Пневматический усилитель тормозов (рис. 1) предназначен для преобразования энергии сжатого воздуха в нужное давление рабочей жидкости в гидравлической части привода тормозов

Для повышения надежности тормозов автомобили Урал оборудуются двумя пиевмоусилятелями, которые установлены с наружной стороны левого лонжерона под кабиной.

Передний пневмоусилитель приводит в действие рабочие тормоза колес переднего и среднего мостов, задний — рабочие тормоза колес заднего моста.

При нажатии на тормозную педаль открывается клапан в тормозном кране, и воздух поступает по трубопроводу под поршни пневматического усилителя.

Под давлением воздуха шток с поршнями перемещается и через толкатель действует на поршень главного тормозного цилиндра, который вытесняет жидкость в тормозную магистраль.

При оттормаживании воздух из пневматического усилителя через тормозной кран выходит в атмосферу.

Поршни главного тормозного цилиндра и пневматического усилителя под действием пружин возвращаются в исходное положение.

Пневмоусилители снимать с автомобиля и разбирать только для технического обслуживания и устранения неисправностей (замена изношенных манжет и др.).

При снятии пневмоусилителей с автомобиля отсоединить от них и главных тормозных цилиндров трубопроводы систем тормозов и герметизации, а также и провода от датчиков сигнальной лампы «Тормоз».

Отвернуть болты крепления к лонжерону рамы и снять пневмоусилители.

Разборка пневмоусилителей

Слить тормозную жидкость, отвернуть и снять бачок 4, отвернуть гайки, снять стяжки 22 и задний пневмоцилиндр 19.

Снять шланг, поршни в сборе со штоком 23, проставкой 16 и толкателем 8.

Расконтрить и отвернуть болты 29, снять стопорные пластины 30, передний цилиндр пневмоусилителя 9 в сборе с крышкой 31 и прокладку.

Снять стопорное кольцо 27, шайбу 28 и извлечь поршень 6 в сборе с наружной манжетой 7. Извлечь кольцо 33, внутреннюю уплотнительную манжету 34 и пружину 36 в сборе с обратным клапаном 38.

При разборке пробку 1 отвертывать не рекомендуется.

Отвернуть гайки 21 на штоке, снять поршни 12 в сборе, проставку 16 в сборе с манжетой 24 и уплотнительные кольца 17.

Выбить штифт 26 из штока и рассоединить шток 23 с толкателем 8.

Пневмоусилитель и главный гидравлический цилиндр: 1 - пробка; 2 - перепускной клапан; 3 - колпачок; 4 - бачок для тормозной жидкости; 5 - крышка бачка; 6 - поршень; 7 - манжета поршня наружная; 8 - толкатель; 9, 19 - передний, задний пневматические цилиндры; 10 - держатель кольца; 11 - войлочное кольцо; 12 - поршень; 13 - манжета; 14 - пружина манжеты; 15 - опорное кольцо манжеты; 16 - проставка; 17, 25 - уплотнительные кольца; 18 - возвратная пружина; 20, 31 - крышки заднего и переднего цилиндров; 21 - гайка штока; 22 - стяжка; 23 - шток; 24 - манжета; 26 - штифт; 27 - стопорное кольцо; 8 - упорная шайба; 29 - болт; 30 - стопорная пластина; 32 - включатель сигнала неисправности тормозов; 33 - кольцо; 34 - манжета поршня внутренняя; 35 - главный тормозной цилиндр; 36 - пружина главного тормозного цилиндра; 37 - прокладка; 38 - обратный клапан; А - отверстие в штоке; Б - отверстия в крышках цилиндров; a - выход тормозной жидкости в гидросистему тормозов; b - подвод воздуза от крана

Детали главного тормозного цилиндра надо промыть в спирте или тормозной жидкости, детали пневмоусилителя — в керосине или бензине.

Данные для контроля основных размеров деталей пневмоусилителя и главного тормозного цилиндра приведены в таблице.

Таблица 1.

Цилиндры пневмоусилителя передний и задний. Внутренний диаметр:

  • - номинальный размер - 150+0,230 мм;
  • - допустимый размер - 150,50 мм

Главный цилиндр тормоза. Внутренний диаметр:

  • - номинальный размер - 40+0,030 мм;
  • - допустимый размер - 40,07 мм

Поршень главного тормозного цилиндра. Наружный диаметр:

  • - номинальный размер - 40-0,025 мм;
  • - допустимый размер - 39,90 мм

При износе или механическом повреждении манжет в проставке, а также манжет поршня главного тормозного цилиндра и пневмоусилителя заменить их. Зеркало цилиндров не должно иметь коррозии и рисок.

На главном тормозном цилиндре не должно быть сколов и трещин, на цилиндрах пневмоусилителя — вмятин.

Собрать пневмоусилитель в порядке, обратном разборке, при этом необходимо выполнить ряд нижеприведенных обязательных требований:

  • - на рабочую поверхность пневмоцилиндров 9, 19 (см. рис. 1), шток 23, манжету 24 и 13 нанести смазочный материал ЦИАТИМ-201. Войлочные кольца 11 поршней - пропитать в веретенном масле;
  • поршни пневмоусилителя собрать в кольце диаметром 150 +0З мм;
  • - при сборке штока 23 с поршнями 12, проставкой 16 и толкателем 8 необходимо выдержать размеры, указанные на рис. 1;
  • - между опорным кольцом 15 манжеты и поршнем 12 установить уплотнительное резиновое кольцо 25;
  • - прокладку и болты 29 крепления главного тормозного цилиндра к переднему цилиндру пневмоусилителя, а также гайки 21 крепления поршней на штоке устанавливать с применением уплотнительной смазки;
  • - проставку установить относительно переднего цилиндра так, чтобы штуцеры, соединяющие выходные отверстия, находились на одной прямой;
  • - заднюю крышку 20 установить относительно передней 31 так, чтобы поверхности с отверстиями «Б» находились в одной плоскости.

Собранный пневмоусилитель надо проверить на герметичность давлением воздуха 4,0-4,5 кгс/см 2.

При этом главный тормозной цилиндр должен создавать давление жидкости 100-112 кгс/см 2.

Течи жидкости и воздуха не допускаются.

Установить пневмоусилители на автомобиль, подсоединить трубопроводы и прокачать гидравлическую систему.