На автомобилях Урал имеются три независимых тормоза: рабочий с гидропневматическим приводом на все колеса, стояночный с механическим приводом, действующий на трансмиссию, и вспомогательный компрессионного типа, устанавливаемый на трубопроводах системы выпуска газов

Рабочая тормозная система

Рабочая тормозная система предназначена для уменьшения скорости и остановки автомобиля независимо от его скорости, нагрузки и уклонов дорог, для которых он предназначен.

Привод тормозных механизмов смешанный (пневмогидравлический) двухконтурный, с раздельным торможением колес переднего и двух задних мостов.

Управление осуществляется педалью в кабине водителя, связанной рычагами и тягами с двухсекционным тормозным краном.

Рабочие тормоза автомобилей имеют гидропневматический привод, состоящий из следующих основных агрегатов: компрессора тормозного крана, регулятора давления, двух пневматических усилителей с главными тормозными цилиндрами, межбаллонного редуктора воздушных баллонов, объединенных с помощью трубопроводов, шлангов и соединительной арматуры в единую систему (рис. 1).

Схема рабочей тормозной системы: 1 - клапан буксирный; 2 - компрессор; 3 - пневмоцилиндр отключения подачи топлива; 4 - пневмоцилиндры вспомогательного тормоза; 5 - регулятор давления; 6 -клапан защитный двойной; 7 - клапан одинарный защитный; 8 - воздушный баллон среднего и заднего контура; 9 - воздушный баллон переднего контура; 10 -воздушный баллон прицепа и потребителей; 11 - головка соединительная; 12 - кран разобщительный; 13,14 - цилиндры колесные; 15, 16 - выключатели неисправности гидравлической части; 17, 18 - пневмоусилители с главными тормозными цилиндрами; 19 – кран тормозной; 20 - рычаг стояночного тормоза; 21 - кран пневматический; 22 - кран отбора воздуха; 23 - крестовина разборки воздуха; 24 - кран управления тормозами прицепа

Для контролирования агрегатов рабочих тормозов автомобиля служит двухстрелочный манометр и система сигнализации неисправностей.

Нижняя шкала манометра показывает давление воздуха на участке воздушный баллон — тормозной кран, верхняя — в пневмоусилителях в момент торможения.

Система сигнализации неисправностей рабочих тормозов состоит из датчиков, устанавливаемых в агрегатах (узлах) рабочих тормозов и сигнальных ламп красного цвета, расположенных на щитке приборов.

Сигнальная лампа минимального давления воздуха «Воздух» при включенном зажигании подает сигнал при падении давления в воздушном баллоне менее 4 кгс/см 3.

Сигнальная лампа аварийного состояния тормозов «Тормоз» включается при торможении рабочим тормозом, имеющим неисправности или в механической части рабочего тормоза (большие зазоры между накладками колодок и тормозным барабаном и т. п.), или в гидросистеме тормозов в целом (течь жидкости, попадание воздуха в систему и др.).

Механизм тормозной рабочий: 1 - щит тормозной; 2 - эксцентрик регулировочный; 3 - ключ; 4 - колодка тормозная; 5 - накладка фрикционная; 6-ось колодки тормоза; 7- цилиндр колесный; I - уменьшение зазора; II - увеличение зазора

Рабочий тормозной механизм барабанного типа с внутренними колодками 4 (рис. 2), взаимозаменяемыми для всех колес.

Каждый тормозной механизм имеет два гидравлических цилиндра 7, выполненных в одном корпусе.

Тормозные колодки установлены на опорных осях 6.

Рабочий тормозной механизм регулируется по мере износа накладок уменьшением зазора между накладкой и барабаном при помощи эксцентриков 2.

Рабочий тормоз Урал: 1 - крышка люка барабана; 2 - тормозные колодки; 3 - накладка осей колодок; 4 - втулка колодки; 5 - оси колодок тормозов; 6 - стопорная шайба; 7 - упорный стержень колодки; 8 - упорный стержень поршня; 9 - поршень колесного цилиндра; 10 - держатель манжеты; 11 - щит тормоза; 12 - колесный цилиндр; 13 - перепускной клапан; 14 - шланг; 15 - пружина поршня; 18 - манжета поршня; 17 - защитный клапан колесного цилиндра; 18 - стяжная пружина; 19 -фрикционные накладки; 20 - опорный кронштейн колодок; 21 - болт регулировочного эксцентрика; 22 - регулировочный эксцентрик

Порядок регулирования тормозов:

  • - ключом на 22 мм поверните регулировочные эксцентрики колодок до упора, вращая, правый (со стороны щита) эксцентрик по часовой стрелке, левый — против часовой стрелки;
  • - отпустите эксцентрики обратным поворотом примерно на 30°, что соответствует повороту головки оси эксцентрика на половину грани.

Проделав указанные операции со всеми колесами, проверьте, не нагреваются ли тормозные барабаны при движении автомобиля.

При регулировании тормозов не нарушайте заводскую установку осей 6 колодок тормоза.

Зазоры между колодкой и барабаном тормоза регулируйте с помощью осей колодок только при замене фрикционных накладок или колодок в сборе.

При этом оси колодок первоначально установите метками на торцах друг к другу.

Через люк в тормозном барабане вставьте щуп толщиной 0,2 мм и ушной 200 мм между барабаном и колодкой на расстоянии 30 мм от нижнего края накладки.

Поворотом оси 6 колодки слегка зажмите щуп.

Удалите щуп, поверните барабан и с помощью другого щупа и регулировочного эксцентрика 2 установите зазор 0,35 мм между колодкой и барабаном на расстоянии 30 мм от верхнего края накладки.

Закрепите оси колодок и вновь проверьте зазоры между колодкой и барабаном.

При износе накладок до плоскости головки заклепки замените их.

При замасливании тормозных накладок промойте их бензином.

При износе барабана тормоза, наличии кольцевых канавок глубиной более 2 мм рабочую поверхность барабана расточите с базировкой по наружным кольцам подшипников ступицы.

Биение рабочей поверхности барабана не должно превышать 0,25 мм, а диаметр барабана — 424,38 мм.

На передние мосты автомобилей повышенной грузоподъемности должны устанавливаться только накладки шифра 143—63 (серого цвета).

Смешанный (пневмогидравлический) привод рабочих тормозов

На автомобиле установлен двухконтурный тормозной привод с комбинированным приводом прицепа и с дополнительными тормозными аппаратами.

Привод обеспечивает возможность присоединения тормозных систем прицепных автотранспортных средств, имеющих однопроводный или двухпроводный тормозные приводы.

Принципиальная схема привода тормозов показана на рис. 4.

Схема привода рабочих тормозов и комбинированного привода тормозов прицепа: 1 - манометр двухстрелочный; 2 - клапан буксирный; 3, 9, 27 - баллоны воздушные; 4 - регулятор давления; 5 - клапан защитный тройной; 6 - кран отключения тормозов прицепа пневматический; 7 - клапан защитный одинарный; 8 -датчики падения давления; 70 - кран управления стояночным тормозом прицепа; 11 - цилиндр пневматический отключения подачи топлива; 12 - цилиндр пневматический закрытия заслонки выхлопного патрубка; 13 - клапан двухмагистральный; 14 - клапан защитный; 15 - клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом; 16, 17 - головки соединительные автоматические; 18 - головка соединительная типа «А»; 19 - клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом; 20 - регулятор тормозных сил; 21 - датчики включения сигнала торможения; 22 - датчики неисправности тормозов; 23 - цилиндры колесные; 24 - усилитель тормозов пневматический; 25 - клапаны контрольного вывода; 26 - краны слива конденсата; 28 - кран тормозной; 29 - компрессор

Компрессор 29 подает сжатый воздух через регулятор давления 4 к блоку защитных клапанов.

Блок состоит из тройного 5 и одинарного 7 защитных клапанов, которые распределяют и заполняют воздушные баллоны 3, 9 и 27 независимых контуров:

  • - привода тормозных механизмов передних колес;
  • - привода тормозных механизмов средних и задних колес;
  • - комбинированного привода тормозных механизмов колес прицепа.
Схема привода тормозов: 29 - компрессор; 30 - буксирный клапан; 31- педаль рабочего тормоза; 32 - крестовина; 33 - кран отбора воздуха; 34 - манометр; 35 - рычаг стояночного тормоза; 36 - тормозной кран; 37 - воздушные баллоны; 38 - датчик падения давления; 39 - межбаллонный редуктор; 40 - разобщительный кран; 41- соединительная головка; 42 - регулятор давления; 43 - пневматические усилители тормоза; 44 - привод к колесному цилиндру тормоза

Первый основной контур состоит из воздушного баллона 3, верхней секции тормозного крана 28, пневматического усилителя 24 и колесных цилиндров 23, а второй основной контур — из воздушного баллона 27, нижней секции тормозного крана 28, регулятора тормозных сил 20, пневматического усилителя 24, колесных цилиндров 23.

Третий контур состоит из воздушного баллона 9, клапанов управления тормозами прицепа: 19 — с однопроводным приводом и 15 — с двухпроводным приводом, соединительной головки 18 типа «А» для подключения прицепов с однопроводным приводом, автоматических соединительных головок 16, 17 для подключения прицепов с двухпроводным приводом тормозов.

Из воздушных баллонов 3, 27 через тройной защитный клапан 5 производится отбор воздуха ля приведения в действие стеклоочистителей, воздушного сигнала, пневматического усилителя привода сцепления и других потребителей.

При необходимости контроля давления воздуха в каждом контуре установлены клапаны контрольного вывода 25, к которым можно подсоединить переносной манометр.

При движении автомобиля с прицепом, имеющим однопроводный привод тормозов, соединение автомобиля с прицепом осуществляется соединительной головкой 18, двухпроводный — соединительными головками 16, 17.

При нажатии на педаль тормоза срабатывает первый и второй контуры тормозного привода автомобиля, а также третий контур привода тормозов прицепа.

При выходе из строя одного из контуров другие остаются работоспособными.

Для затормаживания автомобиля с прицепом на стоянке рычаг стояночного тормоза установите в верхнее фиксированное положение: при этом кран управления 10 выпускает сжатый воздух из вывода "II" клапана 15 (см.рис. 4) и приводит в действие тормозные механизмы прицепа.

На автомобиле имеется система сигнализации и контроля состояния тормозов. В воздушных баллонах установлены датчики минимального давления воздуха.

В пневмоусилителях установлены датчики сигнализаторов неисправности рабочей тормозной системы (утечка тормозной жидкости или большие зазоры между колодками и барабаном).