Механизм переключения передачМеханизм переключения КПП Камаз

Механизм переключения передач (рис. а) собран в верхней крышке 2 картера коробки передач и со­стоит из трех штоков включения передач, вилок 3, 5, 6 переключения передач, замко­вого механизма, трех фиксаторов положе­ния штоков, предохранителя включения первой передачи и передачи заднего хода, рычага 20 (см. рис. 1 ) и штока.

 Внутри крышки имеются приливы для прохождения штоков, а в передней ее части — три вертикальных отверстия для установки фиксаторов штоков и одно го­ризонтальное отверстие для монтажа ша­риков замкового механизма.

В передней части крышки справа расположен сапун 12 (рис.1 б) коробки передач.

Для предохранения от случайного включения первой передачи и передачи заднего хода спереди справа выполнено верхнее гори­зонтальное отверстие, имеющее два диа­метра.

В отверстие малого диаметра уста­новлены толкатель 15 предохранителя и предохранитель.

Отверстие большого диа­метра имеет резьбу для закрепления ста­кана 13.

В глухое отверстие стакана уста­новлена пружина 14.

Каждый шток предназначен для вклю­чения двух передач: шток 18 для четвертой и пятой передач, шток 17 для второй и третьей передач, шток 20 для первой пере­дачи и передачи заднего хода.

Для фиксации штоков на каждом из них имеются три лунки, куда под действием пружин заходят шарики 7 (рис. 1 в).

Для предотвращения одновременного включения двух передач предназначено замковое устройство, состоящее из штифта 11 и двух пар шариков 10, 19.

Шарики рас­положены между штоками во втулках, штифт находится в отверстии среднего штока между шариками.

Диаметры шари­ков и расстояние между штоками выбра­ны так, что при перемещении любого штока из среднего положения шарики выходят из лунок перемещаемого штока и входят в лунки неподвижных штоков, блокируя их с корпусом.

На каждом штоке установлены вилки переключения соответствующих передач. Вилки зафиксированы на штоках устано­вочными винтами, которые застопорены шплинтовочной проволокой. Вилка пере­ключения первой передачи и заднего хода имеет обработанные лапки, которыми она входит в канавку каретки переключения первой передачи и передачи заднего хода. На концах вилки переключения второй и третьей передач имеются отверстия, в которые установлены сухари; сухари вхо­дят в канавку каретки синхронизатора переключения второй и третьей передач. Концы вилки переключения четвертой и пятой передач заканчиваются обрабо­танной поверхностью, в которой имеются канавки. В канавки вилки входит кольцо каретки синхронизатора переключения четвертой и пятой передач.

Для перемещения штоков и включения требуемой передачи на штоке первой пере­дачи и передачи заднего хода и на штоке второй и третьей передач установлены головки штоков, зафиксированные устано­вочными винтами; вилка переключения четвертой и пятой передач выполнена заодно с головкой. В головках штоков и в головке вилки переключения четвертой и пятой передач имеются пазы, которые в нейтральном положении совпадают и обеспечивают беспрепятственное качание рычага в поперечной плоскости относи­тельно осей штоков.

В нейтральном положении рычага пе­реключения коробки передач рычаг 20 (рис. 2) находится в среднем положе­нии и его лапка входит в паз головки штока переключения второй и третьей передач. При перемещении рычага переключения передач из нейтрального положения вправо и влево рычаг 20 поворачивается относи­тельно оси штока и входит в паз головки штока первой передачи и передачи заднего входа. При перемещении рычага 4 пере­ключения коробки передач вперед или на­зад перемещается шток 19, который, в свою очередь, перемещает рычаг 20. Рычаг 20 перемещает тот шток механизма переклю­чения передач, в пазу головки которого он находится.

  Чтобы предотвратить случайное вклю­чение первичной передачи и передачи заднего хода, в отверстие головки 23 штока вилки первой передачи и передачи заднего хода установлен толкатель 25 предохрани­теля, который под действием предохрани­теля 24 и пружины постоянно упирается в рычаг 20 при нахождении его в нейтраль­ном положении. Предохранитель 24 входит в отверстие головки и препятствует ее пере­мещению в продольном направлении. При включении первой передачи или заднего хода рычаг 20, поворачиваясь, воздейст­вует на толкатель 25 предохранителя, кото­рый, в свою очередь, перемещает предохра­нитель 24, сжимая пружину и выводя его из зацепления с головкой 23.

Рычаг 20 имеет разрезную головку и установлен на штоке 19 с помощью шпонки и стянут стяжным болтом. Шток 19 с наружной стороны заканчивается фланцем, предназначенным для соединения с флан­цем 18 тяги 17 дистанционного привода. Шток перемещается в сферической опоре. С правой стороны опоры ввернут устано­вочный винт 21, которым фиксируют рычаг 20 в нейтральном положении при регули­ровочных работах. В рабочем положении винт должен быть ввернут на 21 мм и за­контрен гайкой 22.

Дистанционный привод управления ме­ханизмом переключения передач состоит из качающегося рычага 4 переключения передач, опоры 2 рычага, передней 10 и промежуточной 17 тяг с регулировочным фланцем 18.

Опора 2 рычага установлена на четырех болтах на переднем торце блока двигателя. Снизу в тело опоры 2 ввернут установоч­ный винт 9, застопоренный контргайкой 8. Винт 9 предназначен для правильной установки и регулирования привода управ­ления механизмом переключения передач. В рабочем положении винт должен быть вывернут на 31 мм и законтрен.

Передняя тяга 10 установлена на двух сферических опорах в развале двигателя вдоль левого ряда цилиндров. Передняя опора тяги размещена в опоре рычага переключения передач, задняя — в карте­ре маховика. Полости опор заполнены смазкой. Передняя и задняя опоры конст­руктивно выполнены одинаково и состоят каждая из двух втулок 13 с внутренними уплотнительными кольцами 12, двух суха­рей и распорной пружины 14. Привод управления механизмом переключения передачПередняя и задняя части тяги заканчиваются цилин­дрическими шейками, на которые на сег­ментных шпонках установлены: спереди — рычаг 7 наконечника, сзади — рычаг 16 с шаровой головкой для соединения с ци­линдрическим отверстием рычага проме­жуточной тяги.

Промежуточная тяга 17 выполнена за­одно с рычагом, в цилиндрическую расточ­ку которого входит шаровая головка рыча­га 16. На резьбовую часть тяги навинчен регулировочный фланец 18, с помощью которого четырьмя болтами тяга соедине­на с фланцем штока 19. Тяга в сборе со штоком установлена на двух сферических опорах: одна опора тяги расположена на картере сцепления, другая — на коробке передач. Сферическая опора тяги конструктивно выполнена одинаково с опорами передней тяги,их элементы взаимозаменяемы.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить