Снятие поддона картера и масляного насоса двигателя на автомобиле

Обычно масляный насос снимают для замены или ремонта. Замена или ремонт маслонасоса может быть вызван следующими причинами:

- недостаточное давление масла на холостом ходу при прогретом двигателе (износ шестерен маслонасоса или попадание посторонних предметов под редукционный клапан давления масла).

- резкое падение давления масла после наезда на препятствие, вызвавшего деформацию поддона (в этом случае может быть поломка приемника масла или трещина);

- большое давление масла на прогретом двигателе из-за заедания редукционного клапана.

Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике.

Снимаем маслоотделитель системы вентиляции картера двигателя (смотрим статью – «Снятие маслоотделителя системы вентиляции картера»).

Отсоединяем поддон картера от блока цилиндров (смотрим – «Замена прокладки поддона картера двигателя на автомобиле»).

Снятие и ремонт маслонасоса автомобиля Нива ВАЗ-2121

В зазор между привалочными плоскостями блока цилиндров и поддона картера вставляем «трещотку» с головкой «на 13».

Снятие и ремонт маслонасоса автомобиля Нива ВАЗ-2121

Снятие и ремонт маслонасоса автомобиля Нива ВАЗ-2121

Отворачиваем два болта крепления масляного насоса к блоку цилиндров (для наглядности поддон картера снят)

Вынимаем болты крепления масляного насоса.

Снятие и ремонт маслонасоса автомобиля Нива ВАЗ-2121

Снятие и ремонт маслонасоса автомобиля Нива ВАЗ-2121

Отпустив масляный насос в поддон картера, снимаем поддон с насосом.

Снимаем прокладку поддона картера

Снятие и ремонт маслонасоса автомобиля Нива ВАЗ-2121

Снимаем уплотнительную прокладку масляного насоса.

(При установке насоса нужно обязательно поменять прокладку)

Разборка и осмотр масляного насоса

Снятие и ремонт маслонасоса автомобиля Нива ВАЗ-2121

Снятие и ремонт маслонасоса автомобиля Нива ВАЗ-2121

Накидным ключом «на 10» отворачиваем три болта крепления приемного патрубка масляного насоса.

(Один из болтов короче других, при сборке установите на прежнее место)

Снимаем приемный патрубок с редукционным клапаном.

Снятие и ремонт маслонасоса автомобиля Нива ВАЗ-2121

Снятие и ремонт маслонасоса автомобиля Нива ВАЗ-2121

Снимаем редукционный клапан

Извлекаем пружину клапана

Снятие и ремонт маслонасоса автомобиля Нива ВАЗ-2121

Снятие и ремонт маслонасоса автомобиля Нива ВАЗ-2121

Вынимаем упорную шайбу.

Снимаем крышку насоса.

Снятие и ремонт маслонасоса автомобиля Нива ВАЗ-2121

Снятие и ремонт маслонасоса автомобиля Нива ВАЗ-2121

Вынимаем из корпуса насоса ведомую шестерню

Извлекаем ведущую шестерню с валиком привода

Промываем детали насоса бензином или керосином и продуваем сжатым воздухом.

При наличии трещин и сильном износе корпуса, крышки и шестерен заменяем насос.

Снятие и ремонт маслонасоса автомобиля Нива ВАЗ-2121

Определите (подсчетом по результатам измерения диаметров) зазор между ведомой шестерней и ее осью.

Он должен быть 0,017–0,057 мм (предельно допустимый – 0,1 мм).

Снятие и ремонт маслонасоса автомобиля Нива ВАЗ-2121

Измерьте плоским щупом зазор между зубьями шестерен: должен быть 0,15 мм (предельно допустимый – 0,25 мм).

Снятие и ремонт маслонасоса автомобиля Нива ВАЗ-2121

Измерьте плоским щупом зазор между наружными диаметрами шестерен и корпусом: должен быть 0,15 мм (предельно допустимый – 0,25 мм).

Снятие и ремонт маслонасоса автомобиля Нива ВАЗ-2121

Измерьте плоским щупом, приложив к плоскости линейку, зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса: должен быть 0,161–0,166 мм (предельно допустимый – 0,2 мм)

При проворачивании ведущего валика рукой шестерни должны вращаться плавно и без заеданий.

Измерив диаметры валика и отверстия в корпусе насоса, определите зазор между опорными поверхностями валика и корпуса.

Зазор должен быть 0,016–0,055 мм (предельно допустимый – 0,1 мм).

Осмотрите редукционный клапан. На поверхностях, сопрягаемых с крышкой насоса, не должно быть повреждений (забоин, заусенцев), вызывающих снижение давления в системе, а также загрязнений или отложений, которые могут привести к заеданию клапана.

Осмотрите пружину редукционного клапана. Она не должна иметь механических повреждений.

При возможности проверьте упругость пружины: высота пружины должна быть равной 20 мм при вертикальной нагрузке 60,4–65,2 Н (6,15–6,65 кгс).

Высота пружины в свободном состоянии – 38 мм.

Осмотрите крышку. На поверхностях, сопрягаемых с редукционным клапаном, корпусом и приемным патрубком, не должно быть повреждений (забоин, заусенцев), а также загрязнений или отложений, которые могут привести к уменьшению давления в системе и заеданию клапана.

Если на картере двигателя имеются следы ударов, особенно внимательно осмотрите приемный патрубок.

Трещины и механические повреждения не допускаются. Очистите от грязи и промойте уайт-спиритом сетку приемного патрубка.

Если сетку не удается очистить или она повреждена, замените ее или маслоприемник.

Замените изношенные или поврежденные детали. Соблюдая максимальную чистоту при сборке, установите снятые детали и насос в порядке, обратном снятию.

Не забудьте залить масло в двигатель.

Моменты затяжки соединений деталей при установке и ремонте маслонасоса

Деталь

Резьба

Момент затяжки,

Нм (кгс·м)

Болт крепления звездочки вала

привода масляного насоса

М10x1,25

41,2-51,0 (4,2-5,2)

Гайка регулировочного болта клапана

М12x1,25

43,3-53,5 (4,42-5,46)

Втулка регулировочного болта клапана

М18x1,5

83,3-102,9 (8,5-10,5)

Болт крепления масляного насоса

М8

21,66-26,75 (2,21-2,73)

Болт крепления поддона картера

М6

5,10-8,20 (0,50-0,85)