Газораспределительный механизм автомобиля ЗИЛ-131

Подробнее: Газораспределительный механизм ЗИЛ-131Распределительный вал стальной, с закаленными кулачками и шестерней привода распределителя зажигания, приводится во вращение двумя шестернями. Распределительный вал лежит на пяти опорах, снабженных втулками из биметаллической ленты, диаметральные зазоры в подшипниках распределительного вала в новом двигателе находятся в пределах 0,0З—0,09 мм для четырех передних подшипников и в пределах 0,025—0,077 мм для пятого заднего подшипника. Осевое перемещение распределительного вала ограничивается фланцем, расположенным между шестерней и передним торцом первой шейки, который крепится к переднему торцу блока двумя болтами. Разница между высотой распорного кольца, надетого на переднюю цапфу распределительного вала, и толщиной фланца составляет 0,08—0,208 мм. Эти величины соответствуют осевому зазор у распределительного вала нового двигателя.

Для правильной взаимной установки шестерен нужно поставить шестерню коленчатого вала и шестерню распределительного вала так, чтобы метки находились на одной прямой, соединяющей центры этих шестерен (рис. 1).

Клапаны — верхние, расположены в головке блока цилиндров в один ряд, наклонно к оси цилиндра; приводятся в движение от распределительного вала при помощи штанг, толкателей и коромысел.

Система питания двигателя ЗИЛ-131

Подробнее: Конструкция системы питания ЗИЛ-131Система питания двигателя принудительная, с подачей топлива топливным насосом диафрагменного типа. Топливом для двигателя служит автомобильный бензин с октановым числом не ниже 76 (ГОСТ 2084— 67). Применение автомобильного бензина более низкого качества может оказаться причиной ненормальной работы двигателя (детонация, повышенное образование нагара, увеличенный расход топлива, прогар прокладок и головок блока цилиндров и т. д.).

Топливные баки основной и дополнительный, емкостью по 170 л каждый, расположены по обе стороны рамы под грузовой платформой.

Наливные горловины баков закрыты герметичными откидными крышками с быстродействующими зажимами (рис. 2).

Правый топливный бак снабжен клапанной коробкой (рис. 3) с автоматически действующими клапанами (впускным и выпускным), соединяющим полость топливного бака с атмосферой в случае повышения или понижения внутреннего давления в баке. Левый топливный бак соединен с правым топливным баком воздушной трубкой.

Особенности конструкции коленчатого вала и маховика (ЗИЛ-131)

Коленчатый вал стальной, с закаленными шейками, пятиопорный, с каналами для смазки и центробежными ловушками для очистки масла, диаметр коренной шейки 75-0,020мм, а шатунной 65,5-0,020мм (рис. 1).

 

Подробнее: Коленчатый вал и маховик ЗИЛ-131Вкладыши коренных подшипников триметаллические тонкостенные толщиной 2,25-0,013 мм, взаимозаменяемые на каждой опоре (кроме задней).

В новом двигателе диаметральный зазор в соединении коренная шейка коленчатого вала — блок с вкладышами в сборе равен 0,026—0,085 мм.

Болты крышек коренных подшипников нужно затягивать динамометрическим ключом. Момент затяжки должен быть равен 11—13 кГм. Проверку и в случае необходимости затяжку болтов крышек коренных подшипников надо производить при каждом снятия масляного картера. В новом двигателе осевой зазор коленчатого вала в упорных подшипниках равен 0,075—0,245 мм.

При износе шатунных или коренных вкладышей обязательна одновременная замена обеих половин вкладышей.

Радиатор и термостат ЗИЛ-131

Радиатор трубчато-ленточный, с трубками овального сечения, четырехрядный. Пробка наливной горловины радиатора (рис. 1) герметичная с двумя клапанами; впускным (воздушным) и выпускным (паровым). Выпускной клапан, нагруженный пружиной, поддерживает в системе охлаждения давление 1 кГ/см2. При таком давлении закипание охлаждающей жидкости наступает при темпёратуре 119˚ С, следовательно, создается запас эффективности системы охлаждения и автомобиль можно эксплуатировать в тяжелых условиях более длительное время при не кипящей воде в радиаторе. Если резиновые шайбы 6 и 11 клапанов пробки радиатора отсутствуют или разрушены, то работа системы охлаждения как закрытой системы прекращается, и закипание жидкости в этом случае наступает при 100˚ С.