Система смазывания двигателя предназначена для подвода охлажденного и очищенного масла к трущимся поверхностям двигателя, отвода от них тепла и продуктов износа

Схема системы смазывания двигателя показана на рис. 1.

Схема системы смазывания двигателя: 1 - сливной клапан центробежного фильтра очистки масла: 2 - перепускной клапан центробежного фильтра очистки масла: 3 – кран; 4 - центробежный фильтр очистки масла: 5 - манометр; 6 - сапун; 7 - компрессор; 8 - топливный насос высокого давления; 9 - указатель уровня масла; 10 - кран включения гидромуфты; 11 - термосиловой датчик; 12 - гидромуфта привода вентилятора; 13 - поддон картера; 14 - предохранительный клапан радиаторной секции; 15 - масляный радиатор; 16 - предохранительный клапан нагнетающей секции; 17 - радиаторная секция масляного насоса; 18 - нагнетающая секция масляного насоса; 19 - клапан системы смазывания; 20 - фильтр очистки масла; 21 - главная масляная магистраль; 22 - перепускной клапан фильтра очистки масла

Фильтр 20 очистки масла прикреплен тремя болтами к правой стенке блока цилиндров.

Центробежный фильтр 4 очистки масла установлен на передней крышке блока цилиндров с правой стороны двигателя.

Масляный насос находится в передней части полости масляного картера и прикреплен тремя болтами к блоку двигателя, демонтаж этих агрегатов был изложен выше.

При разборке масляного насоса отвернуть болты и снять всасывающую и подводящую трубки.

Съемник ведомой шестерни привода масляного насоса и шестерни привода компрессора И-801.02.00: 1 - винт; 2 - рукоятка; 3, 8 - болты; 4 - траверса; 5 - ведомая шестерня привода масляного насоса; 6 - наконечник; 7 - шестерня привода компрессора

Съемником И-80102.000 (рис. 2), спрессовать шестерню 1 (рис. 3).

При установке болты съемника завернуть в резьбовые отверстия "A" шестерни 1. Извлечь из валика 31 шпонку 2.

Детали масляного насоса

Отвернуть пробки 20, 21 и 23, снять уплотнительные прокладки 19 и 25. Извлечь из пробок 20 и 23 регулировочные шайбы 18 и 26.

Из корпусов 3 и 13 извлечь пружины 17 и 28 клапанов, клапаны 16 и 34, клапан 22 системы смазывания, регулировочные шайбы 24 и пружину 27.

Расстопорить и отвернуть два болта 15 со стороны корпуса 13 и два болта 37 со стороны корпуса 3, снять замковые шайбы 14 и 36.

Отделить корпус 13 от проставки 9 и снять его в сборе с шестерней 12 и осью 11.

Извлечь из корпуса 13 шестерню 12.

Снять с валика 31 шестерню 30, шпонку 32 и проставку 9.

Извлечь из корпуса 3 валик 31 в сборе с шестерней 33, шестерню 7 в сборе с втулками 8.

При необходимости выпрессовать из корпуса 13 ось 11, а из шестерни 33 валик 31 и извлечь шпонку.

Установочные втулки 6 и штифты 5 без надобности не выпрессовывать. для очистки масляных каналов в корпусах 3 и 13 ключом (с шестигранниками на 5 и 8 мм) вывернуть заглушки 4, 35 и др.

В случае износа или повреждения выпрессовать из корпусов и шестерен втулки 29, 38 и 8, 10.

Масляный насос собрать в порядке, обратном разборке. При этом необходимо выполнить ряд требований.

Не использовать при сборке повторно замковые шайбы 14 и 36.

В собранном насосе вращение валика 1 за шестерню 1 должно быть свободным, без заеданий.

Ремонтом и заменой изношенных деталей обеспечить в сопряжениях основных деталей.

При запрессовке оси 11 в корпус 13 обеспечить выступание оси от плоскости разъема корпуса на 47 ± 0,2 мм.

Продольный разрез масляного насоса: 1 - корпус радиаторной секции; 2 - ведущая шестерня радиаторной секции; 3 - проставка; 4 - ведущая шестерня нагнетающей секции; 5 - корпус нагнетающей секции; 6 - шестерня привода масляного насоса; 7 - ведомая шестерня нагнетающей секции; 8 - ведомая шестерня радиаторной секции; 9 - предохранительный клапан нагнетающей секции; 10 - пробка; 11, 12, 15 - регулировочные шайбы; 13 - клапан системы смазывания; 14 - предохранительный клапан радиаторной секции

После сборки проверить подачу масляного насоса на стенде с использованием моторного масла М10Г2к при температуре 80—85 °С.

При проверке отрегулировать клапаны 9, 13 и 14 (рис. 4).

При проверке насоса ведущий вал должен вращаться с частотой 2750—2800 об/мин.

Разряжение во всасывающем тракте насоса должно быть 90 -110 мм рт. ст.

При проверке в этих условиях подача должна составлять:

  • - у нагнетающей секции (при давлении на выходе 3,5—4,0 кгс/см 2) не менее 82 л/мин;
  • - у радиаторной секции (при давлении на выходе 7,0—7,5 кгс/см 2) не менее 27 л/мин.
  • - давление начала открытия клапанов 9, 13 и 14 регулировать соответственно пакетами регулировочных шайб 11, 12 и 15.

Начало открытия клапана 13 системы смазывания должно быть при давлении масла в канале F 4,0—4,5 кгс/см 2.

Начало открытия предохранительных клапанов нагнетающей секции (канал D) и радиаторной секции (канал N) должно быть при давлении масла 8,5— 9,5 кгс/см 2

Фильтр очистки масла: 1 - прокладка; 2 - корпус; 3, 9 - уплотнительные кольца; 4 - фильтрующий элемент; 5 - стержень; 6 - колпак; 7 - стопорные кольца; 8 - уплотнительная чашка; 10, 16, 19 - пружины; 11, 13 - пробки; 12 - прокладка; 14 - регулировочная шайба; 15 - неподвижный контакт; 17 - подвижный контакт; 18 - корпус сигнализатора; 20 - перепускной клапан

Для разборки фильтра очистки масла (рис. 5) отвернуть стержни 5 и снять с корпуса 2 колпаки 6.

Уплотнительное кольцо 3 снимать только в случае замены.

Отвернуть пробку 13, снять уплотнительную прокладку 12 и регулировочные шайбы 14, извлечь из отверстия корпуса пружину 16, корпус сигнализатора 18 в сборе с подвижным контактом 17 и перепускной клапан 20.

Снять со стержня 5 кольцо 7, уплотнительную чашку 8, пружину 10, извлечь стержень из колпака, снять с него уплотнительную прокладку. Для очистки масляных каналов вывернуть заглушки.

Фильтр очистки масла собрать в порядке, обратном разборке.

После сборки для оценки технического состояния уплотнительных колец 3 и 9 проверить герметичность фильтра давлением воздуха 5 кгс/см 2 с опусканием в воду с температурой 60˚с. давление воздуха подвести через впускное отверстие.

В случае негерметичности кольца заменить новыми.

Проверить и при необходимости отрегулировать шайбами 14 давление начала открытия перепускного клапана 20 и давление включения сигнализатора засоренности фильтра (по загоранию контрольной лампочки).

Момент открытия клапана определить по началу вытекания струи масла из отверстия за клапаном.

Регулировка считается правильной (при использовании не более трех регулировочных шайб), если давление в полости "N" в начале открытия клапана составляет 2,5-3 кгс/см 2.

Если величина давления начала открытия перепускного клапана не соответствует требуемой, заменить пружину клапана.

Работу датчика светового сигнализатора засоренности фильтроэлементов проверить в электроцепи с напряжением 12-24 В.

Замыкание цепи между подвижным 17 и неподвижным 15 контактами (загорание лампочки) должно происходить при избыточном давлении в полости "N", равном или меньшем давлении начала открытия перепускного клапана, но не ниже 2 кгс/см 2.

Центробежный фильтр очистки масла разбирать удобнее при установке его вертикально на стенд или в тиски.

Для разборки отвернуть четыре болта (проявляя осторожность, чтобы не повредить прокладку), отделить фильтр от передней крышки блока цилиндров и установить на стенд или закрепить в тисках.

Центробежный фильтр очистки масла: 1 - корпус; 2 - трубка отвода масла; 3 - прокладка колпака фильтра; 4 - уплотнительное кольцо; 5 - колпак ротора; 6 - ротор; 7 - колпак фильтра; 8 - упорный шарикоподшипник: 9 - упорная шайба; 10 - гайка крепления ротора; 11 - гайка крепления колпака ротора; 12 - гайка крепления колпака фильтра; 13 -прокладка; 14 - верхняя втулка ротора;15 - ось ротора; 16 - экран; 17 - нижняя втулка ротора; 18 - палец стопора; 19 - пластина стопора; 20 - пружина стопора; 21 - перепускной клапан; 22, 20 - пружины; 2, 26 – прокладки; 24, 28 - регулировочные шайбы; 25, 27 – пробки; 30 - сливной клапан; В - канал слива масла в масляный радиатор: С - канал подвода масла

При разборке отвернуть гайку 12 (рис. 6), прокладку 13 и колпак 7 фильтра.

Провернуть колпак ротора 5 с тем, чтобы пальцы 18 стопора вошли в отверстия на нижней части ротора 6.

Отвернуть гайку 11 и снять колпак ротора 5 вместе с гайкой 11.

Отвернуть гайку 10, снять шайбу 9, подшипник 8, ротор 6 в сборе, пластину стопора 19, палец 18 и пружину 20.

При необходимости вывернуть ось 15 и снять трубку 2. Вывернуть пробки 25 и 27, снять уплотнительные прокладки 28, 26, регулировочные шайбы 24 и 28, извлечь пружины 22 и 29, клапаны 21 и 30.

Собрать фильтр в порядке, обратном разборке. Ось 15 затянуть (момент затяжки 30-35 кгс/м).

Подшипник 8 установить так, чтобы кольцо с увеличенным внутренним диаметром было внизу.

Метки на колпаке 5 и роторе 6 совместить с точностью 5 мм (в противном случае будет нарушена балансировка ротора с колпаком в сборе).

После сборки проверить и при необходимости отрегулировать шайбами 24 и 28 давление начала открытия клапанов.

Перепускной плунжер 21 должен открываться при давлении в канале 6,0 – 6,6 кгс/см 2.

Сливной клапан 30 должен открываться при давлении в канале «В» 1,1-1,2 кгс/см 2.

Масляный радиатор промыть сначала в горячем 10%-ном растворе каустической соды, затем в горячей воде.

Обезжиривающий раствор и вода при промывке должны циркулировать в направлениях, обратных потокам масла и воздуха.

После промывки радиатор проверить на герметичность воздухом под давлением не более 4 кгс/см 2 (с погружением в воду). В случае течи радиатор отремонтировать, места течи запаять мягким припоем.

Трещины каркаса устранить газовой сваркой с последующим зачисткой сварочного шва и окраской.

new

Ремонт коленчатого вала заключается в перешлифовке коренных и шатунных шеек под очередной ремонтный размер

Гидропривод выключения сцепления (рис. 1) автомобилей семейства УАЗ–31512 состоит из подвесной педали 19, главного цилиндра 5, гидротрубки 4, гидрошланга 24 и рабочего цилиндра 25