Двигатель автомобиля ВАЗ-2123 оборудован микропроцессорной системой управления (МСУД), т.е. системой распределенного впрыска топлива с обратной связью, которая объединяет неразрывно связанные между собой подсистемы питания и зажигания

Управляет обеими подсистемами в комплексе электронный блок управления (ЭБУ), получающий информацию о состоянии двигателя от датчиков, контролирующих различные рабочие параметры системы.

Расположение датчиков показано на рис. 1.

Электрическая схема системы управления двигателем приведена в статье - Схема соединений ЭСУД Нива Шевролет

Распределенным впрыск называется потому, что для каждого цилиндра топливо впрыскивается отдельной форсункой.

Система впрыска топлива позволяет снизить токсичность отработавших газов при улучшении ездовых качеств автомобиля.

Рис. 1. Расположение элементов системы управления двигателем в подкапотном пространстве: 1 - датчик массового расхода воздуха; 2 - модуль зажигания; 3 - датчик положения коленчатого вала (на фото не виден, установлен около шкива коленчатого вала); 4 - форсунки; 5 - регулятор холостого хода; 6 - датчик температуры охлаждающей жидкости (на фото не виден, установлен в патрубке водяной рубашки головки блока цилиндров); 7 - датчик положения дроссельной заслонки; 8 - клапан продувки адсорбера; 9 - датчик детонации (на фото не виден, расположен с правой стороны блока цилиндров двигателя); 10 - датчик кислорода (на фото не виден, расположен на приемной трубе системы выпуска отработавших газов): 11 - контроллер (на фото не виден, расположен в салоне на перегородке щита передка); 12 - блок реле и предохранителей (на фото не виден, установлен вместе с контроллером); 13 - датчик скорости автомобиля (на фото не виден, установлен на раздаточной коробке); 14 - диагностический разъем (на фото не виден, установлен в салоне рядом с замком зажигания)

Установленная на автомобиле МСУД ВАЗ-2123-40 с контроллером Bosch MP7.OH (2123–1411020–10) обеспечивает нормы токсичности Евро II.

В данной системе применен синхронный метод подачи топлива. Форсунки включаются попарно и поочередно: сначала форсунки 1-го и 4-го цилиндров, а через 180° поворота коленчатого вала – форсунки 2-го и 3-го цилиндров и т.д.

Таким образом, каждая форсунка включается один раз за оборот коленчатого вала, т.е. два раза за полный рабочий цикл двигателя.

Для достижения норм токсичности Евро-IV на части автомобилей может быть применен метод фазированного впрыска.

В этом случае на двигатель дополнительно установлен датчик фаз, определяющий момент конца такта сжатия в 1-м цилиндре, а топливо подается форсунками по цилиндрам в последовательности, соответствующей порядку зажигания в цилиндрах (1–3–4–2).

Автомобили, обеспечивающие нормы токсичности Евро IV, в настоящее время на внутренний рынок не поставляются, поэтому система фазированного впрыска в данном издании не рассмотрена.

В данной статье описаны контроллер и датчики системы управления двигателем, а также модуль зажигания.

Элементы подсистемы подачи топлива и воздуха, а также системы улавливания паров топлива описаны в статье «Особенности системы питания Нива Шевролет».

В системе зажигания не используются традиционные распределитель и катушка зажигания.

Здесь применяется модуль зажигания, состоящий из двух катушек зажигания и управляющей электроники высокой энергии.

Система зажигания не имеет подвижных деталей и поэтому не требует обслуживания.

Она также не имеет регулировок (в том числе и угла опережения зажигания), так как управляет зажиганием контроллер.

В системе зажигания применяется метод распределения искры, называемый методом «холостой искры».

Цилиндры двигателя объединены в пары 1–4 и 2–3, и искрообразование происходит одновременно в двух цилиндрах: в цилиндре, в котором заканчивается такт сжатия (рабочая искра), и в цилиндре, в котором происходит такт выпуска (холостая искра).

В связи с постоянным направлением тока в обмотках катушек зажигания ток искрообразования у одной свечи всегда протекает с центрального электрода на боковой, а у второй – с бокового на центральный.

Управляет зажиганием в системе контроллер.

Датчик положения коленчатого вала подает в контроллер опорный сигнал, на основе которого контроллер делает расчет последовательности срабатывания катушек в модуле зажигания.

Для точного управления зажиганием контроллер использует следующую информацию:

  • – частота вращения коленчатого вала;
  • – нагрузка двигателя (массовый расход воздуха);
  • – температура охлаждающей жидкости;
  • – положение коленчатого вала;
  • – наличие детонации.

new

Разборку моста производите в следующем порядке: Установите мост на стенд (рис. 1), отверните пробки маслоналивного и маслосливного отверстий и слейте масло.

В процессе эксплуатации может потребоваться регулировка полного открытия дроссельной заслонки карбюратора и положения педали