Фильтр очистки масла (полнопоточная центрифуга) ЗИЛ-131

Фильтр очистки масла (полнопоточная центрифуга) ЗИЛ-131Фильтр очистки масла (рис. 1) центробежный, с реактивным приводом, включен в систему смазки последовательно. Подаваемое насосом двигателя масло из канала через кольцевой и радиальные каналы поступает под вставку 7. Отсюда часть масла через сетчатый фильтр 6, предохраняющий жиклеры от засорения, подается к двум жиклерам 1, а другая часть масла, пройдя через отверстия во вставке, подвергается очистке от грязи в центрифуге. Корпус З центрифуги вращается за счет реактивной силы, создаваемой струей масла, вытекающей из корпуса через два жиклера 1. При давлении масла 3—4 кГ/см2 корпус вместе с находящимся в нем маслом вращается со скоростью 5000—6000 об/мин. Под действием возникающих центробежных сил механические частицы, находящиеся в масле, отбрасываются к боковым стенкам крышки 5 корпуса, где они откладываются, образуя плотный осадок. Этот осадок удаляют с крышки корпуса при чистке центрифуги.

Очищенное масло, обогнув сверху вставку 7, через радиальные отверстия в верхней части корпуса З центрифуги, кольцевой канал и радиальные отверстия в верхней части оси 9 и трубку 18 поступает в корпус масляного фильтра 21 и затем в распределительную камеру блока двигателя.

В корпус фильтра 21 встроен перепускной клапан 23, отрегулированный на перепад давлений 0,8—1 кГ/см2. Перепускной клапан предназначен для пропуска части масла в распределительную камеру, минуя центрифугу, при значительном износе подшипников двигателя в связи с увеличением расхода масла. Часть масла также может походить через перепускной клапан при пуске двигателя из-за большой вязкости холодного масла.

Вращение центрифуги проверяется на слух. При остановке двигателя исправная центрифуга продолжает вращаться еще 2—З мин; при этом слышен своеобразный звук.

Система смазки двигателя автомобиля ЗИЛ-131

Схема смазки двигателя ЗИЛ-131Система смазки двигателя смешанная. Схема смазки показана на рис. 1. Масло под давлением подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала, к опорам промежуточного валика привода распределителя зажигания и валика масляного насоса и к толкателям. К втулкам коромысел предусмотрена пульсирующая подача масла. К остальным трущимся деталям двигателя масло подается самотеком и разбрызгиванием.

Из масляного картера масло через неподвижный маслоприемник засасывается в масляный насос. Через канал в задней перегородке блока насос под давлением подает масло в корпус масляного фильтра. Очищенное в центробежном фильтре масло попадает в распределительную камеру, расположенную в задней перегородке блока.

Из распределительной камеры масло попадает в два продольных магистральных канала; из левого канала масло подается к коренным подшипникам коленчатого вала, а от них — к подшипникам распределительного вала. По каналам в коленчатом валу масло поступает к шатунным подшипникам, В теле шатуна предусмотрено специальное отверстие, в момент совпадения которого с каналом в шейке коленчатого вала масло выпрыскивается на стенку цилиндра (рис. 1, г). Масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемным кольцом, через отверстия в канавке кольца отводится внутрь поршня и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках поршня и в верхней головке шатуна.

Поршневая группа двигателя ЗИЛ-131

Установка поршня и колец двигателя ЗИЛ-131Поршни (рис. 1) выполнены из алюминиевого сплава и покрыты оловом. Юбка поршня имеет форму эллиптического конуса, большое основание, которого расположено у нижнего края юбки, а наибольшая ось эллипса лежит в плоскости, перпендикулярной к оси поршневого пальца. Конусность на длине юбки составляет 0,035— 0,050 мм, а разность между наибольшим и наименьшим диаметрами юбки поршня 0,52 мм.

Окончательный подбор поршня к гильзе производят, проверяя усилие, необходимое для протаскивания щупа толщиной 0,08мм и шириной 10 мм между стенкой цилиндра и поршнем со стороны, противоположной разрезу юбки поршня. Усилие на щупе должно быть в пределах 3,5—4,5 кг.

Конструкция топливного насоса Б-10 автомобиля ЗИЛ-131

Конструкция топливного насоса Б-10Топливный насос Б10 диафрагменный, герметизированный, с тремя выпускными и тремя впускными клапанами и рычагом для ручной подкачки топлива. Насос установлен слева в верхней части двигателя и приводится в действие эксцентриком распределительного вала с помощью штанги.

Насос состоит из трех основных частей (рис. 1): крышки 1, головки 4 и корпуса 12, отлитых под давлением из цинкового сплава. В корпусе собраны коромысло 7 с возвратной пружиной 6 и рычаг 8 для ручной подкачки топлива. Между корпусом и головкой топливного насоса закреплена диафрагма 5, которая собрана на толкатель 10 с двумя тарелками. Коромысло действует на толкатель через текстолитовую опорную шайбу 9. Под диафрагмой установлена возвратная пружина 11. В головке насоса имеются три впускных клапана 13 и три выпускных клапана 3.