Водяной насос системы охлаждения двигателя ЗИЛ-131

Водяной насос центробежный, установлен на переднем торце блока цилиндров. Вал насоса вращается в двух шарикоподшипниках, имеющих уплотнения, которые служат для удержания смазки в подшипниках и защиты их от загрязнения.

Радиатор и термостат ЗИЛ-131

Радиатор трубчато-ленточный, с трубками овального сечения, четырехрядный. Пробка наливной горловины радиатора (рис. 1) герметичная с двумя клапанами; впускным (воздушным) и выпускным (паровым). Выпускной клапан, нагруженный пружиной, поддерживает в системе охлаждения давление 1 кГ/см2. При таком давлении закипание охлаждающей жидкости наступает при температуре 119˚ С, следовательно, создается запас эффективности системы охлаждения и автомобиль можно эксплуатировать в тяжелых условиях более длительное время при не кипящей воде в радиаторе. Если резиновые шайбы 6 и 11 клапанов пробки радиатора отсутствуют или разрушены, то работа системы охлаждения как закрытой системы прекращается, и закипание жидкости в этом случае наступает при 100˚ С.

Особенности конструкции коленчатого вала и маховика (ЗИЛ-131)

Коленчатый вал стальной, с закаленными шейками, пятиопорный, с каналами для смазки и центробежными ловушками для очистки масла, диаметр коренной шейки 75-0,020мм, а шатунной 65,5-0,020мм (рис. 1).

Конструкция масляного насоса ЗИЛ-131

Масляный насос (рис. 1) двухсекционный, шестеренчатый. Верхняя секция масляного насоса подает масло в систему смазки двигателя и в центрифугу, а нижняя секция — в масляный радиатор. Редукционный клапан 3, встроенный в крышку масляного насоса, отрегулирован на давление 3,2 кГ/см2 (не менее) и перепускает масло из напорной полости масляного насоса во всасывающую.