Ограничитель оборотов.

Ограничитель оборотов не допускает, чтобы коленчатый вал двигателя развивал обороты больше, чем необходимо для нормальной работы грузового автомобиля. Он действует автоматически в зависимости от скорости потока смеси в карбюраторе. Ограничитель, частью которого является дроссельная заслонка карбюратора, уменьшает наполнение цилиндров смесью, когда обороты двигателя становятся больше, чем необходимо для движения нагруженного автомобиля со скоростью 70 км/час (на четвертой передаче, по ровному участку пути), а также не позволяет коленчатому валу двигателя развивать без нагрузки свыше 4300 об/мин чем существенно удлиняет срок его работы.

Ограничитель не ухудшает приемистости двигателя, так как он не мешает двигателю работать при полностью открытой дроссельной заслонке, пока коленчатый вал двигателя не разовьет предельные допустимые обороты.

Особенно велико значение ограничителя в том, что он предотвращает «разнос» двигателя при работе без нагрузки.

рОграничитель числа оборотовис. 10

Ограничитель оборотов показан на рис. 10. Ограничитель состоит из дроссельной заслонки 7, пружины 1, втулки 2 натяжения пружины ограничителя и муфты 3 ограничителя. Дроссельная заслонка карбюратора имеет специальную форму и расположена на оси, смещенной относительно оси патрубка. Привод дроссельной заслонки имеет особое устройство.

На рис. 1 ясно видно устройство ограничителя и привода заслонки. Заслонка 1 свободно посажена на оси 38 на игольчатом подшипнике 2. Одним концом пружина 35 шпилькой, которая проходит между витками пружины, прикреплена к муфте 34 ограничителя, а другим концом прикреплена к ролику серьги заслонки. При вращении муфты 34 изменяется число рабочих витков пружины 35. Натяжение пружины регулируется втулкой 36, перемещающейся по резьбе в патрубке карбюратора. Для вращения дроссельной заслонки на ее оси имеются кулачки, в паз между которыми входит заслонка. Толщина заслонки меньше, чем ширина паза между кулачками, поэтому в приводе заслонки имеется свободный ход. Величина свободного хода больше, чем ход заслонки до полного ее открытия. Положение, соответствующее полностью открытой заслонке, фиксирует впрессованная в заслонку шпилька, которая при полном открытии заслонки упирается в патрубок карбюратора.

Пружина ограничителя постоянно стремится открыть дроссельную заслонку, но заслонка упирается в кулачки оси 38 (рис. 1) и не открывается до тех пор, пока водитель, нажав на педаль дроссельной заслонки, не повернет ось заслонки и тем самым не отведет кулачки. Когда педаль отпущена, оттягивающая пружина привода заслонки поворачивает ось заслонки, кулачки оси нажимают на заслонку, которая закрывается, растягивая пружину ограничителя.

При повышении числа оборотов коленчатого вала двигателя давление потока смеси на наклонную поверхность дроссельной заслонки увеличивается. В тот момент, когда давление потока смеси на заслонку оказывается сильнее действия пружины, заслонка начинает закрываться независимо от положения педали (что позволяет ей делать свободный ход в пазу между кулачками), и обороты коленчатого вала двигателя уменьшаются.

На серьге дроссельной заслонки имеется специальный выступ. Он служит для увеличения плеча приложения силы пружины после того, как заслонка прикроется настолько, что упрется в этот выступ. При дальнейшем закрытии заслонки действие пружины ограничителя значительно возрастает и предотвращает возможность полного закрывания дроссельной заслонки под действием разрежения и потока смеси.

Момент вступления ограничителя в действие зависит от натяжения его пружины. Чем сильнее натянута пружина, тем выше максимальные обороты коленчатого вала двигателя, так как для начала закрытия заслонки требуется больший напор потока смеси. Изменяя натяжение пружины, можно регулировать величину максимальных оборотов коленчатого вала двигателя.

Натяжение пружины контролируется по двум положениям заслонки. Одно положение соответствует 3500 — 4300 об/мин коленчатого вала двигателя при работе его без нагрузки. В карбюраторе К-22Г в этом положении заслонка находится под углом 21 ÷ 23° относительно положения, которое занимает полностью открытая заслонка. Заслонка открыта при этом сравнительно мало, поэтому пружина, ограничителя растянута почти полностью, другое положение соответствует 2800 — 3175 об/мин коленчатого вала двигателя с полной нагрузкой; в карбюраторе К-22Г оно соответствует углу 3 — 4°, т. е. заслонка открыта почти полностью. Пружина ограничителя почти не растянута.

Механизм натяжения пружины закрыт колпачком, внутри которого имеются плоскости для стопорения шестигранников муфты и гайки натяжения пружины, чем исключена возможность произвольного изменения регулировки. Натяжение пружины регулируется на заводе при помощи специального приспособления, после чего винты крепления колпачка пломбируются, чтобы в эксплуатации эта регулировка не могла быть нарушена.