Двухсекционный тормозной кран (рис. 1) предназначен для управления исполнительными механизмами рабочей тормозной системы автомобиля, а также для управления клапаном привода тормозов прицепа

Тормозной кран состоит из верхнего и нижнего корпусов.

К верхнему корпусу крепится рычажный механизм крана. От грязи и влаги корпус рычага защищен чехлом.

Верхний цилиндр управляет тормозами прицепа (полуприцепа), нижний — тормозами тягача.

На рис. 2 — 4 подробно показано устройство - крышек верхнего и нижнего цилиндров тормозного крана.

Кран снимают с автомобиля и частично или полностью разбирают для устранения утечки воздуха через выпускное отверстие из-за негерметичности клапанов 15 или манжет 13 и 19 (см. рис. 1).

Тормозной кран: 1 - тяга верхнего цилиндра: 2 - рычаг; 3, 27 - регулировочные гайки; 4 - рычаг ручного привода; 5, 25 – пыле предохранители; 6 - стопорный болт; 7- крышка верхнего цилиндра; 8, 20 - уплотнительные кольца; 9 - труба уравновешивающей пружины; 10 - уравновешивающая пружина; 11 - упорная гайка; 12- поршень верхнего цилиндра; 13,19 - манжеты поршней, 14 - пружины возвратные; 15 - клапаны; 16 - пружина клапана; 17 - корпус крана; 18 - поршень нижнего цилиндра; 21 - крышка нижнего цилиндра; 22 - регулировочное режимное кольцо; 23 - регулировочная втулка; 24 - пружина тяги нижнего цилиндра; 26 - тяга нижнего цилиндра; 28 - пружина тяги верхнего цилиндра; а - от воздушного баллона; Ь, e - к пневмоусилителям; c - в магистраль прицепа; d - в атмосферу

Место утечки воздуха надо определить до снятия крана с автомобиля по следующим признакам:

  • - утечка прекратилась после поворота рычага 4 стояночного тормоза — негерметичен клапан 15 верхнего цилиндра;
  • - утечка не прекратилась после поворота рычага стояночного тормоза — негерметична манжета 13 поршня верхнего цилиндра;
  • - утечка не прекратилась после нажатия на тормозную педаль — негерметичны клапан 15 или манжета 19 поршня нижнего цилиндра.
Схема проверки поршней на герметичность: 1 - резиновая прокладка; a - подвод воздуха; b - упор в поршень

Схема проверки герметичности манжет с поршнями показана на рис. 5.

Тормозной кран установлен на специальном кронштейне под кабиной и закреплен тремя болтами с внутренней стороны левого лонжерона рамы.

При снятии тормозного крана расшплинтовать пальцы тяг, отсоединить концы тяг привода от рычагов 2 и 4 (см. рис. 1) тормозного крана.

Отвернуть накидные гайки и отсоединить трубопроводы от тормозного крана.

Отвернуть гайки болтов крепления крана, снять с болтов шайбы, тормозной кран и его кронштейн.

Ремонт крана

Вышедшие из строя детали при ремонте заменить на новые, заводского изготовления.

При сборке тормозного крана после ремонта гайку тяги 1 затянуть так, чтобы свободный ход конца рычага 2 был 0,2-4,0 мм, а рабочий 19— 21 мм, свободный ход рычага 4 -  8-12 мм, а полный — 44-47 мм.

Тормозной кран после сборки проверить и при необходимости отрегулировать на специальном стенде при постоянном давлении воздуха 6,00-6,50 кгс/см 2.

Рис. 2 - крышка верхнего цилиндра: 1 - регулировочная гайка; 2 - крышка верхнего цилиндра; 3 - уравновешивающая пружина; 4 - упорная гайка; 5 - труба уравновешивающей пружины

При свободном положении рычагов 2 и 4 давление воздуха в пневмомагистрали тормозов прицепа должно быть 4,8-5,3 кгс/см 2, а в пневмомагистрали тормозов автомобиля должно отсутствовать.

Регулировку производить вращением гайки 3, предварительно отвернув стопорный болт 6.

Если давление воздуха в магистрали тормозов менее 4,8-5,3 кгс/м 2, гайку 3 надо вращать по часовой стрелке.

При полностью отведенном рычаге 2 давление воздуха в пневмомагистрали прицепа должно отсутствовать, в пневмомагистрали тормозов автомобиля должно быть равно давлению воздуха в воздушном баллоне.

Регулировку производить гайкой тяги 1 в пределах рабочего хода конца рычага 19-21 мм.

Проверять регулировки необходимо при трех фиксированных положениях режимного кольца 22, которое должно повертываться ключом без заеданий.

При полностью отведенном рычаге 4 давление воздуха в пневмомагистрали тормозов автомобиля должно отсутствовать, а в пневмомагистрали тормозов прицепа снизиться с 4,8-5,3 кгс/см 2 до 0.

При возвращении рычага в первоначальное положение давление воздуха в пневмомагистрали прицепа должно возрасти до 4,8-5,3 кгс/см 2.

Труба уравновешивающей пружины: 1 - регулировочная гайка; 2 - стопорное кольцо; 3 - направляющая шайба; 4 - труба; 5 - пружина; Б - сквозное отверстие диаметром 5 мм

В случае когда давление воздуха в пневмомагистрали тормозов прицепа не снизилось до 0, то надо отрегулировать кран вращением направляющей шайбы 3 (см. рис. 3) относительно гайки 1, уменьшая размер а, равный 97,5 мм.

После регулировки положение шайбы относительно гайки 1 и трубы 4 зафиксировать стопорным кольцом 2, просверлив в гайке и трубе новое отверстие.

Проверенный и отрегулированный тормозной кран установить на автомобиль, присоединить концы тяг и трубопроводы.

Проверить и при необходимости отрегулировать привод тормозного крана.

Максимальное давление воздуха в пневмосистеме после тормозного крана (верхняя шкала манометра) регулируется болтом 12 (рис. 6), ограничивающим ход педали тормоза и должно быть в пределах 4,0-4,5 кгс/см 2.

После регулировки болт законтрить, затянув контргайку 11.

Свободный ход педали тормоза регулировать изменением длины тяги 16.

Он должен быть в пределах 15—30 мм.

Начало рабочего хода определяется по значительному возрастанию усилия на педали.

В соединении рычага с тягой должен быть зазор между пальцем и скобой 2 мм, не более. Регулировать изменением длины тяги.

Привод тормозного крана (см. рис. 6) конструктивно выполнен совместно с приводом управления сцеплением и состоит из подвесной педали 5, рычагов 22 и 24, тяг 8 и 16.

Привод управления сцеплением и тормозным краном: 1 - пружина педали сцепления; 2 - педаль сцепления; 3 - наконечник регулировочный; 4 - подушка педали; 5 - педаль тормоза в сборе с валом; 6 - буфер педали; 7, 18, 19, 31 - болты; 8, 9, 16. 17 - тяги; 10 - кронштейн педалей сцепления и тормоза; 11 - гайка; 12 регулировочный болт; 13 - пружина педали тормоза; 14 - рычаг крана; 15 - рычаг вала вилки выключения сцепления; 20, 23 - рычаги вала привода выключения сцепления; 21 - кронштейн вала привода выключения сцепления; 22 - рычаг управления тормозным краном; 24 - рычаг вала педали тормоза; 25, 27, 29 - втулки; 26 - рычаг вала педали сцепления; 28, 34 - шайбы; 30, 33 - шпонки; 32 - вал педали сцепления

Снятие и разборка привода управления сцеплением и тормозным краном

Отсоединить и снять пружины 1 и 13.

Расшплинтовать пальцы и снять тяги 8, 9, 16 и 17. Отвернуть болты 7, 19 и снять кронштейны 10, 21 в сборе.

При разборе кронштейна 10 расшплинтовать концы вала 32 и снять шайбы 28 и 34.

Отвернуть стяжной болт 31 рычага 26.

Снять педали сцепления 2 и тормоза 5, шпонку 33 педали сцепления.

Сдвинуть в сторону педали сцепления рычаг 26 и снять шпонку 30. Извлечь из кронштейна вал 32, снять рычаги 24 и 26.

При разборке кронштейна 21 отвернуть стяжные болты 18, снять рычаги 20 и 23, шпонки, вал и рычаг 22. При необходимости выпрессовать втулки из рычагов и кронштейнов.

Определение свободного хода педали тормоза

Данные для контроля технического состояния деталей привода тормозов и сцепления приведены в таблице.

Таблица 1.

Вал педали сцепления. Наружный диаметр:

  • - номинальный размер - 20-0,020 мм;
  • - допустимый размер - 19,50

Втулка вала педали сцепления. Внутренний диаметр:

  • - номинальный размер - 20+0,150 мм;
  • - допустимый размер - 20,50 мм

Втулка педали тормоза. Внутренний диаметр:

  • - номинальный размер - 32+0,150 мм;
  • - допустимый размер - 32,50 мм

Вал педали тормоза. Наружный диаметр:

  • - номинальный размер - 32-0,100 мм;
  • - допустимый размер - 31,50 мм

Вал привода выключения сцепления. Наружный диаметр:

  • - номинальный размер - 20-0,020 мм;
  • - допустимый размер - 19,50 мм

Рычаг управления тормозным краном в сборе. Диаметр отверстия во втулке под вал:

  • - номинальный размер - 20+0,150 мм;
  • - допустимый размер - 20,50 мм

Сборку привода управления тормозами и сцеплением проводить в последовательности, обратной разборке.

При сборке втулки и валы надо смазать графитной смазкой.

Вал педали тормоза и рычаг 24 соединить по меткам, нанесенным на торцах шлицевой части этих деталей.

Так же смотрим статью "Двухсекционный тормозной кран"

Определение свободного хода педали тормоза

Замерьте свободный ход педали тормоза (рис. 7). Если он больше или меньше 15 – 25 мм, отрегулируйте его, изменяя длину тяги 2.

При измерении свободного хода приводной рычаг должен быть прижат к упору верхней крышки тормозного крана. Начало рабочего хода определяется по значительному возрастанию усилия.