Конструкция и обслуживание системы смазки ЗМЗ-5143.10

Система смазки комбинированная, многофункциональная: под давлением и разбрызгиванием. Используется для охлаждения поршней и подшипников турбокомпрессора, масло под давлением приводит в рабочее состояние гидроопоры и гидронатяжители.

Схема системы смазки показана на рисунке 1.

рСхема системы смазки двигателя ЗМЗ-5143.10ис. 1

Циркуляция масла происходит следующим образом. Насос 27 засасывает масло из картера 28 и по каналу в блоке подводит его к жидкостно-масляному теплообменнику 3, а затем к полнопоточному фильтру 4. В случае превышения давления 450 кПа (4,5 кгс/см2) плунжер редукционного клапана масляного насоса открывает перепускное отверстие, через которое масло перетекает в зону всасывания масляного насоса.

После фильтра масло поступает в главную масляную магистраль 2 и через каналы в блоке смазывает коренные подшипники 21, подшипники промежуточного вала, верхний подшипник валика привода масляного насоса и подводится к гидронатяжителю цепи первой ступени привода распределительных валов. От коренных подшипников масло через внутренние каналы коленчатого вала смазывает шатунные подшипники 19. Поршневые пальцы и верхние головки шатунов смазываются разбрызгиванием. От верхнего подшипника валика привода масляного насоса масло через поперечные сверления и внутреннюю полость валика подается для смазки опорной поверхности ведомой шестерни привода и нижнего подшипника валика.

Шестерни привода маслонасоса смазываются струей масла через калиброванное отверстие 5 в главной масляной магистрали.

Для охлаждения поршня предусмотрена масляная форсунка 1, в которую масло поступает под давлением. При давлении масла 1,2-1,5 кгс/см2 происходит открытие клапана форсунки и подача непрерывной струи масла на днище поршня.

рСхема работы форсунки охлаждения поршня ЗМЗ-5143.10ис. 2

Схема работы форсунки охлаждения поршня показана на рисунке 2.

Из главной масляной магистрали масло через вертикальный канал в блоке поступает в головку цилиндров, смазывает опоры распределительных валов и подводится к гидронатяжителю 12 цепи второй ступени привода распределительных валов, к гидроопорам и к датчику сигнализатора аварийного давления масла 16. Вытекая из зазоров и стекая в картер в передней части головки цилиндров, масло смазывает цепи, рычаги натяжных устройств со звездочками и звездочки привода распределительных валов. Через специальные отверстия в блоке масло под давлением по нагнетательной трубке 18 поступает в подшипниковый узел турбокомпрессора 17, а затем отработанное масло по шлангу 20 стекает в масляный картер двигателя.

Контроль за давлением масла осуществляется датчиком указателя давления масла 29 и указателем в комбинации приборов. Кроме того, система снабжена датчиком сигнализатора аварийного давления масла 16 и сигнализатором аварийного давления масла. Сигнализатор аварийного давления масла загорается при давлении масла 40 - 80 кПа (0,4 - 0,8 кгс/см2).

Емкость системы смазки 6,5 л. Масло в двигатель заливается через маслозаливную горловину, расположенную на крышке клапанов и закрытую крышкой 13. Уровень масла контролируется по меткам «П» и «0» на стержне указателя уровня 24. При эксплуатации автомобиля по пересеченной местности уровень масла следует поддерживать вблизи метки «П», не превышая ее.

Слив масла производится через отверстие в картере закрытое пробкой 25.