осадок. Этот осадок удаляют с крышки корпуса при чистке центрифуги.

Очищенное масло, обогнув сверху вставку 7, через радиальные отверстия в верхней части корпуса З центрифуги, кольцевой канал и радиальные отверстия в верхней части оси 9 и трубку 18 поступает в корпус масляного фильтра 21 и затем в распределительную камеру блока двигателя.

В корпус фильтра 21 встроен перепускной клапан 23, отрегулированный на перепад давлений 0,8—1 кГ/см2. Перепускной клапан предназначен для пропуска части масла в распределительную камеру, минуя центрифугу, при значительном износе подшипников двигателя в связи с увеличением расхода масла. Часть масла также может походить через перепускной клапан при пуске двигателя из-за большой вязкости холодного масла.

Вращение центрифуги проверяется на слух. При остановке двигателя исправная центрифуга продолжает вращаться еще 2—З мин; при этом слышен своеобразный звук.