Двигатель состоит из кривошипно-ша­тунного и газораспределительного меха­низмов, а также из систем охлаждения, смазочной, питания и регулирования, пуска

С помощью кривошипно-шатунного ме­ханизма возвратно-поступательное движе­ние поршней в цилиндрах преобразуется во вращательное движение коленчатого вала.

Двигатель КамАЗ-740.10 (базовая модель) - поперечный разрез: 19 - полнопоточный масляный фильтр; 20 - маслозаливная горловина; 21 - указатель уровня масла в картере двигателя; 22 - центробежный масляный фильтр; 23 - коробка термостатов; 24 - передний рым-болт; 25 - компрессор; 26 - насос гидроусилителя рулевого; 27 - задний рым-болт; 28 - левая водосборная труба; 29 - факельная свеча; 30 - левый впускной воздухопровод; 31 - форсунка; 32 - скоба крепления форсунки; 33 - патрубок выпускного коллектора; 34 - выпускной коллектор

Механизм газораспределения своевре­менно открывает и закрывает клапаны, ко­торые пропускают в цилиндры воздух и вы­пускают из цилиндров отработавшие газы.

Двигатель КамАЗ-740.10 (базовая модель) - продольный разрез; 1 - генератор; 2 - топливный насос низкого давления; 3 – ручной топливопрокачивающий насос; 4 - топливный насос высокого давления; 5 - автоматическая муфта опережения впрыскивания топлива; 6 - ведущая полумуфта привода топливного насоса высокого давления; 7 - соединительный патрубок впускных воздухопроводов; 8 - фильтр тонкой очистки топлива; 9 - распределительный вал; 10 - маховик; 11 - картер маховика; 12 - пробка сливного отверстия; 13 - поддон картера; 14 - коленчатый вал; 15 - масляный насос; 16 - вал привода гидромуфты; 17 - шкив привода генератора; 18 - лопасти вентилятора

Система охлаждения поддерживает требуемый тепловой режим двигателя.

Смазочная система подает масло к тру­щимся деталям двигателя для уменьшения трения и их изнашивания.

Система питания очищает и подает в цилиндры воздух и топливо, а с помощью регулятора автоматически регулирует поступление (подачу) топлива в камеру сго­рания в зависимости от нагрузки двига­теля.

Система пуска дизеля необходима для проворачивания коленчатого вала при пуске.

Здесь мы опишем набор со­ставных частей двигателей КамАЗ-740.10, КамАЗ-7403.10 и КамАЗ-7409.10, объясним схему действия и принцип работы их механизмов и систем.

Двигатель КамАЗ-740.10 (рис. 1) — четырехтактный дизель жид­костного охлаждения с V-образным расположением восьми цилиндров; является ба­зовым для всех модификаций двигателя марки.

Двигатель КамA3 - 7403.10 (рис. 2) имеет увеличенную мощность за счет применения газотурбинного наддува, при котором для сжатия воздуха и его на­гнетания в цилиндры используется часть энергии отработавших газов.

Общий вид двигателя КамАЗ-7403.10 с турбонаддувом: 1 - объединительный патрубок; 2 - топливный насос высокого давления модели 334; 3, 5 - воздухопроводы; 4, 7 - турбокомпрессоры; 6 - патрубок; 8 - выпускной коллектор модели 271; 9 - форсунка

Газодизель 7409.10 (рис. 3) может работать как на природном газе с воспламенением его запальной дозой ди­зельного топлива, так и на дизельном топ­ливе в режиме дизеля.

Общий вид двигателя КамАЗ-7409.10 (газодизель): 1 - объединительный патрубок; 2,10 - впускные воздуховоды; 3 - топлив­ный насос высокого давления модели 335; 4 - индивидуальный воздухо­очиститель компрессора; 5 - редуктор низкого давления. 6 - электромагнитный клапан с фильтром; 7 - привод управления с дозатором газа; 8 - дозатор газа. 9 - смеситель; 11 - привод управления регулятором частоты вращения

Основные конструктивные данные и па­раметры двигателей приведены в техниче­ской характеристике (в скобках даны зна­чения при работе двигателя в режиме дизеля).

Техническая характеристика двигателей КамАЗ

Модель 740.10

  • Число тактов 4
  • Число цилиндров 8

Расположение цилиндров V-образное, угол развала 90°

Порядок работы цилиндров 1—5—4—2—6—3—7—8

Направление вращения коленчатого вала - правое

Диаметр цилиндров и ход поршня 120х120 мм

Рабочий объем 10,85 л

Степень сжатия 17

Номинальная мощность 154 кВт

Максимальный крутящий момент 637 Нм

Частота вращения коленчатого вала, об/мин:

  • - номинальная 2600
  • - при максимальном крутящем моменте (1600-1800)
  • - на режиме холостого хода мини­мальная, не более 600
  • - то же, максимальная, не более 2930

Фазы газораспределения впускного кла­пана:

  • - открытие 13° до в. м. т.
  • - закрытие 49° после н. м. т.

То же, впускного клапана:

  • - открытие 66° до н. м. т.
  • - закрытие 10° после в. м. т.

Давление масла в прогретом двигателе, кПа:

  • - при номинальной частоте вращения 400-550
  • - при минимальной частоте враще­ния на режиме холостого хода, не менее 100

Модель форсунки 33-01

Модель топливного насоса высокого давления 33-02

Модель 7403.10

Число тактов 4

Число цилиндров 8

Расположение цилиндров V-образное, угол развала 90°

Порядок работы цилиндров 1—5—4—2—6—3—7—8

Направление вращения коленчатого вала правое

Диаметр цилиндров и ход поршня 120х120 мм

Рабочий объем 10,85 л

Степень сжатия 16

Номинальная мощность, кВт 191

Максимальный крутящий момент, Нм 785

Частота вращения коленчатого вала, об/мин:

  • - Номинальная 2600
  • - при максимальном крутящем моменте 1600-1800
  • - на режиме холостого хода мини­мальная, не более 600
  • - то же, максимальная, не более 2930

Фазы газораспределения впускного кла­пана:

  • - Открытие 13° до в. м. т.
  • - закрытие 49° после н. м. т.

То же, впускного клапана:

  • - открытие 66° до н. м. т.
  • - закрытие 10° после в. м. т.

Давление масла в прогретом двигателе, кПа:

  • - при номинальной частоте вращения 400-550
  • - при минимальной частоте враще­ния на режиме холостого хода, не менее 100

Модель форсунки 271

Модель топливного насоса высокого давления 334

Модель 7409.10

Число тактов 4

Число цилиндров 8

Расположение цилиндров V-образное, угол развала 90°

Порядок работы цилиндров 1—5—4—2—6—3—7—8

Направление вращения коленчатого вала правое

Диаметр цилиндров и ход поршня, мм 120х120

Рабочий объем, л 10,85

Степень сжатия 17

Номинальная мощность, кВт 154

Максимальный крутящий момент, Нм 637

Частота вращения коленчатого вала, об/мин:

  • - номинальная 2550 (2600)
  • - при максимальном крутящем моменте 1300-1800
  • - на режиме холостого хода мини­мальная, не более 600
  • - то же, максимальная, не более 2930

Фазы газораспределения впускного кла­пана:

  • - открытие 13° до в. м. т.
  • - закрытие 49° после н. м. т.

То же, впускного клапана:

  • - открытие 66° до н. м. т.
  • - закрытие 10° после в. м. т.

Давление масла в прогретом двигателе, кПа:

  • - при номинальной частоте вращения 400-550
  • - при минимальной частоте враще­ния на режиме холостого хода, не менее 100

Модель форсунки 33-01

Модель топливного насоса высокого давления 335

new

Обслуживание карбюратора К–126ГУ (для двигателей мод. 4178) Карбюратор К–126ГУ применяется для комплектации двигателей модели 4178, как вариант взамен карбюратора К–151В

Ремонт коленчатого вала заключается в перешлифовке коренных и шатунных шеек под очередной ремонтный размер