Управление механизмом переключения передач дели­теля осуществляется пневмомеханиче­ской системой (рис.1), которая состоит из редукционного клапана 4 давле­ния, крана 3 управления делителем, кла­пана 1 включения делителя и воздухопро­водов

Воздух из пневмопривода тормозной системы автомобиля под давлением 620-750 кПа подается на вход редукционного клапана 4, на выходе из которого под­держивается постоянное давление 395-445 кПа.

Давление регулируется про­кладками, установленными на корпус пру­жины.

Схема пневматической системы управления делителем передач: 1 - клапан включения делителя; 2 - упор штока клапана; 3 - кран управления; 4 - редукционный клапан; 5 - механизм переключения передач; 6 - воздухораспределитель

Кран 3 управления делителем в зави­симости от положения золотника направ­ляет воздух, поступающий из редукцион­ного клапана, в одну из полостей под порш­нем воздухораспределителя 6 и переме­щает его золотник в одно из двух крайних положений, обеспечивая таким образом подачу воздуха в полость "А" или "Б" ци­линдра.

Предварительный выбор передачи в де­лителе производится перемещением рыча­га переключателя в положение "В" или "Н".

Воздух из редукционного клапана 4 под поршень цилиндра поступает через клапан 1, который открывается в конце хода тол­кателя, т. е. при полностью выключенном сцеплении, упором 2, закрепленным на толкателе поршня пневмоусилителя привода сцепления.

Управление делителем Камаз

На рис. 2 переключатель находится в положении низшей передачи, шток крана 3 занимает верхнее положение, а сжатый воздух по верхнему трубопроводу подво­дится к воздухораспределителю 6 и пере­мещает золотник до конца влево, удержи­вая его в этом положении.

При этом по­лость "А" силового цилиндра сообщается с подводящим трубопроводом, идущим от клапана 1 включения делителя, но сжа­тый воздух туда при включенном сцепле­нии не поступает.

Для подачи сжатого воздуха в полость "А" нужно нажать педаль сцепления.

При этом упор, установленный на штоке привода сцепления, переместится и нажмет на шток клапана включения делителя.

Сжатый воздух, подводимый к клапану включения от редукционного клапана 4, поступит к воздухораспределителю и далее в полость "А".

На приведенном рисунке сжа­тый воздух поступает в полость "А" силового цилиндра и не сдвигает поршень из край­него правого положения, сохраняя в преж­нем положении рычаг валика переключе­ния передач и включенную низшую пере­дачу в делителе.

Привод управления делителем: 7 - пневмогидравлическии усилитель привода сцепления; 2 - педаль управления сцепления; 3 - главный цилиндр; 4 - переключатель крана управления делителя передач; 5 - рукоятка рычага переключения передач; 6 - кран управления; 7 - золотник; 8 - трос крана; 9 - пробка; 10 - регулировочные прокладки; 11 - уравновешивающая пружина; 12 - диафрагма; 13 - шток впускного клапана; 14 - впускной клапан; 15 - пружина впускного клапана; 16 - корпус пружины; 17 - корпус редукционного клапана; 18, 21 - пломбы; 19 - рычаг; 20 - корпус механизма переключения передач; 22 -уплотнительное кольцо; 23 - поршень цилиндра; 24 - манжета поршня; 25 - дроссельная заслонка; 26 - цилиндр воздухораспределителя; 27 - поршень воздухораспределителя; 28 - золотник воздухораспределителя; 29 - корпус воздухораспределителя; 30 - корпус пружины клапана; 31 - впускной клапан; 32 - корпус клапана включения делителя передач; 33 - рычаг вала вилки выключения сцепления; 34 - сферическая гайка; 35 - сапун; 36 - шток клапана; 37 - ограничитель штока; 38 - упор штока клапана

Для включения высшей передачи дели­теля необходимо перевести переключатель в верхнее положение и нажать педаль сцепления, тогда поршень силового ци­линдра переместится и продвинет рычаг с валиком и вилкой в другое фиксирован­ное положение.