Рассмотрим неисправности, которые могут возникнуть при эксплуатации двигателя:

  • - Коленчатый вал не проворачивается стартером;
  • - Сильный шум при работе стартера;
  • - Коленчатый вал проворачивается стартером, но двигатель не пускается;
  • - Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу;
  • - Двигатель не развивает полной мощности, автомобиль не обладает достаточной приемистостью. Рывки и провалы при движении автомобиля;
  • - Хлопки во впускной трубе;
  • - Выстрелы в глушителе;
  • - Повышенный расход топлива;
  • - Повышенный расход масла (более 500 г на 1000 км пробега);
  • - Детонация (металлические стуки высокого тона, возникающие, как правило, при работе двигателя под нагрузкой, особенно на низких оборотах, например разгон «внатяг» и т. п. и исчезающие при снижении нагрузки);
  • - Недостаточное давление масла (горит сигнализатор недостаточного давления масла);
  • - Двигатель перегревается (стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости находится в красной зоне шкалы);
  • - Постоянно работает электровентилятор системы охлаждения двигателя (даже на холодном двигателе);
  • - Двигатель долго прогревается до рабочей температуры;
  • - Падение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке;
  • - Посторонние шумы и стуки в двигателе;
  • - Сильная вибрация двигателя;
  • - Повышенное содержание вредных веществ в отработавших газах;
  • - Сигнализатор неисправности системы управления двигателем неисправность двигателя горит при работе двигателя.

Возможные неисправности – диагностика – методы устранения

Коленчатый вал не проворачивается стартером:

-Аккумуляторная батарея разряжена. Напряжение на выводах аккумуляторной батареи при выключенных потребителях ниже 12В. При включении стартера из-под капота может раздаваться треск.

Зарядите батарею; если она не заряжается - замените

- Снижение ёмкости аккумуляторной батареи. Напряжение на выводах аккумуляторной батареи при выключенных потребителях больше 12 В, но при включении стартера из-под капота может раздаваться треск.

Зарядите батарею малым током (не более 1 А); если емкость все же недостаточна – замените.

- Окисление клемм аккумуляторной батареи, неплотная их посадка. При включении стартера напряжение в бортовой сети падает намного больше, чем на выводах аккумуляторной батареи. При включении стартера из-под капота может раздаваться треск.

Обожмите клеммы, зачистите контакты, смажьте их техническим вазелином.

- Заклинивание двигателя

Проверьте свободное вращение коленчатого вала, генератора, насоса охлаждающей жидкости

Отремонтируйте двигатель, генератор, замените насос охлаждающей жидкости

- Повреждены шестерня муфты стартера или зубья венца маховика

Осмотр

Замените стартер или маховик

- Неисправна цепь управления тяговым реле стартера: повреждены провода, окислены или ослабли наконечники, не замыкаются контакты «30» и «50» выключателя зажигания 

При поворачивании ключа в положение «стартер» тя­говое реле не срабатывает (нет щелчка под капотом).

Проверьте, подается ли при этом +12 В на управляю­щий контакт тягового реле 

Зачистите, обожмите наконечники проводов; замените неисправный вы­ключатель зажигания или его контакт­ную часть

- Окислены контакты тягового реле или проводов, плохой контакт «массы»

При включении стартера слышен щелчок под капотом, но якорь стартера не вращается.

Проверьте омметром сопротивление цепи «аккумуляторная батарея - стар­тер», в том числе и провод «массы» Если цепи исправ­ны, снимите стартер и проверьте работу его реле 

Подтяните наконечники проводов, обожмите клеммы Неисправное реле замените

  • - Обгорание коллектора, зависание щеток или их износ
  • - Обрыв или замыкание в обмотке якоря
  • - Якорь стартера не вращается или вращается медлен­но, (предварительно убедитесь в исправности тягового реле).

Можно подать питание к стартеру, минуя тяговое реле. Осторожно! Избегайте искрения вблизи аккуму­ляторной батареи!

На снятом стартере проверьте уси­лие прижатия щеток к коллектору, их остаточную высоту, износ коллектора

- Якорь стартера не вращается или вращается медлен­но.

Предварительно убедитесь в исправности тягово­го реле. Можно подать питание к стартеру, минуя тя­говое реле. Осторожно! Избегайте искрения вблизи аккумуляторной батареи!

Проверяется омметром или по потемнению изоляции   

Зачистите коллектор мелкозернистой стеклянной шкуркой, промойте неэти­лированным бензином, обеспечьте свободное перемещение щеток в гнез­дах. При сильном износе коллектора замените стартер

Замените стартер

  • - Обрыв или замыкание в удерживаю­щей обмотке реле стартера
  • - Пробуксовка муфты свободного хода
  • - Зубчатый венец проворачивается на маховике. При включении стартера из-под капота раздается треск. Напряжение на аккумуляторной батарее в пределах нормы. Реле проверяется омметром или по его чрезмерному нагреву
  • - При включении стартера якорь вращается, маховик неподвижен
  • - При включении стартера зубчатый венец вращается, маховик неподвижен. Визг, вой со стороны картера сцепления 

Замените тяговое реле стартера

Замените муфту или стартер

Замените маховик

Сильный шум при работе стартера:

- Ослабло крепление полюса стартера (За него задевает якорь)

Разберите стартер, осмотрите, проверьте соосность полюсов и зазор между ними и якорем

Подтяните полюсы или замените стартер

- Зубчатый венец проворачивается на маховике

При включении стартера зубчатый венец вращается, маховик неподвижен. Визг со стороны картера сцепления

Замените маховик

- Изношены зубья шестерни привода стартера или - чаще - венца маховика

Осмотр

Замените стартер или маховик

  • - Шестерня не выходит из зацепления с маховиком: заедание рычага приво­да;
  • - ослабление или поломка пружи­ны муфты свободного хода или тяго­вого реле стартера;
  • - заедание муфты на шлицах вала якоря или сердечни­ка тягового реле;
  • - неисправность выключателя зажигания (не размыка­ются контакты «30» и «50»)  

Проверка снятого стартера, осмотр после разборки. Работу выключателя зажигания можно проверить ом­метром или визуально, сняв его контактную часть  

Замените тяговое реле стартера или стартер в сборе, контактную группу вы­ключателя зажигания или выключа­тель в сборе

Коленчатый вал проворачивается стартером, но двигатель не пускается:

В баке нет топлива. По указателю и контрольной лампе уровня топлива - Долейте топливо

Снижение емкости аккумуляторной батареи, неплотная посадка. Напряжение на выводах аккумуляторной батареи при выключенных потребителях ниже 12В. При включении стартера из-под капота может раздаваться треск

Зарядите батарею, если она не заряжается – замените.

- Неисправность в цепи низкого напряжения

Проверьте омметром цепь от аккумуляторной батареи до катушки зажигания (через выключатель зажигания) и далее до коммутатора

Зачистите окисленные наконечники, подтяните ослабленные крепления проводов, замените поврежденные провода, выключатель зажигания или его контактную часть

- Неисправен датчик Холла

Определяется вольтметром или заменой датчика на заведомо исправный

Замените неисправный датчик

- Неисправна цепь "коммутатор - датчик Холла"

Проверка омметром

Зачислите окисленные наконечники, подтяните ослабленные крепления проводов, замените поврежденные провода.

- Неисправен коммутатор

Замените коммутатор исправным

Неисправный коммутатор замените

- Повреждение изоляции высоковольтных приборов и цепей

Надежно закрепив конец высоковольтного провода на расстоянии 8-10 мм от «массы» автомобиля, про­кручивайте двигатель стартером (не прикасайтесь к вы­соковольтным цепям!).

Между проводом и «массой» должна регулярно проскакивать искра (для проверки используйте только исправные в/в провода).

Если искра отсутствует на выводе катушки зажигания — неисправ­на катушка, если на выводе/выводах распределителя зажигания — неисправны ротор или крышка распреде­лителя.

Прогары ротора или крышки определяются ви­зуально. Исправность резистора ротора (1 кОм) прове­ряется омметром.

Для проверки замените провода и модуль зажигания исправными

Неисправную катушку / модуль зажигания замените. Поврежденные высоковольтные провода замените.

В тяжелых условиях эксплуатации (соль на дорогах, морозы, чередующи­еся с оттепелями) желательно заме­нять провода раз в 3-5 лет.

Очистите крышку и ротор распреде­лителя от грязи и влаги, перегоревший резистор ротора замените, при подо­зрении на пробой изоляции (прогары, трещины) ротора и крышки распреде­лителя — замените их

- Высоковольтные провода подсоединены к распределителю/модулю зажигания в неправильном порядке

Осмотр

Подсоедините провода в соответствии с порядком работы цилиндров

- Зазор между электродами свечей не соответствует норме

Зазор 0,7-0,8 мм или 1,0 -1,1 мм проверяется круглым щупом

Подгибанием бокового электрода установите нужный зазор или замените свечи

- Дефектные свечи

Свечи проверяются на специальном стенде

Замените свечи

- Неисправна установка момента зажигания

Отрегулируйте угол опережения зажигания

- Сбиты фазы газораспределения

Проверьте совпадение меток на коленчатом и распределительном валах

Установите правильное взаимное расположение валов (по меткам)

- Неисправен блок управления дви­гателем, его цепи или датчик поло­жения коленчатого вала (реже — датчик температуры охлаждающей жидкости)

Загорается лампа «CHECK ENGINE».

Проверьте, поступает ли +12 В на блок управления (см. схему), цепь датчика положения ко­ленчатого вала, отсутствие повреждения самого датчика и зазор между ним и зубчатым венцом коленчатого вала (1 ±0,2 мм). Сопротивление исправного датчика — 500-700 Ом.

- При обрыве в датчике температуры или его цепи непре­рывно работает электровентилятор системы охлаждения

Замените неисправные блок, датчики, провода

- Управляющий импульс от датчика положения коленчатого вала прихо­дит не вовремя из-за расслоения демпфера* коленчатого вала (зубча­тое колесо сдвинулось относительно шкива)

Осмотр

Замените демпфер (можно установить чугунный шкив)

- Неисправен регулятор холостого хода или его электроцепи

Загорается лампа «CHECK ENGINE». При пуске двигателя слегка нажмите на «газ», приоткрыв дроссельную заслонку. Если двигатель запускает­ся, но глохнет при отпускании педали — неисправен регулятор

Неисправный регулятор замените

- Перегорел предохранитель системы впрыска или плавкая вставка

Осмотр: проверьте плавкую вставку — отрезок черно­го провода, предохранитель неотключаемого питания и предохранитель главного реле 

Проверьте цепи и приборы системы впрыска, устраните причину перегора­ния, предохранитель или плавкую вставку замените

- Пуск двигателя блокирует иммобилайзер

Красный светодиод продолжает мигать, показывая, что включен режим охраны

Иммобилайзер даже в заблокирован­ном состоянии допускает по крайней мере один пуск двигателя (подробнее см. описание работы иммобилайзера в руководстве по эксплуатации автомо­биля). Запустить двигатель можно и ус­тановив новый блок управления

- Засорены топливные фильтры, за­мерзла вода в системе питания, пе­режаты шланги, деформированы топливные магистрали, неисправен топливный насос

При прокручивании двигателя стартером из выхлопной трубы не пахнет бензином. В поплавковой камере кар­бюратора нет бензина — при нажатии на «газ» из распылителя ускорительного насоса нет струи топлива.

Наличие бензина (под давлением) в топливной рам­пе можно проверить, кратковременно нажав на зо­лотник штуцера в торце рампы (помните, что бензин пожароопасен!)

Зимой закатите автомобиль в теплый гараж, продуйте (шинным насосом) си­стему питания от топливного насоса к бензобаку и, замените топливный насос или его диафрагмы, дефект­ные шланги и трубки

- Плохой контакт в цепи питания топливного насоса ( в том числе провода "массы") или неисправно его реле 

Проверяется омметром

Зачистите контакты, обожмите клеммы, замените неисправное реле, провода

- Топливный насос не создает необходимого давления в системе

Проверьте давление на выходе топливного насоса (не менее 3,5 бар (350кПа)), убедитесь в чистоте сетчатого фильтра бензоприемника

Очистите сетку бензоприемника. Топ­ливный насос, не обеспечивающий нуж­ного давления в системе, замените

- Неисправны форсунки или их цепи

Загорается лампа «CHECK ENGINE».

Проверьте омметром обмотки форсунок и их цепи (отсутствие обрыва и короткого замыкания)

Замените неисправные форсунки, обес­печьте контакт в электрических цепях

- Неисправен электромагнитный клапан карбюратора или на него не подается напряжение при включении зажигания

Замените неисправный клапан, блок управления ЭПХХ, обеспечьте контакт в электрических цепях.

При затяжке клапана не прикладывайте большого усилия (опасность деформации!)

- Неисправны или не отрегулированы пусковое устройство карбюратора или его привод

Отрегулируйте пусковое устройство, вышедшие из строя детали замените

- Засорены жиклеры и каналы карбюратора. Неплотно завернуты жиклеры, электромагнитный клапан

Осмотрите, продуйте каналы и жиклеры

Промойте бензином или ацетоном и про­дуйте жиклеры, при сильном загрязне­нии прочистите их леской или иглой из мягкого дерева. Плотно заверните жик­леры (не повредите резьбу и жиклер!)

- Подсос постороннего воздуха во впускной коллектор

Осмотрите стыки, проверьте посадку шлангов, штуцеров, затяжку хомутов. На время пуска отключите вакуумный усилитель тормозов, пережав соответствующий шланг

Порванные прокладки, детали с дефор­мированными фланцами, неисправный вакуумный усилитель замените

- Чрезмерный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора

Из выхлопной трубы сильный запах бензина, холодный двигатель заводится лучше, чем горячий.

Снимите верх­нюю крышку карбюратора, проверьте целостность по­плавков, легкость перемещения и отсутствие задевания за стенки поплавковой камеры.

Проверка герметичнос­ти игольчатого клапана: перевернуть крышку карбюра­тора поплавками вверх и подкачивать бензин рычагом топливного насоса. Малейшая течь бензина из-под иглы или основания клапана недопустима   

Замените игольчатый клапан, отрегули­руйте уровень топлива в поплавковой камере

- Недостаточный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора

Отрегулируйте уровень топлива

- Переобогащенная смесь из-за вытекания бензина в картер двигателя через порванную диафрагму топливного насоса. Масло на щупе пахнет бензином, возможно загорание лампы недостаточного давления масла на холостых оборотах двигателя

Замените топливный насос или диафрагму, если в масле много бензина, то и масло

- Неисправен регулятор давления топлива (постоянно открыт сливной канал)

Проверьте манометром давление в топливной рампе (2,5 -3,5 бар)

Замените неисправный регулятор

- Неисправен датчик массового расхода воздуха. Загорается лампа "CHECK ENGINE"

Неисправность характерна для датчиков частотного типа

Неисправный датчик замените.

Доехать до места ремонта можно, отсоединив от датчика разъем (при этом обороты двигателя возрастут приблизительно до 2000 мин

В холодную погоду двигатель глохнет вскоре после начала движения, но после непродолжительной стоянки вновь пускается:

- В диффузоре карбюратора образовалась ледяная пробка ( не срабатывает термосиловой элемент или шланг подогретого  воздуха не подсоединен к патрубку на выпускном коллекторе )

Осмотр

Закрепите хомутом шланг на патрубке забора подогретого воздуха. Неисправный термосиловой элемент замените

В жаркую погоду двигатель самопроизвольно останавливается и запускается с трудом:

- Паровая пробка в системе питания. Не работает магистраль слива топлива в бак - засорены или пережаты трубки, шланги, неисправен обратный клапан

Осмотрите топливопроводы, продуйте сжатым воздухом магистраль

Устраните перегибы шлангов, замените деформированные трубки, неисправный обратный клапан

Двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной приемистостью. Рывки и провалы при движении автомобиля:

- Двигатель не прогрет. По указателю температуры

Прогрейте двигатель до рабочей температуры

- Неисправны или не отрегулированы пусковое устройство или его привод

Отрегулируйте пусковое устройство, при необходимости замените неисправные элементы

- Недостаточный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора. Засорены жиклеры и каналы карбю­ратора. Неплотно завернуты жиклеры

При прикрытии воздушной заслонки рывки и провалы уменьшаются или исчезают полностью.

Осмотрите, продуйте каналы и жиклеры

Отрегулируйте уровень топлива. Промойте бензином или ацетоном и продуйте жиклеры, при сильном загрязнении прочистите их леской или иглой из мягкого дерева. Плотно заверните жиклеры (не повредите резьбу жиклера)

- Подсос постороннего воздуха во впускной коллектор

Осмотрите стыки, проверьте посадку шлангов, штуцеров, затяжку хомутов.

На короткое время отключите вакуумный усилитель тормозов, пережав соответствующий шланг (Осторожно! Усилие на педали тормоза значительно возрастет!)

Порванные прокладки, детали с деформированными фланцами, неисправный вакуумный усилитель замените

- Чрезмерный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора

Из выхлопной трубы сильный запах бензина, холодный двигатель заводится лучше, чем горячий.

Снимите верхнюю крышку карбюратора, проверьте целостность поплавков, легкость перемещения и отсутствие задевания за стенки поплавковой камеры.

Проверка герметичности игольчатого клапана: переверните крышку карбюратора поплавками вверх и подкачивайте бензин рычагом топливного насоса. Малейшая течь бензина из-под иглы или основания клапана недопустима

Замените игольчатый клапан, отрегулируйте уровень топлива в поплавковой камере

- Переобогащенная смесь из-за вытекания бензина в картер двигателя через порванную диафрагму топливного насоса

Масло на щупе пахнет бензином, может загораться лампа недостаточного давления масла на холостых оборотах двигателя

Замените топливный насос или его диафрагму, если в масле много бензина то и масло

- Неполное открытие дроссельной заслонки

Определяется визуально на остановленном двигателе

Отрегулируйте привод дроссельных заслонок

- Низкая компрессия в цилиндрах: износ или повреждение клапанов, седел, износ, залегание или поломка поршневых колец

Прогрейте двигатель до рабочей температуры и выверните свечи.

Полностью нажмите педаль газа и, вставляя в свечные отверстия компрессометр, прокручивайте коленчатый вал стартером (работайте вдвоем, при этом следует замкнуть на массу высоковольтный провод катушки зажигания  отключить систему управления двигателем, вынув соответствующий предохранитель.

Повторите измерения, залив в цилиндры через свечные отверстия 10-15 см3 моторного масла. В тех цилиндрах, где компрессия возросла более, чем на 2 кгс/см2 (0,2 МПа), кольца возможно, сильно изношены, поломаны или залегли.

Если компрессия осталась ниже 10 кгс/см2 (1 МПа), возможен износ или повреждение клапанов или их седел

Замените кольца, поршни.

Отремонтируйте цилиндры.

Притрите клапана к седлам, при необходимости замените клапаны, их направляющие втулки, проточите седла

- Управляющий импульс от датчика положения коленчатого вала приходит не вовремя из-за расслоения демпфера* коленчатого вала (зубчатое колесо сдвинулось относительно шкива)

Осмотр (лучше снятого) демпфера

Замените демпфер (можно установить чугунный шкив)

- Зазор между электродами свечей не соответствует норме

Зазор 07-08мм или 1,0-1,1мм проверяется круглым щупом

Подгибанием бокового электрода установите нужный зазор или замените свечи

- Сильный нагар на электродах свечей зажигания, попадание частиц нагара и зазор между электродами

Осмотр

Очистите свечи сжатым воздухом или механическим способом (не повредите изолятор!), убедитесь в их работоспособности <0> (отсутствие внешних повреждений и искрение между электродами на вывернутой свече не позволяет сделать вывод о ее работоспособности).

Выявите и устраните причину повышенного нагарообразования в камере сгорания, при необходимости замените свечи

- Износ, повреждение контактного уголька в крышке распределителя зажигания. Ослабла пружина уголька

Осмотр

Замените крышку распределителя или уголек с пружиной

- Сгорел резистор в роторе распределителя зажигания

Проверяется омметром (1 кОм)

Замените резистор или ротор

- Прогар изоляции высоковольтных цепей

Проверяется омметром и визуально (черные трещины, оплавление изоляции). Высоковольтные провода для проверки замените исправными

Замените неисправные крышку распределителя зажигания, ротор (бегунок), катушку зажигания модуль, высоковольтные провода

- Неисправен коммутатор

Замените коммутатор исправным

Неисправный коммутатор замените

- Ослабление или поломка пружин грузиков центробежного автомата распределителя зажигания, потеряны демпферные колечки грузиков, заедание грузиков и нечеткая работа вакуумного автомата опережения зажигания: при снятии вакуума пластина не возвращается в исходное положение

Визуально или на специальном стенде

Замените распределитель зажигания

- Нечеткая работа вакуумного автомата опережения зажигания: при снятии вакуума пластина не возвращается в исходное положение

Осмотр.

Характеристика вакуумного регулятора снимается на специальном стенде

Устраните заедание, замените неисправный вакуумный автомат или распределитель зажигания в сборе

- В баке мало топлива

По указателю и контрольной лампе уровня топлива

Долейте топливо

- Засорены топливные фильтры, замерзла вода в системе питания, пережаты шланги, деформированы топливные магистрали

Осмотрите топливопроводы, замените фильтры. Давление в топливной рампе можно проверить манометром

Зимой закатите автомобиль в теплый гараж, продуйте (шинным насосом) систему питания от топливного насоса к бензобаку и  замените дефектные шланги, трубки, фильтры

- Топливный насос не создает необходимого давления в системе

Замените топливный насос или его диафрагмы

-Топливный насос не создает необходимого давления в системе

Проверьте давление на выходе топливного насоса (не менее 3,5 бар (3,5 кПа)), убедитесь в чистоте сетчатого фильтра бензоприемника

Очистите сетку бензоприемника. Топливный насос, не обеспечивающий нужного давления в системе, замените

- Плохой контакт в цепи питания топливного насоса (в т.ч. провода «массы») или неисправно его реле 

Проверяется омметром

Зачистите контакты, обожмите клеммы, замените неисправное реле, провода

- Неисправны форсунки или их цепи

Горит лампа «CHECK ENGINE».

Проверьте омметром обмотки форсунок и их цепи (отсутствие обрыва и короткого замыкания)

Замените неисправные форсунки, обеспечьте контакт в электрических цепях

- Неисправен датчик положения коленчатого вала или его цепи

Горит лампа «CHECK ENGINE».

Проверьте датчик омметром (сопротивление 500-700 Ом) или замените его заведомо исправным.

Очистите от металлической пыли стержень датчика, проверьте зазор между ним и зубчатым венцом коленчатого вала (1 ±0,2 мм) 

Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик

- Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости системы впрыска или его цепи

Горит лампа «CHECK ENGINE».

Проверьте омметром сопротивление датчика при различной температуре

При обрыве в цепи или датчике непрерывно работает электровентилятор системы охлаждения

Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик

- Неисправен датчик положения дроссельной заслонки или его цепи

Горит лампа «CHECK ENGINE».

При обрыве в цепи или датчике обороты двигателя не опускаются ниже 1500 мин-1. Автомобиль хорошо разгоняется при нажатии педали «газа»

Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик

- Неисправен датчик детонации

При обрыве в электрической цепи загорается лампа «CHECK ENGINE».

Детонации нет на любых режимах при использовании бензина, рекомендованного заводом-изготовителем). Динамика автомобиля несколько ухудшается

Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик

- Неисправен датчик кислорода*: отравлен или разрушен чувствительный элемент, закупорено отверстие для подсоса воздуха, перегорела спираль подогрева, неисправны электроцепи

Горит лампа «CHECK ENGINE».

Грубо оценить работу датчика можно автотестером: целостность спирали подогрева проверяется омметром, выходное напряжение — вольтметром (подключать вольтметр следует, не разрывая цепь, например проткнув провода тонкими иглами). См. также «Система управления двигателем
ВАЗ-2111». Проверьте, не закупорено ли отверстие для подсоса воздуха (антикором, грязью и т.п.)

Восстановите поврежденные электроцепи, прочистите отверстие для подсоса воздуха. Неисправный датчик замените

- Негерметичность выпускной системы (участок до датчика кислорода)

Может гореть лампа «CHECK ENGINE».

Осмотр при средних оборотах двигателя

Замените дефектную прокладку коллектора, подтяните уплотнения

- Неисправен блок управления двигателем или его цепи

Может гореть лампа «CHECK ENGINE».

Осмотр при средних оборотах двигателя

Проверьте, поступает ли +12 В на блок управления (см. схему), для проверки блока замените его исправным

Замените неисправный блок

- Неисправен регулятор давления топлива

Проверьте манометром давление  в топливной рампе (2.5-3.5 бар (250-350 кПа))

Замените неисправный регулятор

- Не отрегулированы зазоры в приводе клапанов

Проверяется набором щупов

Отрегулируйте зазоры

- Сильный износ кулачков распределительного вала

Осмотр после частичной разборки двигателя

Замените изношенный распределительный вал

- Осадка или поломка клапанных пружин

Осмотр, измерение длины пружин в свободном состоянии и под нагрузкой

Замените слабые или сломанные пружины

Хлопки во впускном коллекторе:

- Неправильная установка момента зажигания

Отрегулируйте угол опережения зажигания

- Неисправен коммутатор

Замените коммутатор исправным

Неисправный коммутатор замените

- Сбиты фазы газораспределения

Проверьте совпадение меток на коленчатом и распределительном валах

Установите правильное взаимное расположение валов по меткам

- Управляющий импульс от датчика положения коленчатого вала приходит не вовремя из-за расслоения демпфера* коленчатого вала (зубчатое колесо сдвинулось относительно шкива)

Осмотр (лучше снятого) демпфера

Замените демпфер (можно установить чугунный шкив)

Высокие обороты холостого хода:

- Неправильная установка момента зажигания

Отрегулируйте угол опережения зажигания

- Неисправен коммутатор

Замените коммутатор исправным

неисправный коммутатор замените

- Сбиты фазы газораспределения

проверьте совпадение меток на коленчатом и распределительном валах

установите правильное положение валов

- Прогар изоляции высоковольтных цепей

Проверяется омметром и визуально(черные трещины, оплавление изоляции). Высоковольтные провода для проверки замените исправными

Замените неисправные крышку распределителя зажигания/модуль, высоковольтные провода

Хлопки во впускном коллекторе после работы двигателя на мощностных режимах:

- Используются свечи с несоответствующим калильным числом

Осмотр

Используйте свечи, рекомендуемые заводом изготовителем

Повышенный расход топлива:

- Негерметичность системы питания

Запах бензина потеки

Подтяните хомуты на шлангах, резьбовые соединения. Проверьте посадку штуцеров; при ослаблении посадки замените соответствующие узлы

- Переобогащенная смесь из-за вытекания бензина в картер двигателя через порванную диафрагму топливного насоса

Масло на щупе пахнет бензином, может загораться лампа недостаточного давления масла на холостых оборотах двигателя

Замените топливный насос или его диафрагму, если в масле много бензина, то и масло

- Повышенное сопротивление движению автомобиля

Выбег прогретого автомобиля (после пробега не менее 20 км) со скорости 50 км/ч должен быть не менее 500 м

Проверьте и отрегулируйте давление в шинах, углы установки передних колес, работу тормозной системы

- Неисправны или не отрегулированы пусковое устройство или его привод

Отрегулируйте пусковое устройство, вышедшие из строя детали замените

- Чрезмерный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора

Из выхлопной трубы сильный запах бензина, холодный двигатель заводится лучше; чем горячий.

Снимите верхнюю крышку карбюратора, проверьте целостность поплавков, легкость перемещения и отсутствие задевания за стенки поплавковой камеры.

Проверка герметичности игольчатого клапана: переверните крышку карбюратора поплавками вверх и подкачивайте бензин рычагом топливного насоса. Малейшая течь бензина из-под иглы или основания клапана недопустима

Замените игольчатый клапан, отрегулируйте уровень топлива в поплавковой камере

- Засорены жиклеры и каналы карбюратора. Неплотно завернуты жиклеры, электромагнитный клапан. Негерметичен обратный клапан ускорительного насоса 

Осмотрите, продуйте каналы и жиклеры

Промойте бензином или ацетоном и продуйте жиклеры, при сильном загрязнении прочистите их леской или иглой из мягкого дерева. Плотно заверните жиклеры (не повредите резьбу и жиклер!). Поврежденные детали замените

- Неправильная установка момента зажигания

Отрегулируйте угол опережения зажигания

- Неисправен коммутатор

Замените коммутатор исправным

Неисправный коммутатор замените

- Управляющий импульс от датчика положения коленчатого вала приходит не вовремя из-за расслоения демпфера* коленчатого вала (зубчатое колесо сдвинулось относительно шкива)

Осмотр (лучше снятого демпфера)

Замените демпфер

Двигатель перегревается (стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости находится в красной зоне):

- Неисправен датчик или указатель температуры

Проверьте указатель и датчик автотестером

Неисправные датчик, указатель замените

- Неисправен термостат 

Замените неисправный термостат

- Недостаточное количество охлаждающей жидкости

Уровень жидкости ниже метки «MIN» на расширительном бачке

Устраните утечки, долейте охлаждающую жидкость

- Паровые пробки в системе охлаждения из-за негерметичности пробки расширительного бачка

Нанесите мыльную пену на пробку бачка, остановите двигатель и сдавите руками шланги системы охлаждения. Воздух не должен выходить из-под пробки

замените пробку или бачок

- Загрязнены ячейки радиатора

Осмотр

Промойте радиатор струей воды под давлением

- Неисправен насос охлаждающей жидкости

Снимите насос

Замените насос

- Не включается электровентилятор системы охлаждения

Замкните между собой контакты термовыключателя радиатора. Если вентилятор работает - неисправен термовыключатель, если нет - электрические цепи или электродвигатель вентилятора (проверяются омметром).

Проверьте, подается ли +12 В на управляющий контакт реле электровентилятора. Если да, то неисправны реле или электродвигатель вентилятора, если нет — блок управления впрыском или его цепи (в этом случае, как правило, горит лампа «CHECK ENGINE»)

Восстановите контакт в электрических цепях. Неисправные термовыключатель, реле, электродвигатель, блок управления замените

- Недопустимо низкое октановое число бензина

Заправляйте автомобиль, топливом рекомендованным заводом - изготовителем.

- Много нагара в камере сгорания, на днищах поршней, тарелках клапанов 

Осмотр после снятия головки двигателя

Устраните причину нагарообразования. См. «Повышенный расход топлива», «Повышенный расход масла». Применяйте масла рекомендованной вязкости и, по возможности, с низкой зольностью

- Неправильная установка момента зажигания

Отрегулируйте угол опережения зажигания

- Неисправен коммутатор

Замените коммутатор исправным

Неисправный коммутатор замените

Постоянно работает электровентилятор системы охлаждения двигателя (даже на холодном двигателе):

- Обрыв в датчике температуры охлаждающей жидкости системы впрыска или в его цепях

Горит лампа «CHECK ENGINE»

Датчик и цепи проверяются омметром

Неисправный датчик замените

- Не размыкаются контакты реле включения электровентилятора

Проверка тестером

Неисправное реле замените

- Неисправен блок управления системы впрыска или его цепи

Может гореть лампа «CHECK ENGINE»темы впрыска или его цепи

Проверьте блок на СТО или замените исправным

Замените неисправный блок

- Не размыкаются контакты термовыключателя радиатора

При соединении клемм от выводов термовыключателя электровентилятор перестает работать

Замените термовыключатель

Двигатель долго прогревается до рабочей температуры:

- Неисправен термостат

Замените неисправный термостат

- Низкая температура воздуха (ниже - 15° С)

Утеплите двигатель: установите термошумоизоляцию капота, щитки перед радиатором (не перекрывайте всю площадь радиатора в зоне крыльчатки вентилятора!)

Посторонние шумы и стуки в двигателе:

- Зазоры в клапанном механизме не соответствуют норме

Измерьте зазоры щупом

Отрегулируйте зазоры

- Стук коленчатого и распределительного валов, шатунных подшипников, поршней, поршневых пальцев, люфт или заедание в подшипниках насоса охлаждающей жидкости

Ремонт деталей или их замена

Сильная вибрация двигателя:

- Неравномерность компрессии по цилиндрам более 2 кгс/см2 (0,2 МПа): износ или повреждение клапанов, седел, износ, залегание или поломка поршневых колец

Прогрейте двигатель до рабочей температуры и выверните свечи. Полностью нажмите педаль «газа» и, вставляя в свечные отверстия компрессометр, прокручивайте коленчатый вал стартером (работайте вдвоем).

При этом следует замкнуть на «массу» высоковольтный провод катушки зажигания и отключить систему управления двигателем, вынув соответствующий предохранитель. Повторите измерения, залив в цилиндры через свечные отверстия 10-15 см3 моторного масла.

В тех цилиндрах, где компрессия возросла более, чем на 2 кгс/см2 (0,2 МПа), вероятно, сильно изношены, поломаны или залегли кольца.

Если компрессия осталась ниже 10 кгс/см2 (1 МПа), возможен износ или повреждение клапанов или их седел

Замените кольца, поршни.

Отремонтируйте цилиндры. Притрите клапаны к седлам, при необходимости замените клапаны, их направляющие втулки, проточите седла

- Прогар изоляции высоковольтных цепей

Проверяется омметром и визуально (черные трещины, оплавление изоляции). Высоковольтные провода для проверки замените исправными

Замените неисправные крышку распределителя зажигания, ротор (бегунок), катушку зажигания/модуль, высоковольтные провода

- Высоковольтные провода подсоединены к распределителю или модулю зажигания в неправильном порядке 

Осмотр

Подсоедините провода в соответствии с порядком работы цилиндров

- Дефектные свечи

Свечи проверяются на специальном стенде. (Отсутствие внешних повреждений и искрение между электродами на вывернутой свече не позволяют сделать вывод о ее работоспособности)

Замените свечи