Российский внедорожник Нива завоевал свою популярность не только в России, но и за ее пределами

Недорогой и простой в обслуживании автомобиль, который с успехом эксплуатируется при любых погодных условиях как на крайнем севере так и на юге

Нива ВАЗ-2121 и его модификации повышенной проходимости. Все колеса — постоянно ведущие (неотключаемый полный привод), есть режим блокировки межосевого дифференциала. Кузов — несущий, цельнометаллический, сварной.

Характеристики автомобиля ВАЗ-2121

Двигатель — четырехцилиндровый, рядный, бензиновый, четырехтактный; расположение — переднее, продольное.

На ВАЗ-21213 устанавливается карбюраторный двигатель мод. 21213 рабочим объемом 1,7 л, на ВАЗ—21214 — двигатель 21214 того же объема с распределенным впрыском топлива. (Ранее на автомобили ВАЗ-21214 устанавливался двигатель 21214 с центральным впрыском топлива и микропроцессорной системой зажигания).

ВАЗ-21215 (поставляется на экспорт) оснащен дизельным двигателем XUD-9SD рабочим объемом 1,9 л концерна «Пежо-Ситроен». Бензиновый двигатель с центральным впрыском и дизельный в России практически не встречаются.

Идентификационный номер (VIN) автомобиля выбит на брызговике правого переднего крыла. Дублирующий идентификационный номер (VIN) автомобиля выбит на полу багажного отсека справа.

Данные об автомобиле приведены в табличке, закрепленной на горизонтальной полке щита передка.

Номер двигателя выбит на блоке цилиндров слева над масляным фильтром.

Агрегаты трансмиссии ВАЗ-2121

Автомобиль «Нива» – полноприводный, т.е. ведущими являются все колеса. Полный привод – постоянный: крутящий момент от двигателя всегда передается сразу на обе оси (мосты не отключаются).

Такая схема повышает проходимость автомобиля, одновременно снижая нагрузки на узлы трансмиссии, но несколько увеличивает расход топлива.

Передний и задний мосты связаны через межосевой дифференциал, позволяющий передним и задним колесам вращаться с разными угловыми скоростями в зависимости от траектории и условий движения.

Межосевой дифференциал расположен в раздаточной коробке и аналогичен межколесным дифференциалам, расположенным в переднем и заднем мостах.

В отличие от них, межосевой дифференциал можно принудительно блокировать (рычаг блокировки находится на тоннеле пола). При этом передний и задний карданные валы становятся жестко связанными между собой и вращаются с одинаковой частотой.

Это значительно повышает проходимость автомобиля (на скользких подъемах, в грязи, снегу и т.п.), но ухудшает управляемость и увеличивает износ деталей трансмиссии и шин на покрытии с хорошим сцеплением. Поэтому блокировку дифференциала можно использовать только для преодоления сложных участков и на небольшой скорости.

Для предупреждения водителя о включенном режиме блокировки служит контрольная лампа на панели приборов.

Включать блокировку дифференциала можно при движении автомобиля, если колеса не буксуют.

Блокировка межосевого дифференциала не избавляет автомобиль от опасности «диагонального вывешивания», когда одно из колес на каждой оси теряет сцепление с грунтом – в этом случае подсыпают грунт под вывешенные колеса или подкапывают его под остальными.

Для увеличения крутящего момента, подводимого к колесам, служит низшая передача в раздаточной коробке, ее передаточное число – 2,135.

Высшая передача, предназначенная для нормальных условий движения, имеет передаточное число 1,20.

Таким образом, водитель может использовать один из двух рядов передаточных чисел – с высшей или низшей передачей в раздаточной коробке.

Суммарные передаточные числа «верхнего» ряда (с I по V передачу) – 4,40; 2,52; 1,63; 1,20; 0,98, «нижнего» – 7,82; 4,47; 2,90; 2,13; 1,75.

Низшую передачу в раздаточной коробке включают перед преодолением заснеженных, песчаных участков, крутых подъемов, при буксировке грузов и т.п., когда ощущается недостаток тяги двигателя или для движения с очень малой скоростью.

Включать низшую передачу в раздаточной коробке необходимо заранее, на стоящем автомобиле, так как муфта переключения передач не имеет синхронизаторов.

Высшую передачу при некотором навыке удается включить и при движении со скоростью не выше 30–35 км/ч, однако, если есть возможность, лучше снизить скорость или остановиться.

Автомобиль с постоянным полным приводом предъявляет особые требования к шинам. Они должны быть одинаковы не только по размеру, но и по степени износа.

Разные радиусы качения шин вызовут повышенный износ дифференциалов при обычных условиях движения, а при включенной блокировке — повышенный износ других деталей трансмиссии и пробуксовку колес.

Технические характеристики автомобилей

Кузов - Цельнометаллический, несущий, двухобъемный

Число дверей 3

Количество мест (при сложенных задних сиденьях) 4-5 (2)

Снаряженная масса, кг 1210

Грузоподъемность, кг 400

Полная масса, кг 1610

дорожный просвет автомобиля с полной нагрузкой при статическом радиусе шин 315 мм (175/80R16)/322 мм(696-16), не менее, мм:

  • - до поперечины передней подвески 221/228
  • - до балки заднего моста  213/220

Полная масса буксируемого прицепа, кг:

  • - не оборудованного тормозами 400
  • - оборудованного тормозами 1490

Наименьший радиус поворота по следу наружного переднего колеса, м 5,5

Максимальная скорость, км/ч:

  • - с водителем и пассажиром 137
  • - с полной нагрузкой 135

Время разгона с места до 100 км/ч:

  • - с водителем и пассажиром 19
  • - с полной нагрузкой 21

Максимальный подъем, преодолеваемый автомобилем с полной нагрузкой без разгона на первой передаче, % 58

Тормозной путь автомобиля при экстренном торможении с разрешенной максимальной массой со скорости 80 км/ч на горизонтальном участке ровного асфальтированного шоссе, не более, м:

  • - при использовании рабочей системы 40
  • - при использовании одного из контуров рабочей системы - 90

Расход топлива* на 100 км пути не более, л:

  • - на шоссе при скорости 90 км/ч на пятой передаче 8,3
  • - на шоссе при скорости 120 км/ч на пятой передаче ВАЗ-21213 - 11,5
  • - на шоссе при скорости 120 км/ч на пятой передаче ВАЗ-21214 - 11,2
  • - в городском цикле ВАЗ-21213 - 10,3
  • - в городском цикле ВАЗ-21214 - 10,2

Двигатель ВАЗ-21213, ВАЗ-21214

Тип – Четырехтактный бензиновый

Число и расположение цилиндров 4, в ряд

Порядок работы цилиндров 1-3-4-2

диаметр цилиндра и ход поршня 82х80 мм

Рабочий объем, л 1,69 

Степень сжатия 9,3

Двигатель ВАЗ-21213

Номинальная мощность по ГОСТ 14846—81 (нетто), кВт (л.с.) - 58,0 (78,9)

Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, мин-1 - 5200

Максимальный крутящий момент, Нм (кгсм) по ГОСТ 14846—81  - 127 (12,9)      

Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте, мин-1  - 3000

Минимальная частота вращения коленчатого вала на режиме холостого хода, мин-1 - 750—800

Система питания - С карбюратором 

Топливо - Бензин с октановым числом 92—95

Система зажигания - Бесконтактная 

Начальный угол опережения зажигания, градус 1±1

Двигатель ВАЗ-21214

Номинальная мощность по ГОСТ 14846—81 (нетто), кВт (л.с.) - 59,5 (80,9)

Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, мин-1 - 5200

Максимальный крутящий момент, Нм (кгсм) по ГОСТ 14846—81127 - 127,5 (13,0)

Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте, мин-1  - 4000

Минимальная частота вращения коленчатого вала на режиме холостого хода, мин-1 - 820—880

Система питания - Распределенный впрыск

Топливо - Неэтилированный бензин с октановым числом 92—95

Система зажигания – Микропроцессорная

Начальный угол опережения зажигания - Регулировке не подлежит

Трансмиссия

Сцепление - Однодисковое, сухое, с диафрагменной пружиной

Привод включения сцепления - Гидравлический

Коробка передач - Механическая.

Пять передач переднего хода, одна заднего хода.

Все передачи переднего хода синхронизированы

Передаточные числа коробки передач:

  • 1-я передача 3,67
  • 2-я передача 2,10
  • 3-я передача 1,36
  • 4-я передача 1,00
  • 5-я передача 0,82
  • задний ход 3,53

Раздаточная коробка двухступенчатая; с межосевым дифференциалом с принудительной блокировкой

Передаточные числа раздаточной коробки:

  • - повышенная передача 1,2
  • - пониженная передача 2,135

Промежуточный вал (от коробки передач к раздаточной коробке) - С эластичной муфтой и шарниром равных угловых скоростей

Передний и задний карданные валы (от раздаточной коробки к переднему и заднему мостам) - Трубчатого сечения, с двумя карданными шарнирами на игольчатых подшипниках с пресс-масленками

Главная передача (переднего и заднего мостов) - Коническая, гипоидная

Передаточное число главной передачи 3,9

Привод передних колес - Открытыми валами с шарнирами равных угловых скоростей

Привод задних колес - Полуосями, проходящими в балке заднего моста

Подвеска, ходовая часть

Передняя подвеска - Независимая, на поперечных рычагах, с цилиндрическими пружинами, с телескопическими гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости

Задняя подвеска - Зависимая (жесткая балка), на четырех продольных и одном поперечном рычагах, с цилиндрическими пружинами и телескопическими гидравлическими амортизаторами

Рулевое управление

Рулевой механизм - Глобоидальный червяк с двухгребневым роликом

Передаточное число рулевого механизма 16,4

Рулевой привод - Трехзвенный: с одной средней и двумя боковыми разрезными тягами; с маятниковым рычагом