Камера тормозная с пружинным энергоаккумулятором типа 20/20 предназначена для приведения в действие тормозных механизмов колес задней тележки автомобиля при включении рабочей, запасной и стояночной тормозных систем.

Пружинные энергоаккумуляторы вместе с тормозными камерами установлены на кронштейны разжимных кулаков тормозных механизмов задней тележки и закреплены двумя гайками с болтами.

Тормозная камера типа 20/20 с пружинным энергоаккумулятором: 1 - корпус; 2 - подпятник; 3 – кольцо уплотнительное; 4 - толкатель; 5 - поршень; 6 - уплотнение поршня; 7 - цилиндр энергоаккумулятора; 8 - пружина; 9 - винт механизма аварийного растормаживания; 10 - гайка упорная; 11 - патрубок цилиндра; 12 – трубка дренажная; 13 - подшипник упорный; 14 - фланец; 15 - патрубок тормозной камеры; 16 - мембрана; 17 – диск опорный; 18 - шток; 19 - пружина возвратная

При торможении рабочей тормозной системой, сжатый воздух от тормозного крана подается в полость над мембраной 16.

Мембрана 16, прогибаясь, воздействует на диск 17, который через шайбу и контргайку перемещает шток 18 и поворачивает регулировочный рычаг с разжимным кулаком тормозного механизма.

Таким образом, торможение задних колес происходит так же, как и торможение передних с обычной тормозной камерой.

При включении запасной или стояночной тормозной системы, то есть при выпуске воздуха ручным краном из полости под поршнем 5, пружина 8 разжимается и поршень 5 перемещается вниз. Подпятник 2 через мембрану 16 воздействует на подпятник штока 18, который, перемещаясь, поворачивает связанный с ним регулировочный рычаг тормозного механизма.

Происходит затормаживание автомобиля.

При оттормаживании сжатый воздух поступает через вывод под поршень 5.

Поршень вместе с толкателем 4 и подпятником 2 перемещается вверх, сжимая пружину 8 и дает возможность штоку 18 тормозной камеры под действием возвратной пружины 19 вернуться в исходное положение.

При чрезмерно большом зазоре между колодками и барабаном тормозного механизма, то есть при чрезмерно большом ходе штока тормозной камеры, усилие на штоке может оказаться недостаточным для эффективного торможения.

В этом случае следует включить ручной тормозной кран обратного действия и выпустить воздух из-под поршня 5 пружинного энергоаккумулятора.

Подпятник 2 под действием силовой пружины 8 продавит середину мембраны 16 и продвинет шток 18 на имеющийся дополнительный ход, обеспечив затормаживание автомобиля.

При нарушении герметичности и снижении давления в ресивере стояночной тормозной системы воздух из полости под поршнем 5 через вывод уйдет в атмосферу через поврежденную часть привода и произойдет автоматическое затормаживание автомобиля пружинными энергоаккумуляторами.

Работа тормозной камеры: А - растормаживание; B - торможение

Давление воздуха в ци­линдрах энергоаккумуляторов зависит от положения рукоятки тормозного крана.

При нарушении герметичности в контуре пневматического привода стояночного (или запасного) тормоза или при сниже­нии давления в ресиверах этого контура может произойти автоматическое затор­маживание колес задней тележки автомо­биля пружинами энергоаккумуляторов.

Движение автомобиля в этом случае обес­печивается растормаживанием колес уст­ройством пневматического или механиче­ского растормаживания.

Устройство для механического растор­маживания выполнено в виде винта с упорным подшипником, смонтированного в трубе толкателя пружинного энергоак­кумулятора.

При вращении винта перемещается поршень вместе с толкателем, сжимая пружину. Этим освобождается шток, который под действием возвратной пружины возвра­щает регулировочный рычаг с разжимным кулаком  в  расторможенное  положение.

Для быстрого выворачивания винта в комплекте инструмента имеются торцовый ключ 24X27 и специальная рукоятка, кото­рая вставляется в свободный конец ключа для его вращения.

Система пневматического растормажи­вания имеет контур аварийного расторма­живания, который состоит из части тройно­го защитного клапана (см. подвод II сжа­того воздуха на рис.), пневматическо­го крана 8, части двухмагистрального перепускного клапана 7, трубопроводов и шлангов, соединяющих аппараты.

Пневмопривод тормозных механизмов автомобиля КамАЗ-5320: 1 - компрессор, 2 - регулятор давления, 3 - предохранитель от замерзания, 4 - двойной защитный клапан, 5 - тройной защитный клапан, 6 - пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя, 7 - пневмоцилиндры привода заслонок вспомогательного тормоза, 8 - кран управления вспомогательным тормозом, 9 - кран управления стояночного тормоза, 10 - кран аварийного растормаживания, 11 - конденсационный ресивер, 12 - ресиверы контура II, 13 - ресивер контура III, 14 - ресивер контура 1,15 - кран слива конденсата, 16 - двухсекционный тормозной кран, 17 - выключатель электромагнитного клапана прицепа, 18 - клапан ограничения давления, 19 - тормозные камеры типа 24,20 - манометр, 21 - тормозные камеры типа 20/20 с пружинным энергоаккумулятором, 22 - выключатель стояночного тормоза, 23 - двухмагистральный перепускной клапан, 24 - ускорительный клапан, 25 - автоматический регулятор тормозных сил с упругим элементом, 26 - клапан управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом, 27 - одинарный защитный клапан. 28 - разобщительный кран, 29 - клапан управления тормозным системами прицепа с однородным приводом, 30 - выключатель сигнала торможения, 31 -соединительная головка типа «Палм», 32 - соединительная головка типа А; А - клапан контрольного вывода питающей магистрали, Е и В - клапан контрольных выводов контура III, D - клапан контрольного вывода контура II, С - клапан контрольного вывода контура I

Питание привода системы аварийного растормаживания осуществляется от реси­веров контуров I и II рабочего тормоза, когда давление в них более 500 кПа.

При нажатии кнопки автоматического крана 10 сжатый воздух поступает к вспомогательному перепускному клапану 23 и далее к цилиндрам энергоаккумулято­ров. Происходит растормаживание колес задней тележки.

Система аварийного ра­стормаживания обеспечивает (примерно) трехкратное полное растормаживание сто­яночного тормоза после аварийного само­затормаживания с целью отъезда с места остановки.