Система охлаждения двигателя УАЗ-3151

Система охлаждения двигателя – жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости центробежным насосом. Подача охлаждающей жидкости производится в рубашку охлаждения блока цилиндров.

В качестве охлаждающей жидкости применяются низкозамерзающая жидкость ОЖ–40 «Лена», ТОСОЛ–А40М или вода. При температуре окружающего воздуха ниже минус 40 °С нужно применять ОЖ–65 «Лена», ТОСОЛ–А65М. Для нормальной работы двигателя температура охлаждающей жидкости должна поддерживаться в пределах 70–90 °С. Это осуществляется с помощью термостата, который автоматически регулирует количество жидкости, проходящей через радиатор, и жалюзи, которые регулируют количество воздуха, охлаждающего радиатор. В холодное время систему охлаждения надо защитить утеплительным чехлом с откидным клапаном. Температура охлаждающей жидкости контролируется указателем температуры, расположенным на панели приборов и соединенным электропроводом с термодатчиком, ввернутым в корпус термостата. Кроме того, о перегреве охлаждающей жидкости сигнализирует лампа со светофильтром красного цвета, установленная на щитке приборов и соединенная электропроводом с термодатчиком, ввернутым в верхний бачок радиатора.

Сигнальная лампа загорается при достижении охлаждающей жидкостью температуры 91–98 °С.

Причинами перегрева могут быть: пониженный уровень жидкости в радиаторе, слабое натяжение ремня вентилятора, движение с закрытыми жалюзи и закрытым клапаном утеплительного чехла. В случае загорания сигнальной лампы надо немедленно установить и устранить причину перегрева.

Насос 421.1307010–01 – центробежного типа, приводится в действие клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала. В конструкции насоса применен шарико-роликовый подшипник, изготовленный заодно с валом насоса. Подшипник имеет специальные уплотнения, которые обеспечивают сохранение смазки, заложенной при изготовлении. Дополнительной смазки в процессе эксплуатации подшипник не требует.

Термостат – с твердым наполнителем, помещается в корпусе. Работа двигателя без термостата недопустима, т. к. при удалении термостата основной поток жидкости будет циркулировать по малому кругу системы охлаждения, минуя радиатор, что приведет к перегреву двигателя. При обслуживании системы охлаждения двигателя модели 414 и модели 4178 (до 1999 г.* выпуска) необходимо учитывать их конструктивные особенности: * К концу 1999 г. планируется полностью перейти на выпуск двигателей модели 4178 с подачей охлаждающей жидкости в рубашку охлаждения блока цилиндров – подача охлаждающей жидкости производится в головку блока цилиндров;

– в насосе (21–1307010–52) системы охлаждения установлены два шариковых подшипника. Смазывание подшипников производите согласно указаниям таблицы смазывания. Смазывайте подшипники через пресс-масленку до выхода смазки из контрольного отверстия. Лишнюю смазку уберите, так как она может попасть на ремень вентилятора и вывести его из строя;

– датчик контроля температуры охлаждающей жидкости ввернут в полость насоса системы охлаждения;

– термостат установлен в выпускном патрубке. Избегайте попадания охлаждающей жидкости при снятии головки или по иным причинам в масло, так как это вызывает осмоление масла, что может привести к закоксовыванию и потере подвижности толкателей, отложению смол и перекрытию малых отверстий, подводящих смазку к трущимся поверхностям.

Обслуживание системы охлаждения заключается в удалении из нее накипи и осадков, в регулировке натяжения ремня вентилятора, а также в промывке радиатора снаружи. Через каждые три года или каждые 60 000 км (в зависимости от того, что раньше наступит) промывайте систему охлаждения, а охлаждающую жидкость заменяйте новой.

Промывайте систему охлаждения следующим образом:

– заполните систему чистой водой, пустите двигатель, дайте ему поработать до прогрева, при работающем на холостом ходу двигателе слейте воду и заглушите двигатель;

– после охлаждения двигателя повторите указанную выше операцию.

Промывка системы охлаждения Рис. 1. Промывка системы охлаждения

При значительном отложении накипи и осадков удаление их из системы охлаждения производите промывкой сильной струей чистой воды. Двигатель промывайте отдельно от радиатора (рис. 1), чтобы ржавчина, накипь и осадки из рубашки охлаждения двигателя не засоряли радиатор. Перед промывкой двигателя, в этом случае, выньте термостат и отсоедините шланги от радиатора. Для лучшей очистки рубашки охлаждения блока цилиндров выверните из блока цилиндров сливной краник вместе со штуцером. Промывайте рубашку охлаждения до тех пор, пока выходящая из двигателя вода не будет чистой. Не пользуйтесь для промывки рубашки охлаждения щелочными растворами, так как они вызывают коррозию головки и блока цилиндров. Радиатор промывайте при закрытой пробке, подводя воду сначала к верхнему патрубку, чтобы удалить в первую очередь осадок из нижнего бачка, а затем к нижнему патрубку. Промывайте до тех пор, пока выходящая из верхнего бачка вода не будет чистой. Одновременно промойте струей воды и продуйте сжатым воздухом сердцевину радиатора.

При значительных отложениях накипи в трубках радиатора выполните следующее:

1. Снимите радиатор с автомобиля и залейте в него 10% раствор едкого натрия (каустической соды), предварительно нагретый до температуры 90 °С.

2. Через 30 мин слейте раствор из радиатора.

3. Промойте радиатор горячей водой в направлении, обратном циркуляции охлаждающей жидкости в двигателе (см. рис. 1) в течение 30–40 минут под напором не более 49 кПа (0,5 кгс/ см 2).

Проверка натяжения ремня вентилятора Рис. 2. Проверка натяжения ремня вентилятора

Натяжение ремня вентилятора регулируйте поворотом генератора. Нормальный прогиб ремня должен быть 8–14 мм при нажатии на него с усилием примерно 4 кгс (рис. 2). Работу термостата проверяйте одновременно с промывкой системы охлаждения, а также в случае систематического перегрева двигателя (при исправной работе систем питания и зажигания). Для проверки поместите термостат вместе с термометром в сосуд с водой, нагретой до температуры 90–100 °С. Затем при постепенном охлаждении воды следите за температурой начала (80±2) °C и конца закрытия (70±2) °C клапана термостата. Неисправный термостат замените новым. При проверке термостата обратите внимание на чистоту тарелки клапана. Накипь и грязь с поверхности термостата удалите деревянной лопаткой, затем промойте в воде. Проверить исправность термостата можно и по нагреванию приемного патрубка верхнего бачка радиатора при прогреве двигателя. При неисправном термостате патрубок прогревается сразу же после пуска двигателя, при исправном – после того, как температура воды в блоке достигнет 60–70 °С (по указателю температуры охлаждающей жидкости на щитке приборов). Жалюзи проверяйте на полноту открывания при вдвинутой до отказа рукоятке привода.

Если створки жалюзи при этом открываются не полностью, то отрегулируйте их следующим образом:

1. Ослабьте винт крепления тяги привода в шарнирной муфте рычага, расположенного на жалюзи.

2. Откройте полностью створки жалюзи, повернув рычаг привода против часовой стрелки.

3. Вдвиньте до отказа рукоятку привода жалюзи.

4. Закрепите в этом положении тягу привода в шарнирной муфте рычага.

5. Несколько раз подряд закройте и откройте жалюзи, после чего проверьте полное открывание створок жалюзи при вдвинутой до отказа рукоятке и полное закрытие их при вытянутой на себя рукоятке. Если при этом рукоятка привода передвигается с большим усилием, смажьте оси створок жалюзи и тягу. Оси створок смажьте моторным маслом, а тягу, предварительно вынув ее из оболочки, – смазкой Литол–24. Тягу можно смазывать легкопроникающей смазкой, состоящей из 60% концентрата коллоидального графита в минеральном масле и 40% уайт-спирита. Смазку наносите на оболочку тяги.

Муфта привода вентилятора Рис. 3. Муфта привода вентилятора

На двигатели моделей 4218 и 4178 может устанавливаться вязкостная муфта привода вентилятора (рис. 3), позволяющая снизить расход топлива, уменьшить шум вентилятора, а также способствующая прогреву холодного двигателя и поддержанию теплового режима двигателя в оптимальных пределах. Наружную поверхность муфты следует содержать в чистоте для обеспечения отвода тепла, выделяющегося в процессе работы муфты, и нормальной работы биметаллической пружины клапана.

Включение и выключение муфты происходит автоматически. Если муфта перестает работать, отсоедините муфту от ступицы (соединение муфты со ступицей имеет левую резьбу), снимите вентилятор, выверните из корпуса муфты две шпильки крепления вентилятора, слейте рабочую жидкость через отверстия шпилек и тщательно промойте внутреннюю полость муфты бензином. Дайте бензину полностью стечь, затем залейте в муфту через одно из отверстий 40 г полиметилсилоксановой жидкости ПМС–10000 ТУ 6–02–737–78. Второе отверстие должно быть открытым для выхода воздуха. После этого заверните шпильки в корпус, закрепите вентилятор и установите муфту на ступицу шкива насоса системы охлаждения.

Жидкость из системы охлаждения двигателя сливайте через два краника. Один из них расположен на нижнем бачке радиатора, другой – на блоке цилиндров. При сливе снимайте пробку радиатора.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить