Синхронизатор четвертой и пятой передач КПП автомобиля Камаз

Синхронизатор четвертой и пятой передачСинхронизатор четвертой и пятой передач (рис.1 ) состоит из каретки 2 синхронизатора, двух фрик­ционных колец 1 и 4, восьми блокирующих пальцев 3 и восьми фиксаторов, состоя­щих из пружин 6 и сухарей 5 фиксаторов.

 Каретка синхронизатора по наружному диаметру обработана в виде кольца, кото­рым она входит в прорези лапок вилки переключателя передач. По окружности в кольце выполнены восемь глухих ра­диальных отверстий, предназначенных для установки пружин 6 и сухарей 5 фикса­торов. Перпендикулярно глухим отвер­стиям имеются в окружности кольца во­семь отверстий для установки блокирую­щих пальцев, причем оси этих отверстий пересекаются. Отверстия под блокирую­щие пальцы с обеих сторон имеют фаски с углом, соответствующим углу фасок блокирующих пальцев. Каретка имеет внутренние и наружные зубчатые венцы. Внутренние венцы предназначены для перемещения каретки по вторичному валу. Кроме того, эти венцы в комплекте с четырьмя венцами вторичного вала при включении четвертой или пятой передачи образуют «замок», предотвращающий от самовыключения передачи на ходу автомо­биля.

Наружные венцы выполнены двух диа­метров. Зубчатый венец меньшего диамет­ра служит для соединения с внутренним зубчатым венцом первичного вала и тем самым для включения пятой (прямой) передачи. Зубчатый венец большого диа­метра предназначен для соединения с зуб­чатым венцом шестерни четвертой переда­чи вторичного вала.

Фрикционные кольца 1 и 4 имеют внут­реннюю коническую поверхность, на кото­рой нарезана винтовая канавка для выдав­ливания смазки при соприкосновении с ко­нусом первичного вала или шестерни. Фрикционные кольца напрессованы на наружные концы блокирующих пальцев до упора в их торцы. Блокирующие пальцы 3 выполняют одновременно роль фиксато­ров. В нейтральном положении сухари 5 входят в канавки пальцев под действием пружин 6. Для вывода каретки из среднего положения необходимо приложить усилие.

При включении любой передачи блоки­рующие пальцы вначале играют роль фиксаторов и перемещают фрикционные кольца до соприкосновения с соответст­вующим конусом (вала или шестерни). С возникновением момента трения каретка поворачивается относительно пальцев и они начинают выполнять роль блокирую­щих: фаски отверстий упираются в фаски пальцев, и перемещение каретки прекра­щается. После выравнивания окружных скоростей пальцы занимают нейтральное положение, каретка под действием вилки включения передач перемещается в сторо­ну включаемой передачи. Сухари 5 при этом утапливаются, сжимая пружины 6.

 Включение первой передачи произво­дится перемещением каретки первой пере­дачи и заднего хода по шлицам втулки шестерни первой передачи назад до соеди­нения ее с зубчатым венцом шестерни пер­вой передачи (рис.2). При этом крутя­щий момент от первичного вала коробки передач передается на шестерню привода промежуточного вала и далее на шестерню первой передачи вторичного вала, которая через включенную каретку и втулку жестко соединена с ним.

Включение второй передачи произво­дится перемещением каретки синхрониза­тора второй и третьей передач по шлицам вторичного вала назад до входа ее в за­цепление с зубчатым венцом шестерни второй передачи вторичного вала. При этом шестерня второй передачи вторич­ного вала через каретку синхронизатора блокируется с ним и передает крутящий момент от шестерни второй передачи про­межуточного вала.

Включение третьей передачи произво­дится перемещением каретки синхрониза­тора второй и третьей передачи по шлицам вторичного вала вперед до входа ее в за­цепление с зубчатым венцом шестерни третьей передачи вторичного вала. При этом шестерня через каретку блокируется с валом.

Схема передачи крутящего момента в пятиступенчатой коробке на различных передачахВключение четвертой передачи произ­водится перемещением каретки синхро­низатора четвертой и пятой передач по шлицам вторичного вала назад до входа ее в зацепление с зубчатым венцом ше­стерни четвертой передачи вторичного вала.

Пятая передача включается перемеще­нием вперед каретки синхронизатора чет­вертой и пятой передач по шлицам вто­ричного вала до полного ее соединения с зубчатым венцом первичного вала. При этом крутящий момент от первичного вала через каретку синхронизатора непосред­ственно передается на вторичный вал.

Задний ход включается перемещением каретки первой передачи и заднего хода по шлицам втулки первой передачи вперед до соединения ее с зубчатым венцом ше­стерни заднего хода, которая находится в зацеплении с блоком шестерен заднего хода.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить