Конструкция рулевого управления автомобиля Нива ВАЗ-2121

Рулевое управление – с механической связью, без усилителя. Рулевой механизм – «глобоидальный червяк – двухгребневой ролик», передаточное число редуктора – 16,4. Рулевая трапеция образована тремя рулевыми тягами (одна средняя и две боковых), сошкой, маятниковым рычагом и рычагами поворотных кулаков. Боковые тяги состоят из двух наконечников, соединенных резьбовой разрезной муфтой.

Конструкция рулевого управления автомобиля Нива ВАЗ-2121На внутреннем (коротком) наконечнике – правая резьба, на наружном – левая. На соединительной муфте резьба также разного направления, поэтому при ее поворачивании длина боковой тяги может увеличиваться или уменьшаться, что нужно для регулировки схождения колес. Муфта фиксируется на наконечниках стяжными хомутами. На концах рулевых тяг находятся шаровые шарниры. Их пальцы имеют конусную посадку в рычагах и зафиксированы в них гайками со шплинтами. Шаровая головка пальца вращается в пластмассовом вкладыше, поджимаемом пружиной к корпусу шарнира. Другим концом пружина упирается в стальную заглушку, завальцованную в корпус шарнира. Благодаря конусности наружной поверхности вкладыша и внутренней поверхности корпуса шарнира при поджатии вкладыша выбирается люфт между вкладышем и шаровой головкой пальца. Чтобы убедиться, что вкладыш не заклинен в корпусе, рукой или монтажной лопаткой нажимают на корпус шарнира в направлении пальца – при этом палец должен уйти внутрь корпуса на 0,5–1,5 мм. При заклинивании шарнира или ощутимом люфте в нем заменяют рулевую тягу (рулевой наконечник). От влаги и грязи шарнир защищен резиновым чехлом, напрессованным на корпус. При повреждении чехла немедленно замените его, удалив с поверхности шарнира старую смазку и добавив новую (ШРБ-4). Кронштейн маятникового рычага прикреплен к правому лонжерону двумя болтами с самоконтрящимися гайками. Корпус кронштейна – литой, из алюминиевого сплава. В нем установлены две пластмассовые втулки, в которых вращается ось маятникового рычага. Сверху и снизу на ось надеты шайбы, которые поджимают втулки к корпусу кронштейна. Нижняя шайба упирается в маятниковый рычаг, закрепленный на оси самоконтрящейся гайкой, верхняя – в гайку со шплинтом. Эту гайку затягивают на снятом кронштейне так, чтобы маятниковый рычаг не проворачивался под собственным весом, а лишь под нагрузкой 1–2 кгс. На рабочие поверхности втулок и в пространство между осью и корпусом закладывают смазку Литол-24. Для защиты от грязи служат два резиновых уплотнительных кольца, установленных между шайбами и корпусом рычага. При износе втулок их заменяют, при износе корпуса или оси заменяют кронштейн. Рулевой механизм прикреплен тремя болтами с самоконтрящимися гайками к левому лонжерону. Его корпус – литой, из алюминиевого сплава. В его нижней (удлиненной) части запрессованы две бронзовые втулки, в которых вращается вал рулевой сошки. На нижнем шлицевом конце вала гайкой закреплена рулевая сошка (она устанавливается на вал только в определенном положении). На верхней части вала выполнен прилив с вырезом; в нем расположен двухгребневой ролик, вращающийся в шариковых или игольчатых подшипниках. В Т-образный паз на верхнем торце вала входит головка винта, которым регулируется зазор между роликом и червяком (см. ниже). Осевой люфт головки в пазу не должен превышать 0,05 мм; это достигается подбором толщины надеваемой на винт регулировочной пластины. Винт перемещается по резьбе в крышке рулевого механизма и стопорится гайкой и фигурной шайбой. Червяк рулевого механизма вращается в двух шариковых радиально-упорных подшипниках, зазор в которых регулируется подбором прокладок между корпусом и нижней крышкой (при этом из механизма выливается масло, по окончании регулировки его уровень необходимо восстановить). При правильно отрегулированном зазоре момент проворачивания вала червяка (со снятым валом сошки) должен быть в пределах 20–49 Н.см. Если он меньше, уменьшают толщину пакета прокладок, если больше – увеличивают. После установки вала сошки регулируют зазор в зацеплении ролика с червяком: момент сопротивления проворачиванию вала червяка при повороте на 30° вправо-влево от среднего положения должен быть 88–118 Н.см, а при больших углах – не более 69 Н.см. На практике простейший контроль заключается в следующем: на снятом рулевом механизме вал червяка должен проворачиваться от руки с заметным возрастанием усилия вблизи среднего положения, осевого люфта вала быть не должно. Для заливки масла в картер рулевого механизма в верхней крышке предусмотрено отверстие, закрываемое резьбовой пробкой. Трансмиссионное масло заливают до кромки этого отверстия (0,215 л), по нему же контролируют уровень. Утечка масла возможна из-под нижней крышки подшипника вала червяка (из-за ее деформации) или через сальниковые уплотнения валов сошки и червяка. Ремонт редуктора в домашних условиях (за исключением регулировки зазоров и замены сальников) не рекомендуется. Рулевой вал – двухзвенный, состоит из верхнего и промежуточного валов. Верхний вал вращается в двух подшипниках с резиновыми втулками, завальцованных в трубе кронштейна вала. В нижней части к валу приварено кольцо с пазом, в который входит запорный ригель противоугонного устройства. На верхнем шлицевом конце вала закреплено рулевое колесо, гайка его крепления закернена. Промежуточный вал имеет на концах карданные шарниры с разрезными шлицевыми наконечниками, стягиваемыми болтами; нижний соединен с валом червяка, верхний - с верхним рулевым валом. Травмобезопасность рулевого управления обеспечивается складыванием рулевого вала за счет карданных шарниров и особого крепления кронштейна рулевого вала. Последний прикреплен к кронштейну кузова в четырех точках: сверху – на приварных болтах с гайками и шайбами, снизу – специальными отрывными болтами с фиксирующими пластинами. При столкновении края фиксирующих пластин деформируются и проскакивают через прямоугольные отверстия кронштейна рулевого вала. При этом за счет складывания рулевого вала рулевое колесо перемещается не назад, а вверх и вперед, уменьшая вероятность травм грудной клетки водителя.

Возможные неисправности рулевого управления и методы устранения

Причина неисправности

Метод устранения

Увеличенный свободный ход рулевого колеса

1. Ослабли болты крепления картера рулевого механизма

2. Ослабли гайки шаровых пальцев тяг

3. Увеличенный зазор в шаровых шарнирах рулевых ТЯГ

4. Увеличенный зазор в подшипниках ступиц передних колес

5. Увеличенный зазор в зацеплении ролика с червяком

6. Слишком большой зазор между осью маятникового рычага и втулками

7. Увеличенный зазор в подшипниках червяка

8. Ослабли болты крепления промежуточного вала к валу червяка или к верхнему валу рулевого механизма

1. Затяните гайки

2. Проверьте и затяните гайки

3. Замените наконечники или рулевые тяги

4. Отрегулируйте зазор

5. Отрегулируйте зазор

6. Замените втулки или кронштейн в сборе

7. Отрегулируйте зазор

8. Затяните болты

Тугое вращение рулевого колеса

 

1. деформация деталей рулевого привода

2. Неправильная установка углов передних колес

3. Нарушен зазор в зацеплении ролика с червяком

4. Перетянута регулировочная гайка оси маятникового рычага

5. Низкое давление в шинах передних колес

6. Повреждение деталей шаровых шарниров

7. Отсутствует масло в картере рулевого механизма

8. Повреждение подшипников верхнего вала рулевого управления

1. Замените деформированные детали

2. Проверьте установку колес и отрегулируйте

З. Отрегулируйте зазор

4. Отрегулируйте затягивание гайки

5. Установите нормальное давление

6. Проверьте и замените поврежденные детали

7. Проверьте и долейте. При необходимости замените сальник

8. Замените подшипники

Шум (стуки) в рулевом управлении

 

1. Увеличенный зазор в подшипниках ступиц передних колес

2. Ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг

З. Увеличенный зазор между осью маятникового рычага и втулками

4. Ослаблена регулировочная гайка оси маятникового рычага

5. Нарушен зазор в зацеплении ролика с червяком или в подшипниках червяка

6. Увеличенный зазор в шаровых шарнирах рулевых тяг

7. Ослабление болтов крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага

8. Ослабление гаек крепления поворотных рычагов

9. Ослабление болтов крепления промежуточного вала рулевого управления

1. Отрегулируйте зазор

2. Проверьте и затяните гайки

З. Замените втулки или кронштейн в сборе

4. Отрегулируйте затягивание гайки

5. Отрегулируйте зазор

6. Замените наконечники или рулевые тяги

7. Проверьте и затяните гайки болтов

8. Затяните гайки

9. Затяните гайки болтов

Самовозбуждающееся угловое колебание передних колес

1. давление в шинах не соответствует норме

2. Нарушены углы установки передних колес

З. Увеличенный зазор в подшипниках ступиц передних колес

4. дисбаланс колес

5. Ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг

6. Ослабление болтов крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага

7. Нарушен зазор в зацеплении ролика с червяком

1. Проверьте и установите нормальное давление

2. Проверьте и отрегулируйте углы установки колес

3. Отрегулируйте зазор

4. Отбалансируйте колеса

5. Проверьте и затяните гайки

6. Проверьте и затяните гайки болтов

7. Отрегулируйте зазор

Увод автомобиля от прямолинейного движения в какую-либо одну сторону

1. Неодинаковое давление в шинах

2. Нарушены углы установки передних колес

3. Различная осадка пружин передней подвески

4. Деформированы поворотные кулаки или рычаги подвески

5. Неполное растормаживание одного или нескольких колес

1. Проверьте и установите нормальное давление

2. Проверьте и отрегулируйте углы установки колес

3. Замените непригодные пружины

4. Проверьте кулаки и рычаги, негодные детали замените

5. Проверьте состояние тормозной системы

Неустойчивость автомобиля

1. Нарушены углы установки передних колес

2. Увеличенный зазор в подшипниках передних колес

3. Ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг

4. Слишком большой зазор в шаровых шарнирах рулевых тяг

5. Ослабление болтов крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага

6. Увеличенный зазор в зацеплении ролика и червяка

7. деформированы поворотные кулаки или рычаги подвески

1. Проверьте и отрегулируйте углы установки колес

2. Отрегулируйте зазор

3. Проверьте и затяните гайки

4. Замените наконечники или рулевые тяги

5. Проверьте и затяните гайки болтов

6. Отрегулируйте зазор

7. Проверьте кулаки и рычаги; замените деформированные детали

Утечка масла из картера

1. Износ сальника вала сошки или червяка

2. Ослабление болтов, крепящих крышки картера рулевого механизма

3. Повреждение уплотнительных прокладок

1. Замените сальник

2. Затяните болты

3. Замените прокладки

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить