Смазочная система Камаз

  Схема смазочной системы КамазСмазочная система обеспечивает под­вод масла к трущимся поверхностям дета­лей, что уменьшает трение между ними и их изнашивание, а также позволяет снизить потери мощности двигателя на преодоле­ние сил трения. Во время работы двигателя масло, вводимое между деталями, непре­рывно циркулирует; при этом оно охлаж­дает детали, предохраняет их от коррозии и уносит продукты изнашивания. Тонкий слой масла, находящегося на поршнях, поршневых кольцах и цилиндрах, не только снижает их изнашивание, но и улучшает компрессию двигателя.

Смазочная система автомобиля КамАЗ ком­бинированная. Это значит, что масло к тру­щимся деталям подводится несколькими способами: под давлением, разбрызгива­нием и самотеком. Масло под давлением нагнетается в зазоры между наиболее на­груженными трущимися деталями: к ко­ренным и шатунным подшипникам колен­чатого вала, подшипникам распредели­тельного вала; к втулкам коромысла и верх­ним наконечникам штанг толкателей; к подшипникам топливного насоса высокого давления, компрессора пневмопривода тормозов и турбокомпрессоров.

 Смазочная система состоит из масляно­го насоса, установленного на нижней плос­кости блок-картера внутри поддона 14 (рис. 1.), полнопоточного масляного фильтра 22, центробежного масляного фильтра (центрифуги) 4, масляной магист­рали 23 с каналами, радиатора 16, маслозаливной горловины, указателя уровня мас­ла.

Резервуаром для масла служит поддон картера. Масло в него заливают через гор­ловину до уровня верхней метки на указа­теле уровня (щупе). Нижняя метка пока­зывает минимально допустимое количество масла.

Глубокая часть поддона автомобилей КамАЗ с колесной формулой 6X4 нахо­дится в задней части двигателя, на автомо­билях КамАЗ-4310,-43105 — в передней части двигателя. Это обусловлено компо­новкой автомобилей.

Во время работы двигателя масло из поддона 14 через сетчатый маслоприемник 17 засасывается двухсекционным насосом. Отсюда меньшая часть масла по каналам блок-картера и передней крышки блока по­стоянно нагнетается радиаторной секцией в центрифугу 4. Очищенное центрифугой масло через кран 3 поступает в радиатор 16, где охлаждается и далее сливается в поддон. При закрытом кране 3 или повыше­нии давления масла в радиаторе до 50...70 кПа оно из центрифуги через открывшийся сливной клапан поступает в поддон минуя радиатор.

Большая часть масла попадает из под­дона во всасывающую полость нагнетаю­щей секции масляного насоса и ее шестер­нями подается в полнопоточный фильтр 22, где оно очищается, проходя через два фильтрующих элемента, включенных па­раллельно, а затем по каналу в блоке по­ступает в главную магистраль 23. Из этой магистрали по каналам в перегородках и стенках блока цилиндров масло подается к коренным подшипникам коленчатого вала, подшипникам распределительного вала и втулкам коромысел газораспределительно­го механизма.

Из кольцевых проточек на вкладышах коренных подшипников через каналы в ко­ренных шейках и щеках коленчатого вала масло поступает в грязеуловительные по­лости шатунных шеек, где проходит дополнительную центробежную очистку, а затем поступает на смазывание шатунных под­шипников.

Выдавливаемое из зазоров масло раз­брызгивается вращающимися деталями кривошипно-шатунного механизма, при этом образуется масляный туман, который оседает на поверхности гильз цилиндров, поршней, толкателей и других деталей и таким образом смазывает их.

Масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемным кольцом, отводится в пор­шень и смазывает опоры поршневого паль­ца в бобышках и подшипник верхней голов­ки шатуна.

По каналам в коротких плечах коромы­сел газораспределительного механизма и в регулировочных винтах масло подается к верхним наконечникам штанг. Стекая по штангам, оно смазывает их нижние нако­нечники, толкатели, а затем поступает в поддон. Носики коромысел и стержни кла­панов смазываются маслом, которое выте­кает из зазоров втулок коромысел и раз­брызгивается движущимися деталями, за­тем по наклонным каналам оно отводится в полость для штанг и далее в поддон.

Часть масла из главной магистрали по каналу в блоке цилиндров и трубке подает­ся в полость топливного насоса высокого давления, смазывает его подшипники и де­тали регулятора частоты вращения и далее по сливной трубке поступает в картер дви­гателя. Из главной магистрали масло на­гнетается и к подшипникам турбокомпрес­соров, и к коленчатому валу компрессоров пневмопривода тормозов. Предусмотрен также постоянный подвод масла под давле­нием к выключателю 12 гидромуфты при­вода вентилятора. При открытом положе­нии выключателя масло поступает в рабо­чую полость гидромуфты 13, откуда слива­ется в поддон картера.

Давление масла в системе контролиру­ется по манометру 9 на щитке приборов в кабине. Кроме того, имеется сигнализация аварийного давления. Когда оно становит­ся меньше 70 кПа, на манометре загорает­ся красная лампочка 8. При этом необхо­димо остановить двигатель и выявить при­чину неисправности.

Лампа 7 служит для сигнализации о предельном засорении фильтрующих эле­ментов масляного фильтра 22. Постоянное свечение этой лампы свидетельствует о том, что открылся перепускной клапан и неочи­щенное масло попадает в главную магист­раль минуя фильтрующие элементы. Крат­ковременное (до прогрева двигателя) горе­ние сигнальной лампы 7 допускается, при постоянном ее свечении необходимо заме­нить фильтрующие элементы.

Клапаны смазочной системы КамазКлапаны смазочной системы. К тру­щимся деталям масло подводится под оп­ределенным давлением. Если оно недоста­точно, то из-за уменьшения скорости пото­ка в зазорах ухудшаются вымывание из них продуктов изнашивания и охлаждение деталей. При чрезмерном давлении увели­чиваются нагрузка на сборочные единицы смазочной системы и затрата энергии на привод масляного насоса. Давление масла в магистрали зависит от частоты враще­ния коленчатого вала, температуры масла, степени изношенности деталей, сопро­тивления масляных фильтров, радиатора и т. п.

Чтобы с изменением этих факторов не нарушилась нормальная работа, система оборудована автоматически действующи­ми плунжерными клапанами. Всего их шесть: три у масляного насоса — предох­ранительные и .2 (рис.2. ) соответствен­но радиаторной и нагнетающей секций и клапан 7; у центрифуги — сливной 12 и пе­репускной 11 клапаны и один перепускной клапан 5 у полнопоточного масляного фильтра.

 Клапан 7 необходим для поддержания нормального давления (400...550 кПа) масла в главной магистрали у прогретого двигателя. По принципу действия клапан дифференциальный представляет собой плунжер с кольцевой проточкой А. С одной стороны он нагружен силой давления мас­ла из главной магистрали, а с другой — пружиной. При этом сила давления, пере­даваемая непосредственно из нагнетаю­щей секции масляного насоса по каналу Б в проточку А, не нарушает равновесия, так как она действует на равные по площади торцовые поверхности проточки. Когда давление в главной магистрали превысит допустимое, клапан, преодолевая сопро­тивление пружины, сместится и проточка А соединит каналы Б и В, в результате чего масло от насоса будет свободно сливаться по каналу В в поддон.

Перепускной клапан 5 вступает в рабо­ту при засорении фильтроэлементов полно­поточного фильтра 4. С одной стороны на клапан 5 действует сила давления неочи­щенного масла, а с другой — сила давле­ния очищенного масла и усилие пружи­ны, отрегулированной на перепад (раз­ность) давлений до и после фильтра, рав­ный 250...300 кПа. Когда сопротивление фильтра превышает значение перепада давлений, клапан открывается и часть мас­ла перепускается в главную магистраль минуя фильтр.Таким образом, когда срабатывает пе­репускной клапан, то аварийное поврежде­ние двигателя предотвращается, но одно­временно усиливается изнашивание дета­лей из-за подачи к ним неочищенного масла. Чтобы водитель знал об этом, в перепуск­ном клапане имеется контактное устройст­во, обеспечивающее включение лампы 6 на щитке приборов в кабине, сигнализирую­щей о работе двигателя на неочищенном масле.

 Предохранительные клапаны 2 и 9 пред­отвращают чрезмерное повышение давле­ния, создаваемого секциями масляного на­соса, подача которых рассчитана с запасом на случай работы с пониженной частотой вращения, на горячем масле, при опреде­ленной изношенности двигателя. Со сторо­ны нагнетательной полости на клапан дей­ствует сила давления масла, а с противопо­ложной стороны — усилие пружины. Когда сила давления превысит сопротивление пружины (например, при прокачивании хо­лодного масла при пуске непрогретого двигателя), клапан откроется и перепустит избыток масла во всасывающую полость, снизив нагрузки на детали насоса.

Для обеспечения нормальной работы центрифуги требуется достаточно высокое давление поступающего в нее масла, поэто­му перепускной клапан 11 отрегулирован на давление открытия 600...650 кПа. Для предохранения от разрушения тонкостен­ных трубок масляного радиатора давление масла в его магистрали должно быть значительно ниже,поэтому сливной клапан 12 открывается при давлении 50-70кПа.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить