Разборку генератора проводите в следующем порядке:

  • 1. Снимите щеткодержатель с щетками
  • 2. Снимите крышку подшипника и отверните гайку крепления заднего конца вала ротора
  • 3. Отверните стяжные винты генератора и снимите заднюю крышку со статором.
  • 4. Отсоедините фазные концы обмотки статора от выпрямительного блока и снимите статор.
  • 5. Снимите с вала ротора шкив, вентилятор, шпонку и распорную втулку.
Приспособление для снятия передней крышки генератора
  • 6. Снимите с вала ротора переднюю крышку вместе с подшипником, используя резьбовые отверстия в крышке и специальное приспособление (рис. 1).

Осмотрите и проверьте детали и узлы генератора

Проверка замыкания обмотки статора на корпус

Затем с помощью контрольной лампы проверьте нет ли замыкания в обмотках статора между витками.

Проверка межвиткового замыкания обмотки статора

Для этого контрольную лампу поочередно подключайте к двум наконечникам выводов каждой обмотки (рис. 3); при исправной обмотке лампа должна гореть.

Если между какими-либо двумя выводами лампа не горит, то это указывает на обрыв обмотки или на нарушение соединения в средней точке фаз.

На полюсах статора не должно наблюдаться следов задевания ротора.

При наличии задевания проверьте крышки и подшипники, при необходимости замените.

Крышки

При осмотре обратите внимание на отсутствие повреждений крышек, особенно в местах расположения лап крепления.

Подшипник должен входить в заднюю крышку (со стороны контактных колец) свободно, но без заметной слабины.

Диаметр отверстия под подшипник должен быть 35+0,03 мм.

Если диаметр отверстия под подшипник выше указанного, то крышка подлежит замене.

Убедитесь, что подшипник в передней крышке (со стороны шкива) установлен плотно (прессовая посадка).

Диаметр отверстия под подшипник должен быть 47+0,03 мм

Проверка межвиткового замыкания обмотки ротора
Проверка замыкания обмотки ротора на корпус

Ротор

Проверьте с помощью омметра нет ли замыкания между витками в обмотке ротора (рис. 4) и замыкания обмотки на корпус (рис. 5). При наличии повреждений замените ротор

Если контактные кольца ротора загрязнены, имеют следы подгара и неравномерного износа по ширине, зачистите их мелкой стеклянной шкуркой зернистостью 80 или 100.

Зачистка контактных колец шкуркой

Для зачистки контактных колец закрепите генератор за переднюю крышку в тисках и, плавно поворачивая ротор, зачистите кольца шкуркой, как показано на рис. 6.

Если кольца имеют сильный износ и биение поверхности, проточите и прошлифуйте их (для генератора Г250П2 минимально допустимый диаметр проточки контактных колец 29,2 мм).

Шероховатость поверхности колец должна быть по 7 классу

Проверка биения контактных колец

После проточки проверьте индикатором биение контактных колец (рис. 7).

Биение колец более 0,08 мм приводит к их быстрому подгоранию и износу щеток, особенно при большой частоте вращения.

Щеточный узел

Проверьте нет ли заедания щеток в щеткодержателях, а также состояние и величину износа щеток, и силу натяжения щеточных пружин.

При слабом нажатии щеток усиливается, искрение и кольца обгорают.

Чрезмерное нажатие щеток вызывает их повышенный износ.

Усилие нажатия щеток должно быть в пределах 180–260 гc.

Следите за тем, чтобы щетки в щеткодержателях перемещались свободно, без заеданий и лишнего зазора.

Даже незначительное заедание щеток, которое иногда трудно определить, увеличивает искрение под ними.

Щетки, изношенные до высоты 8 мм или поврежденные, замените новыми типа M1. Не применяйте щетки другого типа

Выпрямительный блок: 1 - положительная шина; 2 - изоляционные втулки; 3 - отрицательная шина; 4, 5 - диоды различной полярности

Выпрямительный блок ВБГ–1 (или ПБВ–4–45) (рис. 8) тщательно очистите от грязи.

Схема проверки диодов: 1 - переключатель; 2 - диод; 3 - лампа контрольная; 4 - аккумуляторная батарея

Проверьте диоды с помощью контрольной лампы 3 (рис. 9).

В связи с тем, что в каждой секции блока смонтированы диоды различной полярности, проверяйте их при различной полярности ( рис. 9, а,б) включения аккумуляторной батареи.

При исправном диоде в положении переключателей "Ι" лампа должна гореть, а в положении "ΙΙ" не должна гореть.

Если в положении "Ι" лампа не горит, то это указывает на обрыв перехода диода.

Если контрольная лампа в положении "ΙΙ" переключателей горит, то это указывает на короткое замыкание в диоде.

Выпрямительную секцию с неисправным диодом замените.

Распаивайте выводы выпрямительной секции двумя паяльниками одновременно при отвернутой гайке клеммы присоединения фазной обмотки.

При установке новой секции имейте в виду, что нагревать место пайки можно не более чем на 150 °С в течение пяти секунд.

Более тщательную проверку диодов делайте с помощью специального прибора для проверки полупроводниковых приборов.

Сборку генератора производите в обратном порядке.

Контрольная проверка генератора

Исправность генератора и правильность его сборки определите проверкой частоты вращения ротора, при которой достигается напряжение 12,5 В при работе генератора без нагрузки и при полной нагрузке.

Проверку производите на испытательном стенде, состоящем из электродвигателя, позволяющего плавно изменять частоту крашения генератора до 3000 мин -1 , реостата, позволяющего создавать нагрузку до 40 А в цепи генератора, аккумуляторной батареи 6СТ–60–ЭМ, реостата в цепи обмотки возбуждения на 3–5 А и приборов

Можно использовать контрольно-испытательный стенд модели 533 ГАРО

Схема проверки генератора на простейшем стенде: 1 - тахометр; 2 - электродвигатель; 3 - генератор; 4, 8 - вольтметры; 5 - амперметр; 6, 10 - выключатели; 7 - реостат на 40 ампер; 9 - реостат на 5 ампер; 11 - аккумуляторная батарея

Схема проверки генератора на простейшем стенде показана на рис. 10.

Для проверки генератора включите выключатель 10 и реостатом 9 отрегулируйте по вольтметру 8 напряжение 12,5 В.

Без нагрузки (включатель 6 выключен), когда генератор холодный, вольтметр 4 должен показывать 12,5 В при частоте вращения ротора не более 900 мин -1.

Затем включите выключатель 6 и, увеличивая частоту вращения ротора генератора, увеличьте нагрузку.

При нагрузке 28 А и напряжении 12,5 В (по вольтметру 4) частота вращения ротора должна быть не более 2100 мин -1 .

Во время этих испытаний поддерживайте реостатом напряжение на клемме «Ш» в пределах 12,5 В (по вольтметру 8). Генераторы 665.3701–01 и 161.3771

Разборку генератора 665.3701–01 проводите в следующем порядке:

  • 1. Отверните гайки крепления плюсового вывода генератора и отсоедините вывод конденсатора.
  • 2. Отверните два винта крепления кожуха к крышке.
  • 3. Отделите кожух от крышки, для чего отсоедините от генератора провода со штекерами.
  • 4. Отверните винт крепления щеткодержателя и снимите его.
  • 5. Отверните четыре гайки стяжных винтов и снимите крышку со стороны контактных колец вместе со статором.
  • 6. Отверните три гайки крепления разных выводов от выпрямительного блока и статор отделите от крышки.
  • 7. Отверните гайку крепления шкива.
  • 8. Снимите шкив, выбейте шпонку.
  • 9. Снимите крышку со стороны привода вместе с подшипником с вала ротора.

При необходимости замены регулятора напряжения отверните два винта, крепящие регулятор напряжения к кожуху, а затем два винта, крепящие регулятор напряжения к изоляционному основанию.

При необходимости отделения выпрямительного блока от крышки отверните контактный болт, гайку плюсового вывода, три винта крепления блока к крышке и разъедините вывод блока со штекером колодки.

Осмотрите и проверьте детали и узлы генератора.

Сборку генератора производите в обратном порядке.

Разборка и сборка генератора 161.3771 аналогичны.

Основное отличие заключается в отсутствии задней защитной крышки.

Регулятор напряжения расположен в корпусе щеткодержателя.

Щеточный узел

Убедитесь, что щетки целы, не заедают в щеткодержателях и надежно соприкасаются с контактными кольцами. Если щетки износились, замените их.

Перед установкой щеткодержателя на место продуйте гнездо в генераторе.

Выпрямительный блок

Операции и приемы по проверке выпрямительного блока аналогичны Выпрямительному блоку ВБГ–1 описанным выше.

Конденсатор

Конденсатор служит для зашиты электронного оборудования автомобиля от импульсов напряжения в системе зажигания, а также снижения помех радиоприему.

При наличии в автомобиле радиоприемника повреждения конденсатора или ослабления его крепления на генераторе (ухудшение контакта с «массой») обнаруживается по увеличению помех радиоприему при работающем двигателе.

Ориентировочно исправность конденсатора можно проверить мегомметром или тестером (на шкале 1–10 мОм).

Если в конденсаторе нет обрыва, то в момент присоединения щупов прибора к выводам конденсатора стрелка должна отклониться в сторону уменьшения сопротивления, а затем постепенно вернуться обратно.

Емкость конденсатора, замеренная специальным прибором, должна быть 2,2 мкФ±20%.

Крышки

При осмотре обратите внимание на отсутствие повреждений крышек, особенно в местах расположения лап крепления, посадочных мест для подшипников.

Поврежденные крышки замените.

Контрольная проверка генератора

Для определения работоспособности и соответствия техническим характеристикам генератор проверяют на стенде по схеме, приведенной на рис. 11. Включите электродвигатель стенда.

Схема для проверки генератора на стенде: 1 - генератор; 2 - вольтметр; 3 - амперметр; 4 - выключатели; 5 - реостат; 6 - аккумуляторная батарея (* для генератора 161.3771)

Проверка производится непосредственно после того как генератор проработает 1,5 часа при частоте вращения ротора генератора 3000 мин -1 , токе нагрузки 40 А и напряжении 13 В при включенных переключателях.

При испытании постепенно повышайте частоту вращения ротора, пока напряжение по вольтметру не достигнет 13 В.

У исправного генератора сила тока отдачи должна быть не менее 55 (57*) А при частоте вращения ротора 5000 мин -1 . (* Для генератора 161.3771)

Если замеренная величина отдаваемого тока меньше, то это говорит о неисправностях в обмотках статора и ротора, о повреждении вентилей или износе контактных колец и щеток.

В этом случае необходима тщательная проверка обмоток и диодов, чтобы определить место неисправности.

Напряжение на выходе генератора проверяется при частоте вращения ротора (3500±125) мин -1.

Ток генератора поддерживается с помощью реостата равным (18±0,9) А.

Замерьте напряжение на выходе генератора, которое должно быть в пределах, указанных в технических данных на данный тип генератора.

Если напряжение не укладывается в указанные пределы, то замените регулятор напряжения контрольным, заведомо исправным, и повторите проверку.

Если напряжение по-прежнему не будет укладываться в указанные пределы, то необходимо проверить обмотки и диоды генератора.

new

Карбюратор К–151В (рис. 1) – вертикальный, эмульсионный, двухкамерный, с падающим потоком смеси и последовательным открытием дроссельных заслонок

Для снятия дисков сцепления выполните операции с 1 по 5 раздела " Замена выжимного подшипника УАЗ-3151 "