Сборка коробки передач автомобиля МАЗ

Коробка передач МАЗСборку коробки передач выполняют в три этапа: сборка узлов ведущий вал и крышка подшипника ведущего вала, промежуточный и ведомый валы, верхняя крышка коробки передач, механизм дистанционного переключения передач, масляный насос, общая сборка коробки и испытание.

Ведущий вал и крышку подшипника ведущего вала собирают в такой последовательности:

устанавливают ведущий вал, (см. рис. 1) зубчатым венцом на подставку и напрессовывают на шейку вала задний шариковый подшипник до упора, предварительно установив в канавку наружной обоймы стопорное кольцо;

навертывают на резьбовую шейку вала кольцевую гайку и затягивают ее до отказа. Кромку гайки раскернивают в паз вала;

устанавливают крышку З подшипника ведущего вала гнездом под сальник вверх и запрессовывают в гнездо сальник до упора, предварительно смазав наружную поверхность сальника нитроэмалью.

Промежуточный и ведомый валы перед сборкой протирают, а сопрягаемые поверхности смазывают маслом.

Промежуточный вал собирают в следующем порядке:

устанавливают вал 17(см. рис. 1) зубчатым венцом на стол гидравлического пресса, запрессовывают в канавку вала шпонку и напрессовывают на вал шестерню 19 второй передачи до упора в зубчатый венец вала. Ступица шестерни 19 должна быть обращена в сторону от зубчатого венца;

надевают на вал распорную втулку шестерен второй и третьей передач, запрессовывают в канавку вала сегментную шпонку и напрессовывают до упора шестерню 21 третьей передачи короткой ступицей в сторону распорной втулки;

запрессовывают в канавку вала шпонку и напрессовывают до упора шестерню 22 пятой передачи короткой ступицей в сторону шестерни 21 третьей передачи;

запрессовывают в канавку вала шпонку и напрессовывают шестерню 23 отбора мощности длинной ступицей от шестерни 22 пятой передачи до упора;

запрессовывают в канавку вала шпонку и напрессовывают до упора шестерню 24 длинной ступицей в сторону шестерни 23 отбора мощности;

устанавливают в канавку вала переднее упорное кольцо, напрессовывают до упора на вал передний роликовый подшипник и устанавливают в канавку вала упорное кольцо подшипника.

Ведомый вал собирают в такой последовательности:

устанавливают вал 14 (см. рис. 1) резьбовым концом вниз;

устанавливают на вал упорную шайбу до упора в торец шлицевой поверхности и шестерню 11 второй передачи зубчатым венцом от упорной шайбы. Шестерня на валу должна вращаться легко без заеданий;

запрессовывают в канавки вала шпонки и напрессовывают на вал до упора распорную втулку шестерен второй и третьей передач большим торцом в сторону шестерни II второй передачи;

устанавливают на шлицы распорной втулки синхронизатор 10 второй и третьей передач в сборе с кареткой короткой ступицей к шестерне 11 второй передачи;

напрессовывают на вал втулку шестерни 9 третьей передачи до упора в распорную втулку, совместив при этом вырез во втулке со шпонкой распорной втулки, и устанавливают на втулку шестерню 9 прямозубым венцом в сторону синхронизатора 10. Шестерня на валу должна вращаться легко без заеданий;

проверяют продольное перемещение обоймы конусных колец синхронизатора 10, которое должно быть в пределах 3—5 мм. Сцепление зубьев каретки синхронизатора с зубьями шестерни должно быть легкое, без заеданий;

напрессовывают на вал до упора втулки шестерни 8 пятой передачи буртом в сторону шестерни 9 третьей передачи и, одновременно совместив штифт втулки с пазом вала, устанавливают на втулку шестерню 8 прямозубым венцом в сторону от бурта втулки. Шестерня должна вращаться на валу легко, без заеданий;

устанавливают упорную шайбу шестерни 8 пятой передачи, вращая ее до совмещения выступов шайбы со шлицами вала, и запрессовывают замковую шпонку. Зазор между втулкой шестерни пятой передачи и упорной шайбой должен быть в пределах 0,02—0,1 мм, который обеспечивается подбором толщины упорной шайбы до установки шестерни пятой передачи. Упорные шайбы изготавливают по толщине трех размеров: 7-0,58, 7,15-0,58 и 7,3-0,58мм;

устанавливают синхронизатор 5 четвертой и пятой передач на шлицы ведомого вала 14 прямозубым венцом каретки меньшего диаметра в сторону шестерни пятой передачи;

напрессовывают передний роликовый подшипник на переднюю шейку вала до упора и устанавливают упорное пружинное кольцо в канавку на передней шейке;

запрессовывают в отверстие крышки 15 ведомого вала сальник заподлицо с внутренним торцом отверстия. Перед запрессовкой сальника посадочную поверхность отверстия в крышке смазывают нитроэмалью.

Крышка коробки передач МАЗВерхнюю крышку коробки передач собирают в такой последовательности:

вставляют в гнездо крышки 1 пружину 19 и стопорный шарик 18, вставляют в отверстия крышки шток 21 с одновременной установкой на шток головки 11 и вилки З включения заднего хода. При установке штока используют оправку (рис. 3). Совмещают резьбовые отверстия головки и вилки с отверстиями в штоке и крепят их стопорным винтом, который контрят шплинт-проволокой;

устанавливают в крышку 1 (рис. 2) шток 5 вилки переключения третьей и четвертой передач и одновременно устанавливают на шток вилку 8. Совмещают резьбовое отверстие в вилке с отверстием в штоке и закрепляют вилку стопорным винтом 9, который контрят шплинтовочной проволокой;

вставляют в каналы крышки под шток 21 вилки включения заднего хода и под шток 5 вилки переключения третьей и четвертой по два шарика 7 замка штока переключения передач;

устанавливают штоки 21 и 5 в нейтральное положение;

вставляют в отверстие штока штифт замка штоков, который должен перемещаться в отверстии свободно и подсобранный шток с установленными на нем головкой 1, вилкой 4 переключения первой второй передач вставляют в крышку. Совмещают резьбовые отверстия головки и вилки с отверстиями в штоки и устанавливают в них стопорный винт, который контрят шплинтовочной проволокой;

вставляют в отверстия крышки под штоки заглушки 10.

Заглушки устанавливают на нитроэмаль;

устанавливают поводок 15 включения заднего хода на крышку и закрепляют его осью 14, на резьбовой конец которой навертывают гайку

вставляют в стакан 13 пружину предохранителя и ввертывают стакан в крышку;

ввертывают в крышку 1 маслоналивную пробку 2 и сапун в сборе

Механизм дистанционного переключения передач собирают в такой последовательности:

вставляют штифт 33(см. рис. 1) во втулку, устанавливают на головку штифта во втулку пружину, а затем подсобранный узел устанавливают втулкой в гнездо картера 30, совместив отверстие во втулке с резьбовым отверстием в картере, и ввертывают стопорный болт с пружинной шайбой;

ввертывают в картер 30 маслоналивную и маслосливную пробки;

вставляют в канавку вала 34 сегментную шпонку, надевают на вал промежуточный рычаг 29 переключения передач, совместив предварительно канавку в рычаге со шпонкой и резьбовое отверстие с отверстием в вале, ввертывают установочный винт и контрят его шплинтовочной проволокой;

Оправка для установки штоков вилок переключения передачустанавливают подсобранный вал 34 в картер 30 со стороны люка крышки картера;

вставляют в канавку свободного конца вала шпонку и надевают на его конец рычаг 6 переключения передач, совместив резьбовое отверстие в рычаге с отверстием в вале, ввертывают установочный винт и контрят его шплинтовочной проволокой как и промежуточный рычаг 29;

надевают на шаровую поверхность промежуточного рычага 29 головку штока 28, вставляют в канавку картера уплотнительное кольцо штока 28 и вставляют в картер со стороны уплотнительного кольца шток 28 выемкой под болт крепления головки штока от промежуточного рычага 29, одновременно надев на шток головку так, чтобы резьбовое отверстие в ней было расположено от люка;

совмещают отверстие в головке с выемкой на штоке 28 и ввертывают болт крепления головки с замковой шайбой;

смазывают обе стороны прокладки крышки картера герметизирующей пастой, устанавливают ее на Люк картера, совместив отверстия под болты, Накладывают на прокладку крышку картера механизма и ввертывают в совмещенные отверстия болты с пружинными шайбами.

Масляный насос собирают в такой последовательности:

в канавку валика ведущей шестерни запрессовывают сегментную шпонку и запрессовывают валик со шпонкой в ведущую шестерню, выдержав размер (25,5±0,5) мм от торца шестерни до торца валика со стороны хвостовика;

надевают ‘на ось ведомую шестерню в сборе с бронзовой втулкой и вставляют во втулку в основании валик в сборе с ведущей шестерней;

устанавливают на основание прокладку корпуса насоса, предварительно обезжирив ее уайт-спиритом и смазав с двух сторон герметизирующей пастой;

устанавливают корпус насоса в сборе с шестернями на основание, совместив отверстия корпуса, прокладки и основания, и ввертывают болты с пружинными шайбами;

проверяют легкость вращения шестерен, которые должны вращаться от руки легко и без заеданий;

вставляют в гнездо корпуса насоса шарик, пружину и ввертывают пробку перепускного клапана до отказа;

шплинтуют крепежные болты и пробку клапана проволокой диаметром 1,2 мм;

испытывают собранный насос на стенде на масле Дп - 11 при температуре (50± 5)°С при частоте вращения ведущего вала 1100 мин в течение не менее 3 мин: При испытании давление масла на выходе должно быть в пределах 0,7—0,12 МПа (0,7—1,2 кгс/см²) и производительность — не менее 7 л/мин при противодавлении 0,07— 0,12 МПа (0,7—1,2 кгс/см²). Течь масла через соединения не допускается.

Общую сборку коробки передач выполняют в такой последовательности:

устанавливают сетку заборника с прокладкой в сборе в нижний люк картера 18 (см. рис. 1) коробки передач, на сетку помешают крышку заборника 20 с магнитом в сборе и в совмещенные отверстия ввертывают болты с пружинными шайбами, затянув их равномерно;

устанавливают на боковые люки картера коробки прокладки и крышки и в совмещенные отверстия ввертывают болты. Прокладки крышек люков и резьбовые отверстия под болты смазывают перед установкой герметизирующей пастой;

продувают масляные каналы и внутреннюю полость картера коробки сжатым воздухом, ввертывают в картер маслосливные пробки и пробку контроля уровня масла, предварительно смазав резьбовые отверстия герметизирующей пастой;

устанавливают промежуточный вал 17 в сборе в картер коробки передач подшипником в переднее гнездо, устанавливают стопорное кольцо в канавку наружной обоймы шарикового подшипника, напрессовывают задний шариковый подшипник на конец промежуточного вала и в отверстие картера одновременно, устанавливают на торец промежуточного вала упорную шайбу, ввертывают в совмещенные отверстия болты, затянув их до отказа;

собирают блок 27 шестерен заднего хода с роликовыми подшипниками и промежуточной втулкой, предварительно смазав роликовые подшипники консистентной смазкой ЦИАТИМ-201;

устанавливают блок шестерен заднего хода в картер 18 коробки передач малым зубчатым венцом к заднему торцу картера, запрессовывают ось 26 блока шестерен в отверстия картера номинального или ремонтного размера (см. таблицу) таким образом, чтобы лыска на торце оси была обращена к заднему подшипнику промежуточного вала;Сборка кпп МАЗ (таблица сопряжений)

устанавливают крышку заднего подшипника промежуточного вала на торец картера коробки выступом к лыске на оси блока шестерен и ввертывают в совмещенные отверстия болты с пружинными шайбами, затянув их равномерно;

проверяют вращение блока шестерен заднего хода и промежуточного вала подачей сжатого воздуха под давлением 0,5—0,7 МПа (5—7 кгс/см²) на зубья блока шестерен. Стуки, скрежет и неравномерный шум не допускаются;

устанавливают шестерню 12 первой передачи и заднего хода на шлицы ведомого вала 14 и проверяем легкость ее перемещения вдоль шлицов, снимают шестерню с вала и помещают ее в картер 18 коробки передач, продувают ведомый вал в сборе сжатым воздухом и плавно устанавливают его в картер коробки, одновременно установив на него шестерни первой передачи и заднего хода;

продувают каналы ведущего вала сжатым воздухом и устанавливают ведущий вал 2 в сборе с подшипником в отверстие картера 18, совместив маслоотводную трубку с отверстием в ведомом вале;

  • устанавливают стопорное кольцо в канавку наружной обоймы заднего шарикового подшипника ведомого вала 14 и запрессовывают подшипник на задний конец ведомого вала в отверстие картера коробки 18 одновременно;
  • проверяют легкость вращения валов от руки. Валы должны вращаться легко, без заеданий при положении синхронизаторов и шестерни 12 первой передачи и заднего хода;
  • напрессовывают ведущую шестерню привода спидометра на задний конец ведомого вала 14, устанавливаем прокладку и крышку 15 заднего подшипника ведомого вала, предварительно смазав рабочую поверхность сальника в крышке консистентной смазкой ЦИАТИМ-201, ввертывая в совмещенные отверстия болт с пружинными шайбами и затягиваем их равномерно до отказа;
  • напрессовывают фланец 16 крепления карданного вала до упора, на шлицевой конец ведомого вала надевают тарельчатую шайбу, навертывают и затягивают гайку до совмещения прорези гайки с отверстием в вале и вставляют шплинт.
  • смазывают винтовую канавку и рабочую поверхность сальника в крышке 3 подшипника ведущего вала 2 консистентной смазкой ЦИАТИМ-201, уплотнительную прокладку крышки с обеих сторон и резьбовые отверстия в картере под болты крепления крышки - уплотняющей пастой “Герметик”;
  • накладывают прокладку на фланец крышки, совместив отверстия под болты, устанавливают крышку З на ведущий вал 2, совместив маслоотводной канал в крышке с дроссельной втулкой в картере 18 коробки передач, вворачивают в совмещенные отверстия болты, затянув их до отказа, предварительно подложив под них плоские шайбы, и контрят болты попарно шплинтовочной проволокой диаметром 1,2 мм;
  • смазывают уплотнительную прокладку масляного насоса 25 с обеих сторон и резьбовые отверстия в картере 18 коробки под болты крепления масляного насоса уплотняющей пастой “Герметик”;
  • накладывают прокладку на основание масляного насоса 25, совместив отверстия под болты, устанавливают насос в сборе на картер 18 коробки передач, совместив положение выступа хвостовика валика ведущей шестерни с пазом в промежуточном валу 17и срезанную часть основания направив в сторону крышки З подшипника ведущего вала, и ввертывают в совмещенные отверстия болты с подложенными плоскими шайбами, которые контрят попарно;
  • проверяют вращение валов коробки от руки, которые должны вращаться легко, без заедания;
  • устанавливают на люки картера 4 сцепления верхнюю и нижнюю крышки и закрепляют их болтами с подложенными пружинными шайбами;
  • смазывают резьбовые отверстия в картере 18 коробки передач под болты крепления картера 4 сцепления уплотнительной пастой “Герметик”;
  • устанавливают подсобранный картер 4 сцепления на торец коробки передач, ввертывают в совмещенные отверстия картера сцепления и коробки передач болты с подложенными пружинными шайбами и контрят их попарно шплинт-проволокой диаметром 1,6 мм;
  • вставляют вал вилки выключения сцепления во втулки картера 4 сцепления таким образом, чтобы шлицевой конец вала находился слева, если смотреть на коробку передач со стороны фланца Карданного вала, проверяют легкость вращения вала от руки, вставляют в канавку вала шпонку, выдвигают вал из одной втулки, устанавливают на него вилку выключения сцепления обработанными площадками вперед, ввертывают в отверстие вилки стяжной болт с шайбами, выставляют вилку симметрично трубе крышки З подшипника ведущего вала и затягивают стяжной болт окончательно;
  • напрессовывают на горловину муфты 1 выключения сцепления подшипник до упора. После напрессовки внутреннее кольцо и наружная обойма подшипника должны свободно вращаться от руки;
  • устанавливают муфту 1 в сборе на крышку З подшипника ведущего вала, проверяют легкость движения муфты вдоль крышки ведущего вала, соединяют муфту пружинами, вставив их концы в отверстия муфты и вилки;
  • закрепляют шланг смазки муфты выключения сцепления, ввертывая его наконечники в муфту и картер сцепления;
  • ввертывают в наконечник шланга, закрепленного на картере сцепления, и в отверстия для смазки опорных шеек вала выключения сцепления угловые масленки;
  • устанавливают синхронизаторы 5, 10, шестерню 12 первой передачи и заднего хода в нейтральное положение, накладывают прокладку на плоскость сопряжения картера 18 коробки передач с верхней крышкой 13, совместив отверстия под болты, устанавливают на прокладку верхнюю крышку 13 в сборе, совместив вилки переключения передач с пазами синхронизаторов 5 и 10 и шестерни 12 первой передачи и заднего хода, ввертывают в совмещенные отверстия болты и затягивают их равномерно
  • устанавливают прокладку механизма дистанционного переключения передач на шпильки верхней крышки, ставят на прокладку механизм дистанционного переключения передач в сборе таким образом, чтобы он был направлен в сторону шлицевого конца вала выключения сцепления, а рычаг переключения передач вошел в паз головки штока переключения передач, надевают на шпильки пружинные шайбы, навертывают гайки и затягивают их до отказа;
  • вставляют в крышку 15 заднего подшипника ведомого вала 14 шестерню привода спидометра, устанавливают крышку сменных шестерен с валиком ведомой цилиндрической шестерни и закрепляют болтами;
  • смазывают муфту выключения сцепления и втулки валика привода выключения сцепления через масленки универсальной тугоплавкой смазкой.
  • Собранная коробка передач перед испытанием на стенде должна отвечать следующим требованиям:
  • валы коробки передач при вращении ведущего вала от руки должны свободно, без заедания, вращаться как при нейтральном положении рычага переключения передач, так и при выключенных первой передаче и передаче заднего хода;
  • переключение всех передач должно происходить без больших усилий. Фиксаторы штоков должны четко фиксировать штоки в положении включенной и выключенной передачи. Одновременное включение двух передач не допускается;
  • при вращении валика привода выключения сцепления от руки муфты выключения сцепления должна свободно, без заеданий, передвигаться по направляющей крышке подшипника ведущего вала до соприкосновения торцов муфты и крышки.

При испытании отремонтированной коробки передач на стенде допускается применять в качестве смазки регенерированное дизельное масло дп - 11, подогретое до температуры 65°С, заливаемое в коробку передач и в механизм дистанционного управления. Коробки передач испытывают на всех передачах как без нагрузки, так и под нагрузкой, создавая 2 тормозной момент на ведомом валу.

Работа коробки передач на стенде на любой включенной передаче должна происходить без резких шумов и стуков. Уровень шума оценивают на слух, сравнивая с эталонной коробкой передач. Переключение передач должно происходить без больших усилий и заеданий. При нейтральном положении рычага переключения передач и при максимальных оборотах ведущего вала. допускается незначительное вращение ведомого вала, устраняемое моментом не более 15 Нм (1,5 кг/см), приложенным к фланцу. Течь масла через соединения коробки передач не допускается. Возможны незначительные выделения масла через сальники и сапун, но без каплеобразования. Температура масла в картере коробки передач во время испытаний не должна превышать 85°С.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить