Сборка двигателя ЗМЗ-5143.10

Сборку двигателя производить в следующей последовательности.

Установить блок цилиндров на стенд для сборки-разборки двигателя, закрепив его за отверстие крепления картера сцепления и за левый кронштейн опоры двигателя.

Внимательно осмотреть зеркало цилиндров, при необходимости аккуратно удалить неизношенный поясок, над верхним компрессионным кольцом не допуская повреждения приработанной поверхности цилиндра. Металл следует снимать вровень с рабочей поверхностью цилиндра.

Вывернуть пробки масляных каналов и продуть все масляные каналы сжатым воздухом, завернуть пробки на место.

Снять крышки коренных подшипников с болтами съемником ЗМ 7814-5146.

Протереть хлопчатобумажной салфеткой постели под вкладыши в блоке и крышках коренных подшипников.

Установить в постели блока верхние (с проточкой) вкладыши коренных подшипников так, чтобы усик вкладыша плотно вошел в замочный паз.

Установить в постели крышек коренных подшипников нижние (без проточки) вкладыши коренных подшипников так, чтобы усик вкладыша плотно вошел в замочный паз.

Протереть вкладыши хлопчатобумажной салфеткой и смазать моторным маслом.

Протереть хлопчатобумажной салфеткой шейки коленчатого вала и установить в блок.

Смазать моторным маслом антифрикционную поверхность полушайб упорного подшипника и установить:

верхние — в проточки третьей коренной опоры антифрикционным слоем к упорным торцам коленчатого вала;

нижние — в проточки третьей коренной крышки так, чтобы усики полушайб зашли в пазы крышки, а антифрикционный слой обращен к упорным торцам коленчатого вала.

Установить крышку третьего коренного подшипника с полушайбами в блок.

Установить крышки остальных коренных подшипников на соответствующие коренные шейки коленчатого вала.

При установке крышек коренных подшипников соблюдать нумерацию, которая начинается от переднего торца блока цилиндров. При установке крышек замочные пазы под вкладыши в блоке цилиндров и в крышках располагать с одной стороны.

Наживить болты крепления крышек коренных подшипников и подвинуть вручную коленчатый вал вперед-назад до упора с целью правильного расположения крышки с полушайбами.

Завернуть болты крепления крышек коренных подшипников окончательно моментом 9,8 - 10,8 даНм (10 - 11 кгсм).

Проверить вращение коленчатого вала прокручиванием вручную, оно должно быть свободным, без затруднений.

Осевой зазор в упорном подшипнике должен быть 0,06 - 0,27 мм.

Маркировка поршня и шатуна ЗМЗ-5143.10Произвести подсборку шатунно-поршневой группы.

Очистить канавки поршней от нагара.

Поршни по наружному диаметру юбки и цилиндры по внутреннему диаметру делятся на три размерные группы и маркируются буквами «А, В, Y» по мере увеличения размера.

Буква, обозначающая группу поршня, выбивается на днище поршня (Рисунок 1), а обозначающая группу цилиндра, наносится резиновой печаткой на заглушках блока цилиндров с левой стороны.

Поршни к цилиндрам необходимо подбирать одной размерной группы. Размерные группы диаметра цилиндров приведены в таблице 16.

Таблица 16

Группа цилиндра

Диаметр цилиндра, мм

А

87,000-87,010

В

87,010-87,020

Y

87,020-87,030

Шатуны по массе сортируются на две группы и маркируются краской на крышке шатуна:

- белой — тяжелый, зеленой — легкий (Рисунок 1). В один двигатель должны быть установлены шатуны одной группы по массе. Поршни по массе на группы не сортируются. После сборки поршня с шатуном, пальцем и поршневыми кольцами разница комплектов по массе, устанавливаемых в один двигатель, не должна превышать 10 граммов.

При большем разновесе комплектов шатун-поршень следует снять металл у более тяжелых комплектов с бобышки в нижней части крышки шатуна, но до размера до оси отверстия кривошипной головки шатуна не менее 39 мм.

Сборку деталей узла “поршень и шатун” необходимо начинать с подбора поршневого пальца к шатуну. Поршневой палец должен входить в отверстие поршневой головки шатуна свободно и перемещаться без заеданий под действием собственного веса.

После того, как поршневой палец подобран к шатуну, производят подборку пальца к поршню. Поршневой палец в отверстиях поршня должен перемещаться под действием пальцев руки без значительных усилий.

Перед сборкой поршневой палец необходимо смазать чистым моторным маслом. Собрать поршень с шатуном, вставив поршневой палец в отверстия поршня и шатуна. При сборке выступ на крышке шатуна должен быть направлен по направлению стрелки на днище поршня (Рисунок 1).

Вставить в канавки поршня стопорные кольца поршневого пальца.

Надеть с помощью приспособления ЗМ 7814-5128 поршневые кольца на поршень маркировкой на торце колец «ТОР» или «mTOP» или «m» в сторону днища поршня. Кольца в канавках должны свободно перемещаться.

Снять крышки шатунов с болтами.

Протереть салфеткой постели под вкладыши в шатуне и крышке, а также вкладыши.

Уложить вкладыши в постели шатуна и крышки так, чтобы усик вкладыша вошел в замочный паз, смазать вкладыши моторным маслом.

Смазать моторным маслом поверхность цилиндров.

Поворотом коленчатого вала установить шатунные шейки второго и третьего цилиндра в крайнее нижнее положение (НМТ), протереть хлопчатобумажной салфеткой шатунные шейки.

Развести замки компрессионных и маслосъемного кольца. Замки компрессионных колец расположить параллельно оси поршневого пальца в противоположные стороны относительно друг друга, стык пружинного расширителя и замок маслосъемного кольца также установить в противоположные друг к другу стороны и под углом 90° к замкам компрессионных колец.

Одеть на поршень второго цилиндра оправку ЗМ 7853-4306 для обжатия поршневых колец, вставить поршень с шатуном во второй цилиндр так, чтобы выемка на юбке поршня (Рисунок 1) была со стороны форсунки охлаждения либо стрелка ориентации поршня на его днище была обращена в сторону переднего торца блока цилиндров, установить поршень ударами резиновой части оправки 5-Ф-98 до касания вкладыша шатуна шейки коленчатого вала.

Установить в третий цилиндр поршень с шатуном третьего цилиндра.

Установить крышки шатунов с болтами так, чтобы порядковый номер на шатуне и крышке совпадали и были расположены с одной стороны.

Завернуть болты крышек шатунов второго и третьего цилиндров моментом 6,7 - 7,4 даНм (6,8 - 7,5 кгсм).

Повернуть коленчатый вал так, чтобы первая и четвертая шатунные шейки были в крайнем нижнем положении, протереть салфеткой шатунные шейки.

Установить поршень с шатуном первого и четвертого цилиндров.

Провернуть коленчатый вал на 360˚, проверить наличие зазоров между противовесами коленчатого вала и корпусами форсунок охлаждения поршня, между поршнями и трубками форсунок.

Проверить на угле поворота коленчатого вала момент сопротивления вращению кривошипно-шатунного механизма, который должен быть 1,4 - 1,7 даНм (1,4 - 1,7 кгсм).

Установить блок задним торцом вверх.

Установить прокладку сальникодержателя на плоскость заднего торца блока, совместив отверстия.

Взять сальникодержатель с резиновой манжетой заднего конца коленчатого вала, проверить пригодность манжеты к дальнейшей работе. Если манжета имеет изношенную рабочую кромку или слабо охватывает фланец коленчатого вала — заменить ее новой. Запрессовку манжеты в сальникодержатель произвести оправкой

ЗМ 7853-4263.

Перед установкой сальникодержателя полость между рабочей кромкой и пыльником манжеты на ⅔ объема заполнить смазкой ЦИАТИМ-221 (допускается ЦИАТИМ-279), установить сальникодержатель с помощью оправки ЗМ 7853-4357 на фланец коленчатого вала, совместить отверстия блока, прокладки и сальникодержателя, закрепить сальникодержатель к блоку цилиндров болтами моментом 0,6 - 0,9 даНм (0,6 - 0,9 кгсм).

Запрессовать распорную втулку в отверстие коленчатого вала до упора с помощью оправки 5-У-10897.

Установить маховик на выступающую распорную втулку, совместив отверстие в маховике с центрирующей втулкой в коленчатом валу.

Установить шайбу болтов маховика, наживить и затянуть болты моментом 7,0 - 7,8 даНм (7,2 - 8,0 кгсм), застопорив коленчатый вал от проворачивания фиксатором ЗМ 7820-4550.

Запрессовать шариковый подшипник 6203.2RS2.Р6Q6/С9 первичного вала коробки передач в отверстие маховика до упора в распорную втулку с помощью оправки 5-У-10897.

Установить ведомый диск сцепления на маховик, центрируя его оправкой ЗМ 7853-4023.

Установить на маховик диск сцепления нажимной и закрепить его болтами моментом 1,9 - 2,4 даНм (2,0 - 2,5 кгсм). Заворачивание болтов производить поочередно за несколько приемов.

Установить блок плоскостью головки цилиндров вверх.

Установить шпонку и напрессовать звездочку коленчатого вала до упора с помощью напрессовки ЗМ 7823-4291-04.

Установить резиновое уплотнительное кольцо и втулку, большой внутренней фаской к уплотнительному кольцу, на хвостовик коленчатого вала.

Вынуть заглушку под фиксатор. Зафиксировать точное положение коленчатого вала штифтом ЗМ 7820-4582, проходящим через стенку заднего фланца блока цилиндров в паз маховика, при этом метка на звездочке коленчатого вала должна совпасть с меткой на блоке, что будет соответствовать положению поршня первого цилиндра в ВМТ. Метка на блоке цилиндров должна быть расположена симметрично относительно оси впадины зубьев звездочки.

Установить нижний успокоитель цепи, не закручивая болты крепления окончательно.

Установить шпонку в паз на хвостовике промежуточного вала и завернуть два болта крепления звездочек в отверстия на торце передней шейки.

Смазать моторным маслом опорные шейки промежуточного вала и установить вал в отверстия блока до выхода хвостовика.

Установить шестерню с гайкой на хвостовик промежуточного вала и завернуть гайку шестерни ключом, вращая вал за предварительно ввернутые болты.

Установить и закрепить фланец промежуточного вала, при этом торец с меньшей фаской в отверстии фланца должен прилегать к блоку.

Установить привод маслонасоса в отверстие блока цилиндров, предварительно смазав моторным маслом валик привода, до входа в зацепление шестерен привода, смазать шестерни привода чистым моторным маслом.

Установить и закрепить крышку привода масляного насоса с прокладкой болтами моментом затяжки 2,0 - 2,4 даНм (2,0 - 2,5 кгсм).

Проверить легкость вращения промежуточного вала.

Подсобрать ведомую и ведущую звездочки промежуточного вала. Вывернуть болты из промежуточного вала.

Надеть на большую звездочку (число зубьев 38) цепь (число звеньев 72) и установить подсобранный комплект звездочек с цепью на промежуточный вал с одновременным надеванием цепи на звездочку коленчатого вала и установкой в успокоитель. Поворотом звездочки промежуточного вала против часовой стрелки натянуть ведущую ветвь цепи.

Установить стопорную пластину и закрепить звездочки промежуточного вала двумя болтами моментом 2,1 - 2,4 даНм (2,2 - 2,5 кгсм). Отогнуть по одному концу стопорной пластины на грани головок болтов.

Установить и закрепить болтом рычаг натяжного устройства со звездочкой первой ступени привода распределительных валов.

Натянуть цепь, нажимая на рычаг натяжителя, и завернуть окончательно болты нижнего успокоителя цепи. После установки цепи привода промежуточного вала не допускается вращение коленчатого вала до момента установки цепи привода распределительных валов и гидронатяжителей.

Установить и закрепить двумя болтами опору натяжного устройства цепи второй ступени, смазав резьбовую часть болтов герметиком «Стопор-6».

Установить и закрепить болтом рычаг натяжного устройства со звездочкой второй ступени привода распределительных валов.

Надеть цепь (число звеньев 82) привода распределительных валов на ведущую звездочку промежуточного вала (число зубьев 19).

Установить левую и правую прокладки крышки цепи, взять крышку цепи с резиновой манжетой, проверить пригодность манжеты к дальнейшей работе. Если манжета имеет изношенную рабочую кромку или слабо охватывает втулку коленчатого вала — заменить ее новой. Запрессовать манжету оправкой в крышку.

Перед установкой крышки цепи полость между рабочей кромкой и пыльником манжеты на ⅔ объема заполнить смазкой ЦИАТИМ-221 (допускается ЦИАТИМ-279), установить крышку цепи, уложив и зафиксировав цепь в полости крышки цепи.

Установить нижний кронштейн генератора и закрепить специальным болтом. Закрепить крышку цепи винтами и болтом моментом 2,1 - 2,6 даНм (2,2 - 2,7 кгсм).

Установить и закрепить водяной насос на крышку цепи.

Смазать моторным маслом отверстие в крышке цепи под гидронатяжитель, вставить собранный гидронатяжитель в отверстие крышки до касания в упор рычага натяжного устройства, но не нажимать с целью исключения срабатывания фиксатора гидронатяжителя.

Установить крышку гидронатяжителя с уплотнительной прокладкой и закрепить двумя болтами к крышке цепи момент затяжки 2,0 - 2,4 даНм (2,0 - 2,5 кгсм).

Через отверстие в крышке гидронатяжителя оправкой нажать на гидронатяжитель с усилием, обеспечивающим выход плунжера из корпуса гидронатяжителя. Под действием пружины корпус гидронатяжителя переместится до упора в крышку, а плунжер через натяжное устройство натянет цепь.

Завернуть пробку в крышку гидронатяжителя, предварительно нанеся на резьбу пробки герметик «Стопор-6».

Запрессовать в паз коленчатого вала призматическую шпонку и напрессовать с помощью напрессовки ЗМ 7823-4291-04 шкив-демпфер на хвостовик коленчатого вала до упора.

Завернуть болт коленчатого вала моментом 19,6 - 24,5 даНм (20 - 25 кгсм). Нанести клей-герметик «Эластосил 137-83» на плоскость крышки цепи, прилегающей к головке цилиндров и на поверхность блока цилиндров на 10...15 мм от торца прокладки крышки цепи.

Установить прокладку головки цилиндров на установочные втулки блока и нанести клей-герметик «Эластосил 137-83» на поверхность прокладки от передней части до отверстий под передние болты крепления головки цилиндров.

Установить на установочные втулки головку цилиндров. Перед установкой болтов их резьбу и шайбы смазать моторным маслом. При установке головки цилиндров на двигатель контролировать положение прокладки головки цилиндров. Нависание окантовок окон цилиндров над зеркалом цилиндров не допускается.

Последовательность затяжки болтов крепления головки цилиндров ЗМЗ-5143.10Затяжку болтов головки цилиндров производить в последовательности, указанной на рисунке 2 в четыре этапа:

— произвести предварительную затяжку болтов моментом 3,9 - 5,9 даНм (4 - 6 кгсм) и выждать не менее 2 мин;

— произвести затяжку болтов моментом 11,8 - 13,2 даНм (12,0 - 13,5 кгсм) и выждать не менее 2 мин;

— произвести затяжку болтов моментом 14,7 - 16,2 даНм (15,0 - 16,5 кгсм) и выждать не менее 7 мин;

— отвернуть болты на угол 90 - 100°;

— затянуть окончательно болты моментом 14,7 - 16,2 даНм (15 - 16,5 кгсм).

Отвернуть болты крепления и снять все крышки распределительных валов с помощью съемников ЗМ 7814-5136 (для передней крышки) и ЗМ 7814-5137 (для остальных крышек).

Смазать моторным маслом отверстия в головке цилиндров под гидроопоры. Установить гидроопоры и рычаги привода клапанов.

Ослабить стяжные болты звездочек распределительных валов до обеспечения свободного вращения звездочек.

Убедиться в отсутствии зазора между торцевыми поверхностями звездочек и опорными торцами распределительных валов.

Вытянуть цепь из ниши крышки цепи.

Подвести распределительный вал выпускных клапанов звездочкой под цепь, уложить ее звеньями на соответствующие дорожки звездочки. Установить вал опорными шейками в постели головки цилиндров, предварительно смазанные моторным маслом, ориентируя его таким образом, чтобы установочное отверстие на первой шейке было направлено вверх.

Таким же образом установить распределительный вал впускных клапанов.

Смазать моторным маслом кулачки распределительных валов.

Установить резиновые уплотнительные кольца на установочные втулки крышек распределительных валов.

Установить, не затягивая болты, переднюю крышку распределительных валов с установленными в ней упорными фланцами на установочные втулки, за счет продольного перемещения распределительных валов, обеспечить установку упорных фланцев в канавки распределительных валов.

Установить, не затягивая болты, остальные крышки распределительных валов в соответствии с порядковыми номерами.

Перед установкой поверхности трения крышек смазать моторным маслом.

Поворачивая поочередно распределительные валы за лыски на первой промежуточной шейке, совместить установочные отверстия на первых шейках распределительных валов и на передней крышке.

В данном положении зафиксировать распределительные валы с помощью технологических установочных штифтов ЗМ 7820-4579 и приспособления для фиксации ЗМ 7820-4580, используя лыски на передних промежуточных шейках.

кулачки распределительных валов первого цилиндра при этом должны быть направлены наружу.

Завернуть болты крепления крышек распределительных валов моментом 1,9 - 2,2 даНм (1,9 - 2,3 кгсм).

Внимание! Новые гидроопоры полностью заполнены маслом и принимают рабочее положение не ранее, чем через 30 минут после затяжки болтов крепления крышек распределительных валов, В течение этого времени запуск двигателя не допускается во избежание встречи поршней с клапанами и поломки двигателя.

Установить, не затягивая болты, средний успокоитель цепи.

Смазать моторным маслом отверстие в головке цилиндров под гидронатяжитель.

Вставить собранный гидронатяжитель в отверстие до касания в упор рычага натяжного устройства, но не нажимать с целью исключения срабатывания фиксатора натяжителя.

Установить крышку гидронатяжителя с уплотнительной прокладкой и закрепить двумя болтами к головке цилиндров момент затяжки 2,0 - 2,4 даНм (2,0 - 2,5 кгсм).

Через отверстие в крышке гидронатяжителя оправкой нажать на гидронатяжитель с усилием, обеспечивающим выход плунжера из корпуса гидронатяжителя. Под действием пружины корпус гидронатяжителя переместится до упора в крышку, а плунжер через натяжное устройство натянет цепь, при этом звездочки распределительных валов должны свободно провернуться. При необходимости, принудительным поворотом звездочек ключом ЗМ 7812-4791 против часовой стрелки натянуть рабочие ветви цепи до устранения слабины.

Завернуть пробку в крышку гидронатяжителя, предварительно нанеся на резьбу пробки герметик «Стопор-6».

Завернуть стяжные болты звездочек моментом 9,8 - 10,8 даНм (10 - 11 кгсм). Убедиться в отсутствии зазора между торцовыми поверхностями звездочек и опорными торцами распределительных валов.

Окончательно затянуть болты крепления среднего успокоителя момент затяжки 2,0 - 2,4 даНм (2,0 - 2,5 кгсм).

Вынуть фиксатор коленчатого вала, установочные штифты и приспособление для фиксации распределительных валов. Проверить правильность установки распределительных валов для чего провернуть коленчатый вал по ходу вращения на два оборота ключом ЗМ 78 12-4645 до совпадения метки на роторе датчика коленчатого вала с указателем ВМТ (штифт) на крышке цепи. Проверить положение распределительных валов. Установочные отверстия распределительных валов и передней крышки должны совпадать.

При разборке двигателя при ремонте, связанной со снятием распределительных валов, головки цилиндров и крышки цепи, установку привода распределительных валов при сборке производить, как указано выше.

В случае если при ремонте не снимается крышка цепи, то перед разборкой необходимо установить поршень первого цилиндра в положение ВМТ на такте сжатия, при этом метка на роторе датчика коленчатого вала должна совпасть со штифтом на крышке цепи, а установочные отверстия распределительных валов и передней крышки должны совпасть.

После снятия распределительных валов и головки цилиндров поворот коленчатого вала может быть только с возвратом в исходное положение или на два оборота.

Поворот коленчатого вала на один оборот даже при совпадении меток на роторе датчика и крышке цепи приведет к неправильной установке фаз газораспределения. При неправильной установке распределительных валов, установочные отверстия в них и передней крышке не будут совпадать.

Установить прокладку и переднюю крышку головки цилиндров, наживить болты с шайбами и держателем натяжной пружины в верхние отверстия крышки, наживить болты с шайбами в нижние отверстия крышки, завернуть болты крепления передней крышки моментом 2,1 - 2,3 даНм (2,2 - 2,4кгсм).

Установить ролики успокоительные на ось коромысла.

Установить крышку клапанов с уплотнителями и прокладкой на плоскость головки цилиндров.

Установить втулки уплотнительные в отверстия крепления крышки клапанов, наживить и завернуть болты крепления крышки клапанов в сборе с шайбами специальными и держателем колодки моментом 0,6 - 1,2 даНм (0,6 - 1,2 кгсм).

Установить на маслозаливную горловину крышку.

Установить на головку цилиндров коллектор, с турбокомпрессором закрепив предварительно.

Соединить трубку отопителя с патрубком водяного насоса рукавом с хомутами.

Закрепить трубку отопителя скобой за шпильку коллектора.

Закрепить гайки крепления выпускного коллектора моментом 2,1 - 2,6 даНм (2,2 - 2,7 кгсм).

Установить и закрепить кронштейн передней опоры двигателя правый.

Нанести на резьбу болтов крепления патрубка отопителя герметик «Стопор-6» и закрепить патрубок с прокладкой болтами, сориентировав патрубок пробкой к головке цилиндров.

Установить на ступицу водяного насоса шкив и закрепить болтами с шайбами моментом 1,2 - 1,8 даНм (1,2 - 1,8 кгсм). Болты тарировать после установки ремня привода генератора и водяного насоса.

Надеть на патрубок водяного насоса шланг с хомутами.

Установить корпус с термостатом в шланг, установить прокладку и закрепить корпус термостата к головке цилиндров винтами с шайбами моментом 1,2 - 1,8 даНм (1,2 - 1,8 кгсм).

Закрепить червяки хомутов крепления шланга к патрубку водяного насоса и корпусу термостата моментом 0,4 - 0,6 даНм (0,4 - 0,6 кгсм).

Установить прокладку и впускную трубу в сборе с ресивером на шпильки, установить шайбы и скобу подъема двигателя, завернуть гайки моментом 2,8 - 3,5 даНм (2,9 - 3,6 кгсм).

Закрепить кронштейн ТНВД к головке цилиндров болтами с шайбами моментом 3,4 - 3,9 даНм (3,5 - 4,0 кгсм).

закрепить ролик натяжной ремня привода водяного насоса с кронштейном на крышке цепи болтами с шайбами моментом 1,2 - 1,8 даНм (1,2 - 1,8 кгсм).

Установить блок цилиндров плоскостью масляного картера вверх.

Установить держатель масляного насоса на третью крышку коренного подшипника, не закручивая болт крепления окончательно.

Вставить шестигранный валик привода маслонасоса в отверстие привода.

Установить прокладку маслонасоса на плоскость блока, маслонасос на шестигранный валик привода и в отверстие блока, совместив отверстия под болты.

Наживить и ввернуть от руки два болта крепления маслонасоса, наживить и ввернуть от руки два болта крепления держателя к масляному насосу.

Завернуть окончательно болты крепления маслонасоса к блоку цилиндров, болты крепления держателя к крышке коренного подшипника.

Проверить легкость вращения промежуточного вала в сборе с насосами.

Нанести клей-герметик «Эластосил 137-83» на торцы прокладок крышки цепи и держателя заднего сальника.

Установить прокладку и масляный картер с совмещением отверстий. Завернуть болты и гайки крепления масляного картера. Затяжку болтов масляного картера производить моментом 1,2 - 1,8 даНм (1,2 - 1,8 кгсм), затяжку гаек масляного картера производить моментом 1,1 - 1,6 даНм (1,1 - 1,6 кгсм). При контроле допускается падение момента до 0,6 даНм (0,6 кгсм) при обеспечении герметичности.

Установить и ввернуть на 2 - 3 нитки болты крепления усилителя картера сцепления к блоку цилиндров.

Установить блок цилиндров головкой цилиндров вверх.

Установить и закрепить червяки хомутов крепления рукава слива масла к штуцеру турбокомпрессора и на патрубок масляного картера моментом затяжки 0,1 - 0,3 даНм (0,1 - 0,3 кгсм).

Залить в масляную полость ТКР 20 см3 чистого моторного масла. Масло заливать непрерывной тонкой струей.

Установить и закрепить к турбокомпрессору трубку нагнетательную масла.

Установить стартер в отверстие проушины блока цилиндров и закрепить болтами с шайбами моментом 4,3 - 5,5 даНм (4,4 - 5,6 кгсм).

Установить теплообменник жидкостно-масляный на плоскость кармана блока цилиндров, смазав прокладку маслом для двигателя, и закрепить штуцером масляного фильтра, закрутив его моментом 4,0 - 6,0 даНм (4,1 - 6,1 кгсм).

Установить шланги отвода и подвода охлаждающей жидкости на патрубки теплообменника, головки цилиндров и отводящей трубки и затянуть червяки хомутов шлангов моментом 0,1 - 0,3 даНм (0,1 - 0,3 кгсм).

Завернуть масляный фильтр на штуцер на ¾ оборота после касания прокладкой теплообменника. Прокладку предварительно смазать маслом для двигателя.

Завернуть свечи накаливания в отверстия головки цилиндров моментом 1,0 - 1,5 даНм (1,0 - 1,5 кгсм).

Установить и закрепить шланг отвода масла от вакуумного насоса на штуцер вакуумного насоса* хомутом моментом затяжки 0,1 - 0,3 даНм (0,1 - 0,3 кгсм).

Установить генератор в проушину кронштейна и зафиксировать пальцем.

Закрепить генератор к нижнему кронштейну гайками моментом 2,2 - 3,1 даНм (2,2 - 3,2 кгсм).

Установить опору кронштейна на кронштейн и на палец генератора и закрепить гайкой с шайбой к пальцу генератора моментом 1,6 - 2,0 даНм (1,6 - 2,0 кгсм).

Закрепить опору кронштейна к кронштейну генератора болтом с шайбой.

Правая сторона двигателя ЗМЗ-5143.10Подсобрать штуцер датчика указателя давления масла с болтом специальным и двумя уплотнительными прокладками и установить на правой стороне блока цилиндров, соорентировав штуцер в соответствии с рисунком (см.поз. 18, Рисунок 3).

Смазать резьбовую часть датчика указателя давления масла герметиком «Стопор-6» (допускается замена на клей-герметик «Эластосил 137-83») и закрутить в штуцер моментом затяжки 1,8 - 3,4 даНм (1,8 - 3,5 кгсм).

Установить конец шланга отвода масла на патрубок масляного картера и закрепить.

Установить и закрепить шланг подвода масла к штуцеру болта специального и на полый болт вакуумного насоса винтами хомутов крепления шланга моментом затяжки 0,1 - 0,3 даНм (0,1 - 0,3 кгсм).

Установить топливный насос высокого давления в отверстие кронштейна ТНВД и генератора и закрепить предварительно болтами через опорную шайбу в среднем положении относительно пазов в кронштейне, закрепить предварительно к задней опоре кронштейна насоса болтом с шайбой и гайкой (болты не затягивать).

Надеть ремень привода генератора и водяного насоса на шкивы коленчатого вала, водяного насоса, генератора и натяжного ролика.

Натянуть ремень привода генератора и водяного насоса натяжным роликом, с усилием, обеспечивающим стрелу прогиба 14 ± 1 мм при приложении нагрузки 78,4 Н (8 кгс) посередине ветви между шкивами водяного насоса и генератора.

Проверку натяжения ремня произвести измерительным калибром 24-Ф-73595.

Завернуть болт крепления натяжного ролика.

Установить и закрепить болтами шкив ТНВД на ступицу насоса. Затяжку болтов производить после установки штифта-центратора в шкив ТНВД моментом 1,6 - 1,9 даНм (1,6 - 2,0 кгсм).

Совместить установочные отверстия шкива и корпуса ТНВД и установить штифт-центратор ТНВД (см. таблицу 8).

Установить ролик натяжной зубчатого ремня привода ТНВД с пружиной на палец генератора.

Повернуть и установить ролик на шпильку в крайнем правом положении с помощью оправки ЗМ 7812-4805 и закрепить гайкой.

Проверить наличие штифта коленчатого вала в пазе маховика.

Установить зубчатый ремень привода ТНВД на шкив коленчатого вала, шкив ТНВД и натяжной ролик.

Повернуть ТНВД в отверстиях кронштейна и натянуть ведущую ветвь ремня. Ослабить гайку крепления натяжного ролика. Ремень привода ТНВД натянется автоматически усилием натяжной пружины.

Покачивая корпус ТНВД, добиться, чтобы фиксирующий штифт свободно вышел из отверстия корпуса ТНВД.

Затянуть окончательно болты крепления корпуса ТНВД моментом 1,6 - 1,9 даНм (1,6 - 2,0 кгсм) и гайку крепления кронштейна натяжного ролика.

Штифт-центратор ТНВД должен свободно выниматься.

Извлечь установочные штифты из шкива ТНВД и из стенки блока цилиндров. Провернуть коленчатый вал на два оборота в направлении вращения.

Установить штифты в паз маховика и отверстие шкива ТНВД. Вынуть штифты. Штифт-центратор шкива ТНВД должен свободно выниматься.

Завернуть окончательно болт с гайкой крепления задней опоры насоса моментом 1,6 - 1,9 даНм (1,6 - 2,0 кгсм).

Схема установки форсунки ЗМЗ-5143.10Установить в головку цилиндров прокладки уплотнительные 8 форсунок фторопластом вниз, как показано на рисунке 4.

Установить уплотнитель 6 на форсунку.

Установить форсунки в головку цилиндров поворотными штуцерами 5 в сторону маховика.

Заправить уплотнитель в отверстие.

Установить на шпильку крепления форсунки опорную шайбу 2, скобу 4, прижим З и закрутить гайку 1 моментом 3,1 - 3,5 даНм (3,2 - 3,6 кгсм).

Установить шланги отсечного топлива между форсунками 1-2, 2-3, 3-4 цилиндров, между первым цилиндром и штуцером ТНВД.

Затянуть винты хомутов крепления шлангов отсечного топлива моментом затяжки 0,1 - 0,3 даНм (0,1 - 0,3 кгсм).

Установить шланг на штуцера корректора по наддуву ТНВд и ресивера. Затянуть хомуты крепления шланга моментом затяжки 0,1 - 0,3 даНм (0,1 - 0,3 кгсм).

Освободить от технологической упаковки топливопроводы высокого давления и шланги подвода и отвода топлива, подсоединить и закрепить их, не допуская попадания пыли и грязи во внутренние полости трубок, шлангов, насоса, форсунок и фильтра. Момент затяжки гаек трубок высокого давления 21,6 - 24,5 Нм (2,2 - 2,5 кгсм).

Внимание! При установке ТНВД и натяжении приводного ремня за счет колебаний допусков размерных цепей, определяющих расположение штуцеров отбора топлива на заднем торце ТНВД, может произойти значительное отклонение от номинала дистанций между штуцерами отбора топлива на насосе и штуцерами подвода топлива на форсунках.

В этом случае необходимо топливопроводы высокого давления устанавливать в последовательности четвертый, третий, второй, первый цилиндры следующим образом:

- сориентировать трубку между соответствующей форсункой и штуцером ТНВД;

- установить трубку посадочным конусом в соответствующее отверстие штуцера ТНВД;

- навинтить и затянуть гайку трубки на штуцере ТНВД с усилием 0,8 - 1,1 даНм (0,8 - 1,1 кгсм);

- при несовпадении оси свободного конца трубки с осью сопрягаемой поверхности на форсунке указанной на рисунке 5 величины произвести подгибание трубки по радиусам гибов до указанной величины.

- навинтить и затянуть гайку трубки на форсунке с усилием 0,8... 1,1 даНм (0,8 - 1,1 кгсм);

- свинтить гайку трубки со штуцера ТНВД при этом свободный конец трубки не должен отклоняться от штуцера на величину указанную на рисунке 5;

- подогнутую по месту трубку закрепить на штуцере с усилием 0,8 - 1,1 даНм (0,8 - 1,1 кгсм);

Схема предельно допустимых отклонений концов трубок высокого давления, устанавливаемых на двигатель- таким же образом установить парную трубку, контролируя расстояние между трубками (Рисунок 5);

- установить на подогнанной по месту паре трубок замки;

- затянуть с усилием 21,6 - 24,5 Нм (2,2 - 2,5 кгсм) гайки крепления трубок к ТНВД и гайки крепления трубок к форсункам;

Установить прокладку клапана рециркуляции, экран теплоизоляционный на шпильки коллектора. Установить и закрутить гайку с шайбой крепления экрана.

Установить шланг с хомутами на выпускной патрубок турбокомпрессора.

Установить на выпускной патрубок прокладку, клапан рециркуляции и закрепить предварительно болтами.

Установить на фланец клапана рециркуляции прокладку, трубку рециркуляции и закрепить предварительно болтами с шайбами.

Установить подсобранный выпускной патрубок в шланг турбокомпрессора, а фланец трубки рециркуляции на две шпильки коллектора и закрепить предварительно гайками с шайбами.

Установить шланг с хомутами на выпускной патрубок турбокомпрессора.

Установить воздуховод в шланг выпускного патрубка, фланец воздуховода совместить с фланцем ресивера.

Установить прокладку между фланцами воздуховода и ресивера, совместить отверстия и закрепить винтами предварительно.

Совместить оси выпускного патрубка и воздуховода за счет зазоров в отверстиях соединяемых деталей и закрутить окончательно винты крепления воздуховода.

Закрутить окончательно гайки и болты крепления трубки рециркуляции к коллектору и клапану рециркуляции, болты крепления клапана рециркуляции к выпускному патрубку турбокомпрессора, червяков хомутов крепления шлангов моментом затяжки 0,4 - 0,6 даНм (0,4 - 0,6 кгсм).

Установить патрубок впускной турбокомпрессора на фланец турбокомпрессора с уплотнительным кольцом, закрепить патрубок болтом с шайбой.

Установить шланг вентиляции картера с установленными хомутами на патрубок крышки маслоотделителя и патрубок впускной турбокомпрессора, затянуть червяки хомутов крепления шланга вентиляции картера моментом затяжки 0,1 - 0,3 даНм (0,1 - 0,3 кгсм).

Смазать резьбовую часть датчика сигнализатора аварийного давления масла герметиком «Стопор-6» (допускается замена на клей-герметик «Эластосил 137-83») и закрутить в отверстие бобышки головки цилиндров моментом затяжки 1,8 - 3,4 даНм (1,8 - 3,5 кгсм).

Смазать резьбовую часть датчиков температуры охлаждающей жидкости герметиком «Стопор-6» (допускается клей-герметик «Эластосил 137-83») и закрутить:

датчик указателя температуры ОЖ в правое отверстие, а датчик температуры ОЖ системы управления в левое отверстие корпуса термостата моментом затяжки 1,8 - 3,4 даНм (1,8 - 3,5 кгсм).

Установить датчик положения коленчатого вала в отверстие крышки цепи и закрепить винтом с шайбой.

Зацепить провод датчик положения коленчатого вала за скобу крепления проводов на крышке гидронатяжителя, пропустить колодку провода под генератором между патрубками впускной трубы и установить в держатель колодки разъемом в сторону ресивера.

Установить кронштейн насоса ГУР, закрепив его болтом крышки цепи моментом затяжки 1,2 - 1,8 даНм (1,2 - 1,8 кгсм), и осью направляющего ролика моментом затяжки 2,7 - 3,5 даНм (2,8 - 3,6 кгсм).

Ввернуть натяжной болт кронштейна насоса ГУР на всю длину свинчивания.

Установить натяжной кронштейн на ось направляющего ролика и закрепить предварительно болтом натяжного кронштейна.

Установить направляющий ролик ремня привода насоса ГУР на ось через втулку и закрепить гайкой таким образом, чтобы обеспечить подвижность натяжного кронштейна.

Установить насос ГУР на натяжной кронштейн и закрепить болтами моментом затяжки 4,9 - 6,1 даНм (5,0 - 6,2 кгсм).

Установить и закрепить болтами на передней крышке головки цилиндров привод вентилятора моментом затяжки 1,2 - 1,8 даНм (1,2 - 1,8 кгсм).

Установить и закрепить болтами на ступице привода вентилятора шкив вентилятора моментом затяжки 1,2 - 1,8 даНм (1,2 - 1,8 кгсм).

Навесить ремень привода насоса ГУР. Ослабить болт натяжного кронштейна и произвести натяжение ремня натяжным болтом, при этом контролировать натяжение ветви ремня между шкивами вентилятора и насоса ГУР. При приложении нагрузки 78,5 Н (8 кгс) посередине между шкивами вентилятора и насоса ГУРа прогиб ремня должен быть 8-9 мм. После регулировки ремня натяжной болт зафиксировать гайкой моментом затяжки 1,4 - 1,8 даНм (1,4 - 1,8 кгсм) и окончательно закрепить натяжной кронштейн болтом моментом затяжки 1,2 - 1,8 даНм (1,2 - 1,8 кгсм) и направляющий ролик.

Установить и закрепить нижний затем верхний кожухи привода ТНВД.

Снять двигатель со стенда для сборки-разборки двигателя.

Установить картер сцепления на задний торец блока цилиндров и закрепить болтами с шайбами моментом затяжки 4,1.. .5,0 даНм (4,2 - 5,1 кгсм).

Установить два болта с шайбами в отверстия картера сцепления и усилителя картера сцепления, надеть на болты шайбы, наживить и завернуть гайки.

Завернуть болты крепления усилителя картера сцепления к блоку моментом 2,8 - 3,5 даНм (2,9 - 3,6 кгсм).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить