Промежуточный вал коробки передач Камаз

Промежуточный вал 11 имеет две опоры: цилиндрический роликовый подшипник, установленный в гнезде перед­него торца картера, и сферический роли­ковый подшипник, закрепленный в стакане 34.

Пятиступенчатая коробка передач с картером сцепления в сбореПередний конец промежуточного вала имеет шлицы и предназначен для соедине­ния с промежуточным валом делителя (в десятиступенчатой коробке передач). Роликовый подшипник расположен на шейке вала до упора через упорную шайбу в торец шестерни 9 и закрыт крышкой 10.

Шестерни первой передачи, заднего хода и второй передачи выполнены заодно с валом, шестерни 5 третьей передачи, 6 четвертой передачи и 9 привода промежу­точного вала напрессованы на вал и допол­нительно закреплены сегментными шпон­ками. Все шестерни фиксируются на валу упорным кольцом, установленным в ка­навку вала между внутренним кольцом подшипника и торцом шестерни привода промежуточного вала. Шестерни первой передачи и заднего хода прямозубые, остальные — косозубые.

На заднюю стенку промежуточного ва­ла установлен сферический подшипник. Внутреннее кольцо подшипника напрессовано до упора в торец шестерни первой передачи и зафиксировано на валу упор­ной шайбой, привернутой к валу двумя болтами. Наружное кольцо подшипника установлено в стакане 34.

Осевые усилия, возникающие при рабо­те коробки передач, воспринимаются сфе­рическим роликовым подшипником.

Блок 2 шестерен заднего хода установлен на оси в двух ролико­вых подшипниках. Ось зафиксирована в картере стопорной планкой. Блок имеет два прямозубых зубчатых венца. Венец большего диаметра находится в постоянном зацеплении с венцом промежуточного ва­ла, а венец меньшего диаметра — с ше­стерней заднего хода вторичного вала. Осевые перемещения блока шестерен огра­ничены двумя упорными шайбами. Шайбы от проворачивания зафиксированы штиф­тами.

Для обеспечения плавного выравни­вания окружных скоростей зубчатых колес и тем самым возможности безударного включения четвертой и пятой, второй и третьей передач установлены инерционные синхронизаторы с конусными фрикцион­ными кольцами.

Синхронизатор второй и третьей передач состоит (рис. 2) из каретки 5, двух фрикционных колец 2 к 4. восьми блокирующих пальцев 3 и четырех пальцев 1 фиксаторов.

На каретке проточена канавка, в кото­рую входят сухари вилки включения вто­рой и третьей передач. Каретка имеет внутреннее шлицованное отверстие, со­стоящее из трех зубчатых венцов, кото­рыми она соединяется со шлицованной частью вторичного вала. Каретка постоян­но вращается вместе со вторичным валом. Крайние зубчатые венцы тоньше среднего и в комплексе с зубчатым венцом вторич­ного вала при включении второй или третьей передачи образуют «замок», пред­отвращающий самовыключение передач на ходу автомобиля. В каретке по окружно­сти параллельно оси выполнены восемь от­верстий под блокирующие пальцы и четыре отверстия под пальцы фиксаторов. Отвер­стия под блокирующие пальцы имеют с обеих сторон фаски с углом, равным углу фасок блокирующих пальцев. В нейтраль­ном положении блокирующие пальцы находятся в отверстиях кареток с зазором. На наружные концы блокирующих пальцев до упора в их торцы напрессованы фрик­ционные кольца.

Синхронизатор второй и третьей передачНа конической поверхности колец вы­полнены прямоугольные канавки для уда­ления продуктов изнашивания, а по окруж­ности нарезаны винтовые канавки для вы­давливания с конических поверхностей тре­ния масла при прижатии кольца к конусу включаемого зубчатого колеса, что увели­чивает силу трения между ними.

Пальцы 1 фиксаторов установлены в отверстиях каретки между фрикционными кольцами 2 и 4. В средней части пальцы имеют канавку, в которую входит шарик 7, поджатый пружиной 6. В нейтральном положении под действием пружины 6 ша­рик прижимается к кольцу, входит в его канавку и предотвращает самопроизволь­ное перемещение каретки. Для вывода ка­ретки из среднего положения необходимо приложить усилие.

Работа синхронизатора заключается в следующем. При включении, например, третьей передачи (рис. б) каретка 5 синхронизатора под действием вилки пере­ключения передач стремится сдвинуться влево. При начальном перемещении карет­ка движется вместе с пальцами фиксато­ров и фрикционными кольцами до каса­ния конусной поверхности кольца с кону­сом шестерни третьей передачи. Так как до этого движение осуществлялось на второй передаче, а каретка жестко соединена со вторичным валом, то окружная скорость каретки меньше окружной скорости ше­стерни третьей передачи вторичного вала, находящейся в постоянном зацеплении с шестерней третьей передачи промежу­точного вала. При соприкосновении конуса фрикционного кольца с конусом шестерни третьей передачи последняя под действием сил трения увлекает за собой каретку, поворачивая ее относительно блокирую­щих пальцев 3. Фаски отверстий каретки упираются в фаски блокирующих пальцев, и дальнейшее ее перемещение до полного выравнивания окружных скоростей пре­кращается.

Угол наклона фасок подобран так, что, пока действует момент трения, т. е. пока происходит синхронизация кольца 4 и ше­стерни 22 (см. рис), дальнейшее продвижение каретки по шлицам вторичного вала невозможно. Когда окружные скоро­сти станут равными, исчезнет момент тре­ния, блокирующие пальцы 3 (рис. ) займут нейтральное положение относи­тельно отверстий в каретке 5 и она под действием вилки переключения передач продвинется в осевом направлении. При этом шарики фиксаторов 7 утапливаются и каретка по большим диаметрам блоки­рующих пальцев 3 передвигается в сторону третьей передачи. Зубчатый конец каретки бесшумно входит в зацепление с зубчатым венцом шестерни третьей передачи. Вклю­чение второй передачи происходит анало­гично с той лишь разницей, что в этом слу­чае окружная скорость каретки будет боль­ше окружной скорости шестерни 4 (см. рис.) второй передачи и при со­прикосновении конусов каретка под дейст­вием момента трения будет тормозиться, проворачиваясь относительно блокирую­щих пальцев в обратном, чем при включе­нии третьей передачи, направлении.

Принцип действия синхронизатора чет­вертой и пятой передач ничем не отличает­ся от принципа действия синхронизатора второй и третьей передач, но конструктив­но он выполнен несколько иначе.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить